Беседа с гитаристом группы "Воскресенье" Вадимом Голутвиным .

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Александр Кудряшов.


Интервью с Вадимом Голутвиным, организованное Юрием Герцевым.

ноябрь 2010 – март 2011

2

О работе в группе «СВ».

- В истории группы «СВ», которая изложена в буклете CD «Лучшее» (1997) говорится, что при создании сюиты «Московское время» Вы предложили новые решения соединения стихотворного и музыкального языков, придавшие группе абсолютное своеобразие, не имеющее аналогий. Думаю, что аналоги были, например, рок-сюита «Исповедь» (музыка Г.Мая - стихи Е.Евтушенко) записанная «Араксом», где в то время работали и Вы. Другое дело, что джаз-роковая сюита «Московское время» получилась более интимной и искренней. Или я не прав?

- Благодарю за возможность высказаться по поводу "Московского Времени". Коренное отличие данной работы от (не побоюсь категоричности) любой другой, содержащей мелодекламацию, состоит в том, что вся музыкальная фактура опирается на точный ритмический (буквально считанный по слогам-долям) скелет текста. Стихотворение как бы "одето" музыкой, сшитой точно по стихотворному размеру. При этом, обращаю Ваше внимание, что стих - "белый", то есть не разбитый на строфы. "Квадрат" каждой из частей, я определял, исходя из законченности мысли, или настроения. Смею утверждать, что подобной "диффузии" поэзии и музыки, вы больше не найдёте нигде, во всяком случае тогда, в начале 80-х, ничего подобного никто ещё не делал.
Благодарю, конечно, за джаз-роковый "орден", я с большим почтением отношусь и к Джазу и к Джаз-року, но к великому сожалению, никак не могу претендовать на сопричастность. Мне всегда казалось, что «СВ» того времени ближе всего по жанру к Нью Эйджу, да и потом в "Школе" это опять же заметно.
Прошу извинить меня за многословность - "всколыхнулись" воспоминания... да, и возраст своё берёт...


- По отзывам критиков, на "Рок-Панораме - 86" музыканты группы "СВ" (название "СВ" в начале 1986 года придумал Александр Бутузов) очень сильно волновались, им не хватило накала, остроты, искренности, звук был слишком плоский и холодный. Поэтому дебют группы был неудачный. Как Вы оцениваете это выступление?

- На «Рок-панораме 86», мы выступали в первый раз в этом составе и с этим репертуаром. "Компания" была - удивительная! Это и Маргулис на басу, и Серёга Кавагоэ, и Андрюха Степанов (Рублёв), и Серёга Кудаев. В постановке "царил" легендарный Кузя (Михаил Кузевич, экс-завпост «Аракса»), а покровительствовал сам Валера Гольденберг, единственный в своём роде рок-продюсер советского времени. Репертуар в основном состоял из песен Андрюхи Степанова, они больше всего напоминали стилистику Ник Киршоу, содержали много электронных "красот", требовали сложного баланса и т.д. и т.п. В общем, мы совершенно сознательно отказывались от наших основных достоинств - живого драйва и компактности, но - такова была судьба. Было понятно (мне, во всяком случае), что с такой "выкладкой" рассчитывать на успех не приходилось.
К тому же наступали новые времена - Жанна Агузарова в начале выступления «Браво» долго расчёсывала свои длинные волосы, стоя на авансцене спиной к публике. Это был настоящий рок-н-ролл! Честно! Публика ревела, а нам оставалось только использовать эту возможность, как репетиционную, на публике. Конечно, в таком составе, мы долго просуществовать не могли, однако, результатом тех усилий стала пластинка "Возвращенье", где есть очень красивые вещи.

- Мелодия выпускала пару пластинок с записями, сделанными на "Рок-Панораме - 86". В интернете можно найти записи выступления на "Рок-Панораме - 86" групп «Альфа» и «Круиз». Сохранилась ли запись выступления «СВ» на этом фестивале? Интересно было бы услышать.

-Честно говорю - не знаю, остались ли, и были ли, или нет записи выступления «СВ» на «Рок-панораме-86». За пультом у нас был, по-моему, Игорь Новиков, если - он, то вполне возможно, что у него ЕСТЬ!

- Вы сказали, что "результатом тех усилий стала пластинка "Возвращенье". По-видимому, речь идет об усилиях по подготовке программы к «Рок-Панораме-86». Но ведь на «Рок-Панораме-86» программа «СВ» состояла из песен А.Степанова и единственной песни Е.Маргулиса «До свиданья, друг!». Только одна песня («Чудак») из программы к «Рок-Панораме-86» вошла в альбом «Возвращение». В составе, который записывал «Возвращение» остались только Вы и Чиненков, остальные музыканты полностью поменялись. Каким же образом пластинка «Возвращение» "выросла" из программы выступления на «Рок-Панораме-86»?

Дело в том, что для меня процесс "превращения" одного состава в другой, выглядит, как процесс "эволюционный", а не "революционный", поэтому присутствие на записи "Возвращения": вместо Маргулиса - Казанцева, а вместо Кавагоэ - Оппенгейма, а также вместе и Давидяна, и Романова, и Амиридиса - всё это для меня ощущение одной большой семьи, которая сначала готовила концертную программу из песен А.Степанова, Маргулиса и некий свой инструментал, опираясь на возможности Смеяна, Давидяна, Титова и Оппенгейма, а закончила записью пластинки в составе: А.Романов, Р.Амиридис, Е.Казанцев, Б.Оппенгейм, Ю.Титов, А.Чиненков и В.Голутвин, всё это - один большой этап, в который входит год работы в Госоркестре и завершившийся записью "Возвращение".
Никакой "подготовки" к «Рок-панораме-86», конечно в помине не было, мы вообще к этому "мероприятию" серьёзно не относились, мы "вырабатывали" совершенно новую для себя эстетику и до всего остального нам не было дела. «СВ» - всегда была группой "для музыкантов", в том смысле, что во главу угла ставился музыкальный эксперимент, а не достижение популярности, хотя, конечно бывало приятно встречать понимание (обычно оно приходило, как "отражение" через 2-3 года, когда уже был и другой состав, и другие интересы).
Честное слово, в таком отношении к делу не было никакого снобизма, просто "отмотав" своё в Мос- и Рос-концертах (а кто-то и в кабаках), мы дышали свободой и делали - что хотели. За что огромное спасибо всем, кто помогал нам в этом. В первую очередь, конечно Ованесу Мелик-Пашаеву, Борису Зосимову, Володе Ширкину, Валере Гольденбергу и Павлу Слободкину (без его абсолютно бескорыстной помощи и запись "Московского времени", и "Москва и москвичи", и удивительная новогодняя "экспедиция" в Сибирь, всё это могло бы не состояться!). Прошу прощения у многих и многих, кто в той или иной степени оказал нам поддержку, за невозможность всех перечислить.

- В чем заключалась помощь Павла Слободкина во время записи альбомов "Московское время" и "Москва и москвичи".

П.Я.Слободкин совершенно бескорыстно, по одной только моей просьбе, любезно предоставил нам клавиши: синтезатор «Полимуг» и эл. пиано «Ямаха CP-30», а самое главное - репетиционное помещение на репетиционной базе «Весёлых Ребят» в ДК Красная Звезда (впоследствии перестроен под казино "Голден Пэлэс", теперь пустующий) и кое-что из усилительной техники. Это была очень мощная поддержка, полученная от человека, который всегда казался жёстким профессионалом, скептиком, не терпящим "самодеятельности" и, к тому же, представителем официальной, советской культурной идеологии. Да и я, собственно, никогда не был в числе его "любимчиков". Так что, это - маленькое чудо.

- Вы упомянули об удивительной новогодней "экспедиции" в Сибирь. Что это за поездка и чем она удивила?

- Поездка была удивительна многим: было получено разрешение от П.Слободкина на эксплуатацию аппаратуры в гастролях, репертуар состоял из «Московского Времени» и нескольких песен из х/ф «Мэри Поппинс», которые исполняла, никому неизвестная Т.Воронина. Так же на сцене присутствовал Фагот, который вёл концерт и читал стихи Бродского, Левитанского и свои. В общем, не программа, а "праздник для идиотов", в хорошем смысле, конечно.
Поездка состоялась только благодаря протекции Сергея Кукушкина, который познакомил меня с Валерой Гольдманом (не путать с Гольденбергом!), последним концертным директором Владимира Высоцкого. Он-то и согласился протащить по обледеневшей, предновогодней Сибири никому неизвестную компанию, с никому непонятным репертуаром. Конечно, отдельное спасибо нужно сказать Михаилу Капнику и Александру Ильину. Без их самоотверженного энтузиазма так же, "экспедиция" состояться бы не могла.
Одно воспоминание: в очередной промерзшей, с наледью на подоконниках, заметённой чуть не под крышу снегом гостинице, в номер к Фаготу буквально врывается в совершенно "растрёпанных" чувствах Саша Ильин:
-Саня!" - кричит он Фаготу, "ты представляешь, мне номер дали без сортира!".
Фагот, сидя на кровати с ногами, поплотнее укутался в наваленные на него сверху все, имевшиеся в номере одеяла и шторы, затянулся вкусной папиросой и примирительно изрёк:
-Ну, Саш, ну ты сам подумай, ну кто ты такой, чтобы жить в номере с сортиром?.
-Действительно...", - пожал плечами Ильин - и чего это я?
Не знаю, нам всё это представлялось очень забавным.


- Вы скромно говорите, что в альбоме «Возвращение» есть очень красивые вещи. Мне весь альбом очень нравится и в целом, и каждая вещь в отдельности. А казанцевская бас-гитара просто выше всех похвал (не только в этом альбоме): как будто кроме обычных звуков в басовой партии заключена еще какая-то необъяснимая сила, которая каждый раз подхватывает меня, и несет по просторам музыки. Интересно, какие песни Вы считаете наиболее красивыми (удачными) в альбоме «Возвращение»?

Для меня самыми "тёплыми" являются: "Возвращение" (Амиридис - Бутузов), "Вот и лето прошло" (Чиненков - Тарковский), "Не торопясь упасть" (Романов), "Осенний блюз" (Пузырёв - Файбушевич) и "Светлый праздник бездомности" (Голутвин - Левитанский).
Про бас-гитару Жени Казанцева, должен сказать, что вообще работа с таким Мастером, каким был Женя, это - одно из исполненных мечтаний и, думаю, не только моих. Действительно, то "количество музыки", которое содержалось в абсолютно любой партии, придуманной, или трансформированной Казанцем, хватало для того, чтобы получать совершенно цельное художественное впечатление, грубо говоря, если Женя ещё и сам пел, то, кроме барабанов, можно было просто никому не играть, ну не мешать чтобы...

В прошлом, кажется, году Чиня выпустил уникальную пластинку "Прошлогодние разговоры", в ней Женя является несомненным лидером, и даже не в смысле сольной игры (она вся - сольная), а в смысле центральной духовной роли, хотя и остальные музыканты "живут" очень ярко и "честно".

- Вадим, уточните, кто автор музыки песни "Светлый праздник". В буклете к альбому «Возвращение» нет этой информации. Вы сказали, что автором музыки являетесь Вы. В середине ноября 1987 года на «Радиостанции Юность» представили 4 песни из этого альбома, в том числе и "Светлый праздник", но автором музыки назвали Амиридиса. Такое же недоразумение - с песней «Чудак»: авторами музыки в разных источниках значатся Степанов и Давидян. Где истина?

Наверное, Вы правы, я страшно извиняюсь, "Светлый праздник бездомности" - песня Амиридиса. Просто поскольку она одна из любимых моих "не Лехиных" песен и, к тому же, аранжировка, включая вокальный расклад - мои, то я, совершенно машинально её себе "присвоил". Ещё раз - извините, и большое спасибо.
В отношении "Чудак"а, могу сказать совершенно точно, что автором музыки здесь является Андрей Степанов. Знаю это точно, потому что в период её подготовки к репетициям, а затем к записи Андрей жил у нас с Еленой Коврайской на Чехова 31/22 (теперь Малая Дмитровка).

- Думаю, одно из достоинств альбома «Возвращение» - контраст «душевных» и «заводных» песен. Вы перечислили «теплые» песни. А самые «заводные» все-таки романовские песни - «Все сначала», «Когда ты смотришь» (казалось бы, речитатив, как и все рок-н-роллы, но музыкальная составляющая так грамотно выстроена, что, на мой вкус, это - самая яркая песня в альбоме) и «Делай свое дело» (настоящий рок середины 70-х, чувствуется дух и «Nazareth», и «Led Zeppelin»).

Для меня "Возвращение", это, прежде всего, отпечаток времени, связанный с присутствием А.Степанова, Р.Амиридиса, Б.Оппенгейма, А.Давидяна, Ю.Титова, появление долгожданного Е.Казанцева, эпопея с Госоркестром - совершенно своеобразное время, во многом соединившее эстетику «СВ» с эстетикой «Рок-Ателье». Все романовские песни, это уже следующий этап, который нам только предстояло прожить. Хотя, конечно, я понимаю, что для слушателя всё выглядит именно так, как Вы говорите.

- Расскажите про Амиридиса: что он делал до «СВ» и где работает после «СВ»?

- Роман Амиридис присоединился к компании в период работы в Госоркестре, он был приятелем Давидяна, Смеяна, Титова, в общем, он - со стороны «Рок-Ателье». Насколько я понимаю, до Госоркестра, нигде профессионально он не работал, но его природная музыкальность (по фамилии нетрудно догадаться, что он - грек), просто восхитительна. И мелодизм его песен, и манера игры на гитаре - совершенно своеобразны и изысканны. Даже строгий судия, Женя Казанцев, в обществе Ромы просто веселился и "сиял", такую радость вызывала в Жене Ромина природная музыкальность. Амиридис надолго покидал Россию и жил в Греции, но кажется в прошлом, или позапрошлом году он приезжал хоронить отца и устраивать дела с наследством. Мы встречались. Он по-прежнему пишет. Где он сейчас, сказать не берусь.
Роман Амиридис

- Нефедов как-то вспоминал о работе в группе «СВ», когда там были Андрей Давидян, Борис Оппенгейм, Павел Смеян и др. Он сказал, что "это был жуткий период". Почему такая оценка?

Нефёд пришёл вместе с Романовым и, прежде чем «СВ» превратился в группу, записавшую "Солдат Вселенной", произошёл процесс "окукливания" и рождения "новой бабочки". Такие вещи всегда происходят мучительно. Я его понимаю.

- В истории группы «СВ» существует пробел. Сразу после "Рок-Панорамы - 86" (в мае 1986 года) было объявлено, что группа в этом составе больше выступать не будет. И только в 1987 году музыканты собралась снова вместе, устроившись работать в Государственный эстрадный оркестр под управлением М.Дунаевского. Где же играли музыканты с мая 1986 по 1987 год? В каком месяце 1987 года началась работа в составе оркестра п/у Дунаевского и в какой момент «СВ» вышли из состава оркестра и стали работать самостоятельно?

Насколько я помню - как раз наоборот: сразу после Рок-панорамы, мы ушли работать в Госоркестр им. Утёсова, под руководством М.Дунаевского, в качестве ритм-секции. Классное было время! Слышать, как твою пьесу играет настоящий Бэнд, да ещё с живой струнной группой - это восторг! Извиняюсь за пафос, но прошу ещё раз принять во внимание, что «СВ», так же как и «Аракс», это - "интервенция" профессиональных музыкантов в рок-культуру, мы не из андеграунда, поэтому "ничто музыкальное нам не чуждо"... Через год же, в 87м, мы покинули оркестр и очень скоро, потеряв Оппенгейма, Смеяна, Давидяна, Галиулина и в самом конце Титова, превратились в тот состав, который записал "Солдат вселенной".

Сергей Нефёдов, 1990 год.

- Сергей Нефёдов как-то обмолвился, что это он (в конце 1987 года) «сколотил» состав «СВ» с Романовым. Со слов Нефедова - это он убедил работать вместе Голутвина и Романова, несмотря на разногласия, которые были у них. А можно подробнее узнать, о каких разногласиях говорит Нефедов?

Действительно, тот состав, результатом сотрудничества которого стала пластинка "Дело дрянь" ("Солдат вселенной"), "сколотил" Нефёдов. Он просто провёл "челночную дипломатию" и убедил меня и Лёху, что нам всем имеет смысл опять работать вместе. Обращаю внимание на то, что к тому времени, «СВ» уже были записаны диски: "Радуюсь", "Московское время", "Москва и москвичи" и "Возвращенье". Состав, о котором говорит Нефёд, записал только "Солдат вселенной", а после были: "Школа", "До свиданья", "Нарзан" и много чего ещё.

- Чем сейчас занимается С.Нефедов?

Сейчас Сергей Нефёдов успешно занимается высокохудожественным бизнесом и наотрез отказывается прикасаться к клавишам даже по пьянке... За что ему - позор и "штрафная".

- Мне вспоминается видеофрагмент песни «Делай свое дело», по-видимому, 1988 года. В нем зафиксировано, с каким воодушевлением надо делать свою работу. Видно, что каждый музыкант полностью выкладывается и одновременно получает удовольствие. Как Вы для этой съемки входили в образ?

Насколько я понимаю, разговор идёт об эпизоде из видеофильма "История СВ", выпущенного Чиней. Снимались под фонограмму, но поскольку репертуар был хорошо "наигран", то вся сценическая органика была просто "выложена" и всё. Не исключая, естественного, умеренного алкогольного подогрева.

- В дискографии «СВ» есть альбомы «Сутки одного музыканта» (музыка к кинофильмам, (запись 1992) "Mix Magic", 1994) и «Неизвестные аранжировки известных песен» (запись 1992, "Mix Magic", 1994). Нельзя ли продолжить выкладку этих альбомов «СВ» на сайте у Юрия Герцева?

«Сутки одного музыканта» и «Неизвестные аранжировки известных песен» делал Чиненков, но в дисках они не вышли. В первом альбоме инструменталки для состыковки сюжетов (так называемые «прокладки») Саша Чиненков делал с Валерочкой Андреевым. "Сутки одного музыканта" - это моя музыка к разным фильмам, в исполнении группы «СВ», подобранная и скомпонованная по определённому сценарию Чиней. Вообще, за редкими исключениями, всё, что касается выпуска записей «СВ» - является Чининой работой. У него же находятся все архивы «СВ» и все вопросы, связанные с изданием и переизданием, лучше обращать к нему.

- В вашей дискографии есть сольный альбом «Русский блюз» (Music Box records, 1996). Нельзя ли выложить этот альбом на сайте у Юрия Герцева?

К сожалению, "Русский Блюз" - это магнитоальбом и существует ли его цифровой "отпечаток", нужно узнавать у Андрея Большакова. Вообще-то, я писал его на ADAT, и плёнка у меня где-то есть...

- Кто из музыкантов принимал участие в записи диска Валерии «Анна»? И кто делал аранжировки для этого диска?

- С Валерией «СВ» работала в составе: Абрамов (потом Китаев), Рыжов, Берёзкин, Нефёдов и Голутвин (в начале также присутствовали Рудницкий и Казанцев). Практически все и записывались. Аранжировки в основном делал Андрей Зуев и парочку - я.

- Можно ли подробнее рассказать о работе в 1988 году над музыкой к мультфильму «Летели два верблюда»? Кто был в составе «СВ», когда записывали фонограммы? Кто поёт? Чей текст песен?

Музыку к мультфильму написал я и это очень редкий случай, когда мне доводилось писать песни - я этого делать не умею (думаю заметно). Записывали в театре им. Моссовета у Виктора Савина примерно в то же время, что и фонограммы к "Иисус Христос - суперзвезда". В то время в «СВ» пел А.Романов, поэтому он вместе с Чиней и Юрой Царёвым (который в то время, в качестве гэст-артиста, принимал участие во многих наших "тусовках") записали весь вокал: Лёша - собственно "Летели два верблюда", Царь - "Мы Коты" и все вместе - "Звери никогда не лгут". Текст песен я получил вместе со сценарием от режиссёра Страутмане (к своему стыду - забыл имя, кажется Раса).
Юрий Царёв

- В 1989 году группа «СВ» записала фонограммы для спектакля театра им. Моссовета «Иисус Христос – Суперзвезда». Как возник этот проект? В 1995 году фирма «Мелодия» выпустила русскоязычную версию этой оперы. В то время меня приятно поразил Сергей Минаев (до этого я к его таланту не относился серьезно, дискотечная музыка меня никогда не привлекала). Да и остальные участники проекта, на мой взгляд, справились со своей задачей - на «отлично». В то время говорили, что у них не было партитуры, и вокальные и инструментальные партии восстанавливали на слух по записям. А как было в Вашем случае?

Действительно, «СВ» записала все фонограммы к означенной постановке театра им. Моссовета. Спектакль до сих пор остается чуть ли не самым кассовым в репертуаре и это понятно, он - одно из самых значительных произведений в истории мировой рок-культуры, на мой взгляд. Во всяком случае, когда мы взялись за эту работу в театре (приглашены мы были благодаря Виктору Савину, нашему старому другу, музыканту, аранжировщику и звукорежиссёру, который уже много лет возглавляет студию звукозаписи театра и весь "радиоцех"), то оказалось, видимо совершенно, также как и в описываемом Вами, Александр, случае, что практически весь музыкальный материал оказался знаком всем нам. Так что "завмузу", Александру Ивановичу Чевскому, работа с нотным текстом была значительно облегчена.

- «Каким образом состоялся Ваш творческий союз с Александрой Радовой?» - интересуется Виталий (Вит).

По-моему, в 1998 году, в сентябре, мне позвонил Егор Жернов (гитарист группы «Рондо» и аранжировщик Александра Иванова) и передал заказ на аранжировку, сказав: "Там нужно сделать романс, по-моему, это - к тебе".Так я и познакомился с Александрой Радовой. Дальше была очень драматичная, красивая и совершенно "литературная" история, но, это уже личное и вряд ли кому интересно.
Александра Радова

- Существует видеоролик, где Антонов в передаче «Песня-2001» исполняет песню «Дорога к морю». Ваша гитарная партия удивительно органично слушается в этой песне - просто сердце радуется. Интересно, Антонов пригласил Вас на запись только одной этой песни? Кто в этом ролике играет на басу и на второй гитаре?

Ничего не помню про "Дорогу к морю". Фамилии гитаристов тоже не помню. А с Юрием Михалычем мы до сих пор, иногда, видимся и, иногда, он доверяет мне переписать что-нибудь из старого.

- В 2006 году я услышал пару песен и интервью Александра Лермана, выложенные на сайте у «Бродячих артистов», в интервью Лерман рассказывал, что сожалеет о том, что пластинки «Ветры перемен» (запись 1994 года) и «Перемена ветра» (запись 1998 года) записаны без участия А.Пузырева. Интересно, это было сказано из-за уважения к Пузыреву или из-за неудовлетворения совместной работой с «СВ»?

У Лермана с Пузырёвым сохранились очень дружеские и уважительные отношения, так что совершенно понятно его, Лермана желание ощущать присутствие Лёши во всех записях, тем более, что А.Пузырёв - блестящий мастер аранжировки, вокала и т.д. и т.п., и если бы мне довелось когда-нибудь поучаствовать в одном проекте с ним - я был бы счастлив!
Думаю, что означенная реплика Лермана была данью их с Пузырёвым дружеским отношениям. Мне всегда казалось, что очевидно-благодарное отношение Лермана к нашей совместной работе, было совершенно искренним, хотя, конечно, эти записи далеки от совершенства, а Сашин репертуар заслуживает самого высокого качества исполнения. Однако, в то время (а теперь тем паче), никто, кроме «СВ» не взялся, на абсолютно "общественных началах", за такую огромную и ответственную работу, как подготовку и выпуск двух Лерманских пластинок.

- В то время возникло ощущение, что скоро следует ожидать результат совместной работы Лермана и Пузырева, но время идет, а записей не появилось. Не планируете ли Вы записать третью пластинку с А.Лерманом?

Были желания всех сторон записывать диск совместно с Пузырёвым, но дальше желаний дело не пошло. Третий диск записываться не будет. Просто потому, что Лерман с головой ушёл в науку и на всех современных средствах связи недоступен.

- В интервью, опубликованном на сайте у Валерия Колпакова (kwn), прозвучало, что в 2009 году Вы записывали альбом с Татьяной Ворониной. Можно ли узнать, закончена ли эта работа, и можно ли услышать хотя бы что-то из этой работы?

Сольный альбом Татьяны Ворониной находится в стадии окончания. Кроме меня, в этой работе принимают участие Чиненков и Макиенко. К записи альбома были привлечены некоторые уникальные по своим дарованиям и возможностям музыканты, однако, все вопросы, связанные с рекламой альбома, находятся вне моей компетенции, так что ограничусь сказанным. Непосредственные контакты с Т.Ворониной возможны то ли на «Фейсбуке», то ли «в Контакте».
Окончание