Александр Лерман.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Александр Кудряшов.


Вольная птица.

(Музыкальные поиски Александра Лермана в период «от Весёлых до Весёлых»).

(март 2021)

2

2 сентября 1974 года из «Весёлых ребят» был уволен барабанщик Владимир Полонский. Через некоторое время он заменил в «Араксе» барабанщика Армена Чалдраняна.
В ноябре 1974 года группа «Аракс в составе: Юрий Шахназаров, Александр Лерман и Владимир Полонский снялись в трагикомедийном кинофильме режиссёра Георгия Данелии «Афоня» (Фильм «Афоня» вышел в прокат 13 октября 1975 года.).
История появления группы «Аракс» в этом фильме следующая.
Во время неофициального выступления группы «Машина времени» на сцене в столовой МГУ в конце 1974 года музыканты группы получили приглашение принять участие в съёмках одного из эпизодов художественного фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии, а также записать на студии «Мосфильма» фонограммы песен для звуковой дорожки фильма. Для подстраховки Данелия поручил найти для съёмки ещё одну группа. Ею оказалась группа «Аракс».

Георгий Данелия (из книги Г.Данелии «Тостуемый пьет до дна», Издательство Эксмо, 2005 год.):

"Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный — курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Показались мне ненадежными, потому что в мое время лабухи выглядели совершенно по-другому, красиво: длинные волосы густо набриолинены и ровно зачесаны назад, пиджак в клетку до колен, яркий галстук, чаще всего с павлином. Темные брюки дудочкой, белые носки и туфли на толстом каучуке, на безымянном пальце — перстень. А эти! Какие-то не такие. В мятых дырявых джинсах, в майках, небритые и волосы во все стороны. Я сказал, что эта компания не вызывает у меня доверия и я не уверен, что они придут. — Вы же сами просили современных. Эти и есть самые современные, — возразили помощники.
— Приведите еще кого-нибудь для страховки, — сказал я.
Они привели еще, точно таких же волосатиков.
Вечером я не мог проехать к клубу — столько было кругом народа. Толпы молодых девушек и парней, которые рвутся в клуб и их еле сдерживает милиция. А мы-то боялись, что ночью будет трудно наполнить зал массовкой, потому что мало кто согласится за три рубля всю ночь не спать.
Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая — «Аракс» Шахназарова."




Согласно сценарию два музыкальных ансамбля должны были исполнять песни, под звуки которых главный герой фильма танцует в клубе с незнакомой дамой. Сами музыканты оставались при этом на заднем плане.
На сцене группа «Машина времени».
Слева – направо: С.Кавагоэ (барабаны), И.Саульский (клавишные).
Кадр из фильма «Афоня», осень 1974 г.

На сцене группа «Аракс».
Слева – направо: Ю.Шахназаров (гитара), А.Лерман (вокал, бас-гитара), В.Полонский (барабаны).
Кадр из фильма «Афоня», осень 1974 г.

Группа «Машина времени» исполнила в фильме блюз «Солнечный остров».

Группа «Машина времени».
Слева – направо: И.Дегтярюк (соло-гитара), А.Макаревич (бас-гитара, вокал), С.Кавагоэ (барабаны), И.Саульский (клавишные).
Съёмки фильма «Афоня», осень 1974 г.

Группа «Аракс» записала в студии Мосфильма несколько песен А.Лермана для фильма «Афоня», но до настоящего времени записи этих песен не найдены.
В фильм вошла съёмка, когда Александр Лерман поёт песню Ю.Шахназарова на стихи В.Сауткина «Мемуары». В кадре Лерман играет на бас-гитаре. Записывая в студии песню «Мемуары» для кинофильма «Афоня», А.Лерман записал наложением два голоса.
Группа «Аракс».
Слева – направо: Ю.Шахназаров (гитара), А.Лерман (вокал, бас-гитара), В.Полонский (барабаны).
Кадр из фильма «Афоня», осень 1974 г.

В ноябре 1974 года из красногорской самодеятельной группы «Мы» в «Араксе» появился вокалист и бас-гитарист Сергей Беликов. Он записал на студии бэк-вокал в песне «Мемуары» для фильма «Афоня».

Владимир Полонский (М.Тонконогов, Н.Сычева «Интервью с В.Полонским», 30 марта 2005 года.):

-Я работал в "Араксе" недолго. Как такового, "Аракса" ещё не было, просто аккомпанировали в спектаклях, "Автоград" и "Тиль". И вот на этой базе решили сделать группу. Пригласили Сережу Беликова, его нашли в Красногорске. Шахназарову было поручено всё организовывать. Потом стали добиваться от руководства театра, чтобы аппаратуру сделали, и зарплаты в театре были просто нищенские - где-то 120 рублей. Это ещё с какими-то надбавками. Естественно, после таких денег, какие были в "Весёлых ребятах"... Раньше, в принципе, за один месяц можно было купить однокомнатную квартиру.

Сергей Беликов (В.Колпаков, С.Соловьёв, Г.Симонян «"Сентиментальные прогулки" с Сергеем Беликовым», ноябрь 2011 года):

- Я приехал в театр. Это было осенью 1974 года. Меня встретил Юра Шахназаров. Он был в театре на должности руководителя музыкального коллектива. В этот момент бас-гитарист и один из основателей "Аракса" Эдик Касабов уходил из ансамбля. Он получил университетское образование и дальнейшую свою судьбу не связывал с музыкой. Я пришёл, как раз, на его место. Мы попробовали поиграть с Юрой, потом попеть. Всё совпало, и так на определенный момент родился вокальный дуэт Шахназаров-Беликов…
…пересеклись мы (с Александром Лерманом) один раз. За "Араксом" висел должок - надо было записать песню Лермана и Баркаса "Лестница" к фильму "Афоня". Она шла фоном в фильме. Тогда Лерман в музыкантской тусовке был авторитетом.


Песня «Лестница» прозвучала в фильме «Афоня» (на хронометраже звуковой дорожки фильма с 43 по 45 минуту) во время сцены актёров Леонида Куравлёва с Евгении Симоновой у подъезда дома, где жил герой фильма.
Леонид Куравлёв с Евгения Симонова. Сцена из фильма «Афоня».

Александр Лерман (из статьи «Ветры перемен». И о переменах ветра…», ноябрь 2006):

"-... (песня) моего сочинения – "По этой лестнице" … попала … в "Афоню", в сцену, где Афоня беседует с девушкой, подружившейся с ним на танцах, у подъезда своей хрущобы (в недавней реставрированной и цифрово-ремастеринговой редакции фильма этой песни почти не слыхать, а ведь это была редкая и по тем временам довольно качественная студийная запись 1974 г., так что очень жаль).

Но, кроме песни «По этой лестнице», записать с «Араксом» другие свои песни Александру Лерману не удалось, и он не задерживается в коллективе.

Окончание