Александр Лерман.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Александр Кудряшов.


Вольная птица.

(Музыкальные поиски Александра Лермана в период «от Весёлых до Весёлых»).

(март 2021)

3

Александр Лерман решает возвратиться к концертной работе. Он вспоминает о предложении Всеволода Левенштейна перейти на работу в ВИА «Добры молодцы» и, начиная с ноября 1974 года, Лерман устраивается работать в Росконцерт - в ВИА «Добры молодцы».
Левенштейну и Лерману не пришлось поработать вместе на сцене, т.к. Левенштейн осеню 1974 года уже не участвовал в работе «Добрых молодцев», уехал в Ленинград и играл концерты с музыкантами группы «Мифы» в городе Пушкино: в этот период Левенштейн готовился эмигрировать из СССР.
Руководителем «Добрых молодцев», в период работы Александра Лермана в этом ансамбле, был Владимир Антипин.

Владислав Петровский (В.Марочкин «Гвоздик». Питерский «Севаоборот» Владислава Петровского», 24 марта 2006 года):

-…к нам в ансамбль тогда пришли Саша Лерман из "Весёлых Ребят" и басист Петя Макиенко. Это было в 1974 году. И всё сразу зазвучало по-новому. Саша пришёл на место (солиста Владимира) Кириллова…
В "Добры Молодцы" принимались только те люди, которые любили и умели играть в футбол. Летним утром в футбол – это обязательно! Надевали спортивные костюмы и два часа гоняли мячик. Бывало, заезжаешь в гостиницу в трениках, да ещё мячи в сетке, то обязательно кто-нибудь, да спросит: "Это артисты или футбольная команда приехала?! Да ещё волосатые! Может, это какая-то заграничная футбольная команда?"…
Я играл в полузащите – "пятерка".. Я на этом месте играл за юношей ещё в дубле "Зенита". А в ворота мы обычно ставили трубача Володю Василевского. Он весил 130 килограмм и сразу занимал половину ворот – такого не пробьешь.
Сева Новгородцев был капитаном команды. Он играл в нападении и своим артистизмом очень напоминал мне Валерия Лобановского из киевского "Динамо". А вот Саша Лерман не очень любил бегать, поэтому чаще играл в защите. Но если его разозлить, то это был настоящий кошмар для противника! Он же длинный! От любого убежит!


В течение 1973 года до прихода А.Лермана в ВИА «Добры молодцы» на концертах ансамбля песню «Утушка луговая» пел и играл на бас-гитаре Сергей Кукушкин. Но с приходом Александра Лермана эта песня перешла к нему в репертуар.
В конце 1974 года Александр Лерман записал сольный вокал с ВИА «Добры молодцы» в русской народной песне:
- «Утушка луговая» (русская народная песня).

Песня «Утушка луговая» вышла в 1975 году в мартовском номере звукового журнала «Кругозор».
Г92-4600, 1975г.
Журнал "Кругозор" №3, 1975г. (11-я звуковая страница) рубрика «Знакомства», статья «Пойте с нами!» (по просьбе читателей).
Трек 2. Утушка луговая (русская народная песня) солист А.Лерман.

В конце 1974 года Александр Лерман в составе ВИА «Добры молодцы» принял участие в съёмках художественного фильма «От зари до зари», в котором музыканты вместе с актёром Борисом Ивановым на сцене в ресторане аккомпанируют актрисе-певице Антонине Жмаковой.

В декабре 1974 года «Добры молодцы» отправились в гастрольный тур по стране.

Роман Власенко (Георгий Симонян «Духовный лидер "Добрых молодцев"», 21 декабря 2014 года):

-Александр Лерман... пришёл (в ВИА "Добры молодцы") в 1974 году. В основном, он пел, но иногда выходил с гитарой. Саша очень любил "Криденс" и старался что-нибудь обязательно спеть из их репертуара."

Одним из городов на гастрольном маршруте «Добрых молодцев» в декабре 1974 года был город Целиноград. К концу гастролей связки Александра Лермана не выдерживали вокальной нагрузки, у него начинался ларингит. В последний день гастролей в этом городе Александр работал за звукорежиссёрским пультом и не выступал на сцене.
ВИА «Добры молодцы».
Стоят (слева направо): Владимир Антипин, Владислав Петровский, Борис Самыгин, Сергей Кукушкин, Галина Ненашева, Пётр Макиенко, Евгений Маймистов, Анатолий Бортник, Анатолий Пономарёв.

В начале 1975 года Александр Лерман записал в «Добрых молодцах» песни Юрия Антонова и Анатолия Киселёва::
- «Моё богатство» (муз. Ю.Антонова),
- «Садовое кольцо» (муз. Ю.Антонова),
- «Был месяц май» (муз. А.Киселёва) (для записи пригласили скрипичную группу).
- «Делай как мы» (муз. А.Киселёва) (для записи пригласили банджоиста и скрипача, аранжировка - Анатолий Киселёв).
- «Трудная любовь» (муз. А.Киселёва).

В дальнейшем песни Юрия Антонова и Анатолия Киселёва на стихи Игоря Кохановского, записанные Александром Лерманом, были изданы на звуковых носителях.
33C60-09297-98, 1977г.
Трек 2. Трудная любовь (А.Киселёв - И.Кохановский) (Добры молодцы) солист А.Лерман.
Трек 4. Садовое кольцо (Ю.Антонов - И.Кохановский) (Добры молодцы) солист А.Лерман.

С62-13569-70, 1980г.
Трек 3. Был месяц май (А.Киселёв - И.Кохановский) солист А.Лерман.

CDRDM 608145, 1996г.
Давай уедем к морю (Песни на стихи Игоря Кохановского). Трек 16. ВИА "Добры молодцы" - Моё богатство (Ю.Антонов - И.Кохановский) солист А.Лерман. Трек 17. ВИА "Добры молодцы" - Садовое кольцо (Ю.Антонов - И.Кохановский) солист А.Лерман. Трек 18. ВИА "Добры молодцы" - Трудная любовь (А.Киселёв - И.Кохановский) солист А.Лерман.

Компакт-кассета ВИА «Добры молодцы». Белая фата. Песни Анатолия Киселёва. 2002 г.
Трек 3. Делай как мы (А.Киселёв - И.Кохановский) солист А.Лерман, аранжировка - Анатолий Киселёв.
Трек 4. Трудная любовь (А.Киселёв - И.Кохановский) солист А.Лерман.

MEL CD 60 01379, 2008 г.
ВИА «Добры молодцы»
Трек 15. Был месяц май (А.Киселев – И.Кохановский) солист А.Лерман

Песни, которые записал Александр Лерман в составе «Добрых молодцев», выделяются на фоне остального репертуара этого коллектива. Они сделаны в приджазованной стилистике с синкопированной ритмикой и элементами рок-музыки. Украшает инструментальную партитуру выразительный голос Александра Лермана. Пение Александра богато множеством вокальных технических приёмов. Лирические песни он поёт нежно и чувственно, ритмичные вещи – эмоционально, динамично и напряжённо.
В других ансамблях голос Александра Лермана обрамляла другая стилистика.
В «Весёлых ребятах» голос Лермана звучал в рамках ВИА-стиля с элементами западной рок-музыки, в «Араксе» - с рок-н-ролльным ощущением.

В концертах «Добрых молодцев» Александр Лерман исполнял свою песню «Для песни задушевной» (стихи В.Дрожжин), но в студии записать собственные песни ему не удалось.

Владислав Петровский (В.Марочкин «Гвоздик». Питерский «Севаоборот» Владислава Петровского», 24 марта 2006 года):

-После того, как Сева (Левенштейн) уехал, музыкальным руководителем "Добрых Молодцев" назначили Толю Киселёва, но мы на это прореагировали неадекватно, поскольку парень он, может быть, и неплохой, но у нас была своя компания, и нам не надо было никого давать в руководители. И мы все подали заявления об уходе (13 января 1975) из Росконцерта. И Лерман, и Петя Макиенко – весь состав.

Владимир Антипин (М.Тонконогов, Н.Сычева «Интервью с Владимиром Антипиным», 2003-2006 гг.):

- (Лерман) какое-то время работал, но совсем недолго. Кто его привел, честно говоря, не помню. Тогда работал на басу, уже после Володи Васильева, Петя Макиенко. Наверное, он и привёл. А ушёл? Когда все вместе уходили, тогда и он ушёл.

Александр Лерман в ВИА «Добры молодцы» поработал недолго. Музыканты этого состава вместе с Лерманом уволились из ансамбля 15 января 1975 года. Сразу после этого Александр получил приглашение от Давида Тухманова записать композицию «Сердце, мое сердце» для альбома «По волне моей памяти».
33C60-07271-2, 1976г.
Трек 8. «Сердце мое, сердце» (Д.Тухманов - Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832), перевод В.Левика) солист А.Лерман.

Александр Лерман ни в каких конфликтах не участвовал. Он был «вольной птицей», и не был «привязан» ни к какому коллективу: ни к «Весёлым ребятам», ни к «Араксу», ни к «Добрым молодцам».

В январе 1975 года из «Аракса» в новый состав ВИА «Добры молодцы» ушёл Владимир Полонский, вместо него в составе «Аракса» появился новый барабанщик Александр Данилович.

Владимир Полонский (М.Тонконогов, Н.Сычева «Интервью с В.Полонским», 30 марта 2005 года.):

-Конфликт в "Араксе" на самом деле произошёл из-за аппаратуры. Нас долго водили за нос: скоро будет, скоро купим, "Динакорд" будет, потерпите... Ну, а потом жёсткий разговор состоялся с Марком Захаровым, что это несерьёзно, столько времени (месяцев 8) - и никаких подвижек. А тут звонок от "Добрых молодцев"! Звонят, что состав меняется, нужен барабанщик. Это было самое начало 75-го года. Антипинцы в январе уволились, и Киселёв стал собирать новый состав.

Александр Лерман (из аннотации к CD «Группа СВ и Александр Лерман. Ветры перемен», 1995 год):

-...съездив с "Молодцами" в одну поездку, (я) перешёл в "Аракс"…"

В начале 1975 года в ВИА «Добры молодцы» происходила глобальная реорганизация состава. У «Аракса» не было концертов, в Ленкоме создались натянутые отношения с режиссёром театра. В этот период Лерман был в поиске.

В самом начале 1975 года «Аракс» съездил в одну поездку в Пущино в составе: Александр Лерман (клавишные, вокал), Сергей Беликов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Данилович (ударные). Это было единственное выступление Лермана в составе «Аракса» в 1975 году.

Вадим Голутвин (Валерий Колпаков «Вадим Голутвин – я просто музыкант, пишущий музыку», август 2009 года):

-…Лерман привёл меня к Шахназарову. Мы съездили в одну поездку в Пущино. Тогда уже Серёжа Беликов работал в Ленкоме. Он абсолютно не спасовал перед лицом "великого и ужасного" Лермана. Выступил великолепно, публику "поставил на уши". Его коньком тогда была "Шелкова ковыль трава-мурова". Туда ездил "Аракс" в составе: на барабанах - Саша Данилович, на басу или Беликов или Лерман и на гитаре – Юра Шахназаров. Я ездил туда в качестве гостя.

Весной 1975 года Лерману позвонил П.Я.Слободкин. Он попросил его вернуться в «Весёлые ребята», и помочь подготовить новую программу, пообещав включить в репертуар ансамбля несколько авторских песен А.Лермана.

Вадим Голутвин (Валерий Колпаков «Вадим Голутвин – я просто музыкант, пишущий музыку», август 2009 года):

-Мы (Голутвин и Лерман) пришли к Слободкину. Это вероятно был март-апрель 1975 года. Мы сделали за месяц программу… Тогда ушли многие музыканты, записавшие диск «Любовь - огромная страна».

Владимир Антипин (М.Тонконогов, Н.Сычева «Интервью с Владимиром Антипиным», 2003-2006 гг.):

-(Лерман) пошёл опять к Слободкину. Вот тогда-то меня и Владика Петровского пригласили в "Весёлые ребята". Мы встречались у кого-то на квартире в районе улицы Горького. Сидели, пили вино, Пугачева рассказывала какие-то смешные истории про свою дочку. Ждали, когда Паша (Слободкин) приедёт. Слушали Колтрейна. Все так обрадовались: "Ой, наконец-то, у нас будет руководитель, который джаз любит и понимает". Приехал Слободкин. Говорит: "У меня здоровье слабое. На гастроли ездить не всегда могу и не всегда хочу. Поэтому я хотел бы предложить Вам должность музыкального руководителя, а Владика Петровского взять вместо себя на клавиши". Пугачева стоит сзади него и подает мне знаки, мол, соглашайся, соглашайся. Я говорю: "Хорошо. Дайте мне три дня на размышление". К чему эти три дня на размышление? Барабанщика, с которым мы начинали, Маймистова Паша не пригласил, и он оставался в подвешенном состоянии. Короче говоря, я тогда отказался. Владик тоже отказался, он пошел к Стасу (Намину). Жалко, конечно.

С мая 1975 года «Весёлые ребята» стали исполнять в концертах песни А.Лермана «Новгородский пир» (стихи - Б.Баркас С.Старостин, С.Шпаков), «До любви, до нежности» (стихи - А.Лерман) и «Вечный огонь» (стихи - Б.Баркас) посвящённую 30-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Но Лерман уже принял окончательное решение уехать из СССР, и подал заявление на выезд.