Братья.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


30-летию выхода диска "Любовь- огромная страна" посвящается...


Братья.

(сентябрь 2005)
3

В "Ладу" вернулся Кролик, а я вернулся в Москонцерт в оркестр Фрумкина, которого потом сменил Мерабов. Мерабов навел в оркестре порядок и научил людей играть. С Фрумкиным оркестр в основном играл на танцах и вместо 19 концертов давал 9. Мы получали 180 рублей, и Фрумкина это устраивало. Всем было наплевать на все.
Когда пришел Мерабов, он заставил тех же самых людей нормально играть. И мы поехали на гастроли от Госконцерта по союзным республикам. Были только столицы, хорошие гостиницы и хорошая оплата.

-Как ты попал в ансамбль "Москвичи"?

-Они мне позвонили. Им был нужен руководитель, который мог бы грамотно писать аранжировки. Я приехал, ознакомился с репертуаром, стал играть на органе и писать аранжировки.
В тот момент там работали: Дурандин, Мамиконов, Капитанников, Соколовский...
Соколовский мне и позвонил, хотя я его до этого не знал. Был там барабанщик Чугреев, но по сути дела, стучать-то он не умел. Так временно там сидел за неимением другого. Он потом стал там рабочим. Пытался быть звукорежиссером, но не смог им работать и стал рабочим сцены.
ВИА "Москвичи":
Соколовский, Мамиконов, Макеев (Пузырев), Капитанников,Осколков,Дурандин и Ю.Слободкин

Вскоре я привел Мишу Филиппова. Мишу я нашел в ресторане. Он пел, играл на барабанах, то ли на Новом Арбате, то ли в "Москве" на 7 этаже.
Барыкина тоже привел я. Я там тусовался по Новому Арбату, смотрел по кабакам. А он пел просто здорово. Там работал какой-то состав. Руководителем был Малышевский Геннадий. А Барыкин работал у него певцом и гитаристом. Я решил, что он слишком хорошо поет для ресторана. Предложил ему перейти в "Москвичи". У нас уже были сделаны ставки, девятирублевые. Для него мы тоже сразу же сделали ставку. И когда он потом перешел в "Веселые", он сразу получал нормальные деньги. Так у Паши обычно испытательный срок, а через полгода была только ставка. А Барыкин стал получать сразу.
Игоря Осколкова тоже я привел. Из биг-бэнда Левона Мерабова. У нас были гастроли. Отделение "Москвичи", отделение этот оркестр со своими солистами. Катались по югам. Я там играл на фортепиано и в этом биг-бэнде, потому что у них не было пианиста. После выступления с "Москвичами" я переодевался и работал с ними. Там я и приглядел Осколкова, человек на скрипке играет и тромбонист хороший, ну и пригласил его в ансамбль.

-А что у вас был за репертуар?

-Пели песни Дьячкова, Тухманова, про Москву... Что-то искали... И брали у "Веселых ребят" то, что пели они.
"Что со мной ты сделала
Зачем лишила сна..."

Все, что было лучшего у "Веселых ребят" и "Самоцветов" мы пытались брать и своими силами сделать.
Я к Тухманову ездил домой брал песни, фонограммы.
Была такая песня его "Как прекрасен этот мир", она была записана "Москвичами" еще до меня. Там использовалась фонограмма Тухманова. На записи "Москвичи" не играли, а только пели.
Потом я брал у Тухманова клавир песни для фестиваля. Мы потом ее исполняли в Калининграде. Там что-то...
"Когда Земля в золе...
Мир всей Земле....
Мир, как воздух нужен нам..."

Рок-н-ролл такой. Нормальный рокешник, но с советскими словами. Но эта песня что-то не пошла.
Были песни "Налетели дожди", "День без выстрела". Потом еще какие-то дьячковские песни.
Была песня, она потом стала называться "Честно говоря" в исполнении "Цветов". У нас она называлась несколько иначе, как не помню, по тексту. И текст они там немного сгладили, Там был текст поярче.
Был "Школьный бал". Там тоже были другие слова, и называлась она "Школьный вальс". У "Веселых" ее пел Бергер. И там текст был другой. И называлась она, как раз "Школьный вальс". Первый текст был лучше гораздо. Прикол был в том, что она не вальсом идет, а, как обычно, на четыре. Потом, когда "Самоцветы" ее записывали, то там были придирки к автору текста. И текст пришлось править при записи. Название тоже поменяли.
Еще была песня Дьчкова "Дом мой -Россия", которую комиссия зарубила. Ее там мы спели на три четверти лирическими голосами и звучало это глупо. А это был рок-н-ролл в стиле "Криденс". С припевчиком довольно лихим.
"Битлз" иногда пели. Ездили по Прибалтике и пели там песни из "Сержанта". Мы пели с Филипповым. Я пел за Маккартини, он за Леннона. Эту музыку хорошо принимали.

-А что представлял в ансамбле Юлий Слободкин?

-У него дома была наша база, находились все аппараты. Мы там репетировали, хотя у нас была репетиционная база на Волоколамке.
В концерте у него было 2 блока. И он выходил, когда зал уже был разогрет. Пел он в основном русские народные песни-"Ой, мороз, мороз" и т.п. Потом он пел кокой-то вальс Тухманова "С полуслова, с полувзгляда...", взятый у "Веселых ребят". Там Бергер ее пел. Юлику она тоже приглянулась. Это была его боевая песня, выигрышная. Пел он и "За того парня".
Себе он сам подбирал репертуар, а для ансамбля мы искали. Он никогда не говорил, что вот эту песню не надо брать в репертуар, поскольку плохого мы не приносили. Единственно,что были всякие комиссии, и он мог сказать, что это слишком по-западному звучит и это надо пригладить, но в таких случаях он был всегда прав.
В ансамбле он не пел. А ему, когда надо, легко было подпеть. В терцию. Он был не ансамблевый певец. Солист. А они все мимо нот поют. У них ноты и вот такая вибрация на полкирпича туда -сюда.
Сначала в музыкальном плане ансамбль был слабый совсем. Практически не было солистов, кроме Филиппова. Когда пришел Барыкин, появился первый крепкий солист. Барыкин и Филиппов уже два солиста. Это было нормально.
Капитанников тогда еще очень мало пел. Ему еще запрещали петь:
-Ты поешь фальшиво, у тебя голос хриплый...
А у него очень приятный тембр, народу такой нравиться. И на сцене он хорошо смотрелся. Надо ему было петь, обязательно. Я его заставлял петь. И в итоге он сейчас поет и довольно прилично.
Еще пел Дурандин. Как солист он, конечно, на любителя, а с точки зрения интонации,подачи текста, претензий к нему не было. Хотя, конечно, солист он не яркий.
Я приводил к Юлику многих людей, но он их не брал. Слишком хипповые были,с длинными волосами.
Однажды привел Дегтярюка, который потом был в "Веселых". Юлик говорит:
-Такого с длинными волосами не пропустят.
Потом пришла Пугачева, но очень кратковременно там была. Она пришла с какими-то своими нотами, но мы ей сказали, что у нас ансамбль, и мы будем решать, что надо ей петь.
Позже, когда она пришла в "Веселые ребята", был момент, когда она стала руководить. Все стали ее звать Алла Борисовна, хотя она была моложе многих. Я с ней знаком по Лундстрему. Я был в "Ладе", а у нее был номер. Там мы дружили.
Потом я в разных местах работал. В Госконцерте играл иногда. Бэнд у нас там работал большой, потом я один иногда ездил. Подменял иностранных пианистов.
В Госконцерте был режиссер хороший из Америки Николас Бурлак. Он был беспартийный, но умел делать концерты. Он был главным режиссером Госконцерта и брал людей вне зависимости от их образования и биографии, которые просто умели работать. И платил он нормально. Потом его все-таки поменяли на какого-то коммуниста. А потом Госконцерта не стало.

-Приход в "Москвичи" Ефима Дымова (Пустельника)?

-Дымов пришел, когда мы сдавали на тарификацию. На получение девятирублевых концертных ставок. Нам было сказано:
-Или вы берете этого человека или у вас ставок не будет.
У него в Москонцерте был влиятельный знакомый. Ну, мы его и взяли. А оказалось, что человек он полезный, потому что он играл на двух инструментах тоже. Я принял его в штыки, потому что как музыкант, он человек совершенно другого направления. Ни рок-н-ролл, ни группы ничего это он не знал. Но он был саксофонист и альтист.
До этого мы работали по договору и от Союзконцерта и от Росконцерта и от Москонцерта, но в штате нигде не состояли. Когда нас тарифицировали, то приняли в вокальный отдел Москонцерта в штат.

История с фотографией.

"Москвичи":
Дымов, Мамиконов, Макеев, Филиппов, Толмачев, Ю.Слободкин, Щукин.
Москвичи

С этой фотографией связана такая история.Мы поехали на гастроли куда-то на Волгу:Чебоксары, Ижевск или Саратов. Дурандин и Капитанников не поехали. На бас-гитаре мог и я сыграть, но нужен был гитарист. Я вспомнил про Адриана Щукина. Он работал в МОМА. В свое время я искал солиста в "Ладу", когда ушел Слава. Одним из кандидатов был Щукин. Я его нашел где-то в ресторане. Привел его, но он не понравился ребятам. Никому. И его не взяли. Но знакомство осталось. И когда понадобился поющий гитарист, я нашел телефон и позвонил ему. Он поехал с нами.
Первый концерт прошел "на ура", а второй провалили. Это бывает, когда люди сначала напрягутся, а потом расслабятся.
В самолете, когда мы летели, то репетировали все вокальные партии. А вечером концерт. Пока вышли на концерт, все еще помнилось. На другой день расслабились. Бухнули, естественно. И вышли на концерт. Это во Дворце спорта было. Ну и провалились.

-Конкурс в Минске в 1973 году.

-Туда нас Москонцерт направил, видимо, не без помощи знакомого Дымова. И благодаря, конечно, не каким-то выдающимся вокальным качествам, инструментальному ансамблю или аранжировкам, а только благодаря партийной направленности репертуара.
Тогда в Москонцерте было кроме нас всего три ансамбля: "Веселые ребята", "Голубые гитары" и "Самоцветы". И "Музыка" образовывалась. Тоже, кстати, в инструментальном отделе. "Музыка" потом пела мои песни:"25 минут", "Проходят годы", еще что-то.
Юлик Слободкин тоже был с нами в Минске. Мы пели там "Гляжу в озера синие" и что-то еще патриотическое. Скорее всего "Как прекрасен мир". "Дом мой- Россия", может, пели Дьячкова. А Слободкин пел, наверное "Ой, мороз, мороз". "Гляжу в озера синие"-пели точно. У Филиппова была шутка: "Блюю в озера синие, в полях в ромашки рву".
В Минске мы заняли третье место, а в Калининграде мы заняли второе. Уже после Минска это было. Там был тоже какой-то фестиваль или конкурс ВИА.

-А как поступило предложение от Ободзинского о совместной работе?

-Это было в Минске, но тогда я об этом не знал ничего.
Когда они ушли, то остались Филиппов, Барыкин, Юлик и я. И звукорежиссер, который был там в то время. Для меня тогда это была закрытая тема. Я думаю, что большая часть народу там уже знала, что уходят к Ободзинскому. Или в Калининграде или в Минске. Но я этого не знал. Они открыто об этом не объявляли и понятно почему, вдруг бы это не сложилось с Валерой. Валера ведь мог и запить. С ним такое случалось. Они бы остались без работы тогда вообще.
Тогда про эту возню я ничего не знал. Юлик мне потом сказал, что вся группа требует чтобы вас убрали с Филипповым. Иначе они сами все уйдут.
В Калининград мы поехали еще старым составом. Мы по карьере тогда очень быстро двигались. Имели все возможности стать №2 в Москонцерте после "Веселых ребят". "Самоцветы", тогда еще, ни в каком состоянии находились. Их можно было тогда перешибить с их комсомольским пением в октаву. Даже тем составом, который у нас был. Три голоса четких у нас было.
Еще у нас был подпевальщик Слава Толмачев. Он стал потом администратором. Он тоже мог спеть. Слава и Мамиконов- это люди профессиональные, как и я, как и Дурандин. Нам все равно, что петь. Ноты поставил и вперед. Могли сразу с первого дубля писать.
Потом Слава за пультом сидел, где-то стоял на сцене. В итоге он стал администратором. Неплохим, кстати, администратором у "Верных друзей".

-А когда Барыкин провел переговоры с "Веселыми ребятами" до конкурса в Минске или после?

-Трудно сказать. Там получилось так. После конкурса в сентябре мы ушли в плановый отпуск. У нас был радист такой Будиловский в "Москвичах". Радист и работник сцены. Он был еще каким-то комсомольским работником. Он и говорит:
-Сейчас, чтобы сохранить ансамбль, я вам сделаю выезд на юг. Там будем репетировать, и отдыхать в спортлагере МГУ.
Что он и сделал. Мы приехали в Пицунду и там, вместо оплаты за проживание, играли на танцах и репетировали новую программу.
Туда же приехали Градский, Леша туда приехал, Дегтярюк. В общем, собралась вся хиппня.
Мы там репетировали. А когда все срепетировали, вдруг Бурлак звонит:
-Нужен состав аккомпанирующий для Джимми Санти.
Я взял Филиппова и Щукина. Вместе с его личным басистом Гришей Черниковым. Они в ресторане работали вдвоем, у них была такая команда. Они вдвоем переходили из ансамбля в ансамбль. Нормальная была команда. Все было спето на два голоса. Остальным требовалось только все это выучить. Черников потом утонул где-то в Сочи.
Еще взяли каких-то левых духовиков из Москонцерта. Ноты им поставили, и они играли. У Санти все было так аранжировано: ритм-группа плюс два духовых.
Я договорился с Бурлаком и был там одновременно руководителем и администратором. Платили нам две ставки. Города были хорошие, только столицы. Все были довольны. Катались мы сентябрь-октябрь.
С нами на юге репетировал Дегтярюк. Я хотел его взять в поездку, но его сначала не взяли в Госконцерте.
Потом я настоял и выписал его по маршруту гастролей. Он приехал с басистом Ширяевым. Люди они были очень хипповые и к ним были замечания. Они отработали город Полтаву и их, в конце концов, убрали.
Вот, видимо, когда у нас был этот отпуск, Барыкин и сговорился с Пашей.
А когда у нас закончились гастроли, у него была уже хорошая работа. Что такое получать в день 20 рублей или в "Веселых" поучать 60? Причем у нас только одни гастроли и все на этом заканчивалось, а там стабильная работа. Там интереснее было работать. А у нас нет концертов- нет денег. Так всем платили в Москонцерте. Кто был на ставке, тем платили какой-то условный простойный оклад. Умножали ставку на 15. Девять на пятнадцать получалось 135 рублей, и платили от этого какой-то процент. Поэтому реальных там денег не было, если не было концертов.
Пока мы там катались по югам, все остальные ушли к Ободзинскому. Кроме меня, Филиппова и Барыкина. И естественно, Юлика Слободкина. Он сохранил за собой товарную марку "Москвичи" и работал под этой маркой с Пугачевой, по отделению. Потом она стала работать с Кретюком в каком-то ансамбле. Тоже "Москвичи назывались.
Микаэлла.

Лейбл "Москвичи" был за Юликом, и надо было искать какую-то работу. Тут мне предложили в Госконцерте поехать пианистом с певицей Микаэллой. Она какие-то испанские вещи пела, типа фламенко. У нее было обычное трио, но пианист вдруг потребовал удвоение зарплаты. Его выгнали и взяли меня.Там я и проработал пока не пошел к Паше Слободкину.
На него я работал еще до Микаэлллы. Еще в Пицунде я уже работал на Пашу. Уже писал аранжировки, к тому материалу, который он мне давал. И я знал, что рано или поздно приду работать к Паше.

Продолжение