Александр Лерман.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Миф и реальность.

(июль 2021)

1

История легендарной группы «Sasha & Yuri» наконец-то, обрела какие-то реальные черты, благодаря труду Саши Кудряшова, который по крупицам собрал и обобщил всю доступную информацию о них.
Их история очень поучительна и её финал благодаря сегодняшним "послезнаниям", на мой взгляд, не мог иметь другого исхода.

ВИА Эра сформировалась на идеях космополитизма и на всем протяжении своего существования ими же и подпитывалась от всё новых и новых её носителей, приходящих на смену старым.
Никакая иная область жизни в СССР не была так поражена западофильством, как советская культура. Великолепный образец подобного показал Владимир Поляков в своей "Поэме про Ива Монтана". Прочтите не пожалеете.

Исходя их этого, желание уехать на Запад и, прежде всего, в Америку было преобладающим и среди музыкантов ВИА.
Мечтал об этом и музыкант ВИА "Голубые гитары" Юрий Валов. Как и все люди его круга он считал, что достаточно только попасть на Запад и все твои мечты и желания непременно сбудутся.
Юрий Валов.

Покинуть Родину- поступок требующий мужества и определенного склада характера. Всё это у Валова было.

Малежик:
-... (Валов)... был весьма хорош как идеолог. Своеобразный музыкальный заводила. Он очень много всего придумывал. Быть может, музыкально и литературно ему все давалось нелегко, но продукт искусства, который он выносил на суд зрителей, всегда ценился и действительно был качественным.

Юрий Валов уехал на Запад летом 1975, в декабре 1975 туда же выехал Александр Лерман. Какое-то время они перезванивались и вот в 1976 году Валов предложил создать группу и попробовать реализовать себя там, где они оба мечтали- в США. Поскольку мотором этой идеи был Юрий, ему и пришлось заниматься организационной частью этого мероприятия.
В итоге группа была создана, получилась она довольно разношерстной, и ничего удивительного не было в том, что судьба её оказалась незавидна и печальна. Не просуществовав и года она прекратила своё существование. Лерман поступил учиться в Йельский Университет, а Валов пошел работать таксистом.
Александр Лерман и Юрий Валов.

Николай Агутин, работавший с Валовым в "Голубых гитарах" рассказывал:
У меня у первого в ансамбле появилась машина. Поскольку я умел водить с детства, то я всех, кто хотел, обучал вождению...
Когда Юра Валов вернулся из Америки, он меня за это очень благодарил. Говорил, что эти уроки ему очень пригодились. Он работал таксистом лет 8. Иначе бы с голоду помер.


Причину несостоявшегося прорыва на Западе Юрий Валов видит в том, что Лерман, всегда разрывавшийся между своими увлечениями лингвистикой и музыкой, в итоге выбрал первое и поступил учиться в университет. Этим он развалил группу и лишил её всяких перспектив.
На мой взгляд, всё было, как раз, наоборот. Именно не способность Лермана реализовать себя в музыке, привела его в лингвистику.
Обьясню свою мысль.
Что мешало ему, окончив школу и поступив в университет, работать по своей будущей специальности, которая, вроде бы, была ему интересней?
Однако он, почему-то, пошел по музыкальной части.
Почему?
Ответ тут простой- потому что ему хотелось славы и денег.
К 1974 году он все это получил, работая в ВИА "Веселые ребята". Но уйдя от них, он почему-то опять не пошел в лингвисты, а остался музыкантом.
Почему?
Ответ и тут простой- потому что проклятая советская действительность "не давала" ему возможность стать лингвистом. А музыкантом давала. Поэтому до своего отьезда к светлому лингвистическому будущему он батрачил музыкантом.
Переехав на Запад, он опять почему-то, пошел по музыкальной части: сначала в церкви, а потом по студенческим клубам. И только, когда кончились деньги, а слава так и не пришла, вспомнилась любимая лингвистика. Через почти 3 года жизни в действительности: и не проклятой и не советской. Но вот раньше почему-то не тянуло, а тут вспомнил.
Дальше потянулись годы жизни с любимой, но в забвении. А душа-то хотела песен. И вот решил он тряхнуть порохом в пороховнице и затеял со своими старыми друзьями нырнуть в ту же проклятую реку, в которой на его глазах чуть не утопили Иммануила Канта.
Нырнул и ждет, а спасать и чествовать никто не бежит.
Пришли иные времена, взошли другие имена.
Хорошо, что у него осталась лингвистика.

В 1998 году Леман прислал звуковое письмо А.Пузыреву, которое выложено на сайте группы "Бродячие артисты". Из него очевидным образом следует, что Александр хотел и надеялся вновь поробовать себя в музыке со своими старыми друзьями по ВИА "Веселые ребята". Очень надеялся, что Бог даст.
Но он не дал.
И правильно сделал.
Как писала Юлия Друнина:

Не встречайтесь с первою любовью,
Пусть она останется такой —
Острым счастьем, или острой болью,
Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит —
Все иным покажется сейчас…
Пусть хотя бы самое святое
Неизменным остается в нас.


На мой взгляд, другой судьбы у этого ансамбля и не могло быть. Ниже я объясню эту свою точку зрения.
Что является основой любого ансамбля?
Основой является - репертуар.
Перед самым отъездом Валов начал писать новые песни. Очевидно, надеясь их использовать в дальнейшем.

Валов:
-Это была, в общем-то, авантюра. Поэтому параллельно, перед самым отъездом я сел писал новые песни. Я был не уверен, что меня выпустят. Поэтому я решил, что если меня не выпустят, то буду писать песни. Но, видимо, я настолько был не нужен Советской власти, что меня - фьюить... и до свиданья...

То есть, уехал он с каким-то багажом своих песен.

Про Лермана Валов говорит следующее:
- Он был в то время одним из самых сильных рок-композиторов.»

Казалось бы, два друга, два музыканта с одинаковым взглядами, два автора, каждый со своим багажом. Есть с чего начинать и куда развиваться.
В Штатах они подготовили концертную программу, составленную из песен Валова и Лермана, а так же каверов на известный западный музыкальный материал.
Ничего из этого интереса в США не вызвало по совершенно очевидным причинам. Зачем смотреть копии, когда доступны оригиналы. Это касается каверов.
Русский репертуар там не интересен в принципе, потому что они ( в своей массе) никакую другую культуру, кроме своей, не знают, И ЗНАТЬ НЕ ХОТЯТ.

Юрий Валов и Александр Лерман.
Обратите внимание на потолок помещения, где они выступают. Он говорит о многом.

Кроме того, и Валов и Лерман, как авторы ("рок-композиторы") не состоялись. Ни в Америке, ни в СССР, ни в России. Убедиться в этом довольно легко послушав сегодня их авторские записи.
Малежик (1990):
... Что касается Валова, то с музыкой там он не расстался, хотя она его и не кормит. Кормит его работа в такси, а музыка там является для него единственной отдушиной. Он пытается что-то играть, но, к сожалению, как он сам говорил, у него там есть только три слушателя: пепельница, унитаз и Лерман...
Сергей Дюжиков и Юрий Валов.

Лерман в 1998 году записал два унылых альбома "Ветры перемен" и "Перемена ветра" слушать которые, мучение. Все его последующие записи и близко нельзя сравнить с тем, что он сделал в ВИА "Веселые ребята".

Да, что говорить о них, если есть примеры, куда более впечатляющие. Два польских музыканта, два суперкомпозитора по нашим меркам, написавших кучу хитов, признанных в СССР. Два руководителя самых популярных польских ансамблей Анжей Зелинский ("Скальды") и Северин Краевский ("Червоны гитары") так же отправившихся (правда, раздельно) покорять Запад, вернулись оттуда ни с чем. Даже, если бы они обьеднились наподобие группы «Sasha & Yuri», итог их деятельности на Западе был бы точно таким же.
Анжей Зелинский и Северин Краевский.

А как же тогда рассказы про большой интерес к "русским рок-музыкантам" и про какие-то мифические взлеты, приглашения на ток-шоу, куда "сами американские музыканты годами пытаются прорваться"?
Ответ здесь довольно прост.
Вот в цирке медведи катаются на велосипедах. И люди приходят посмотреть на это не для того чтобы оценить уровень велосипедного мастерства косолапых, а чтобы увидеть, как они, выполняют противоестественные для себя поступки. Эта противоестественность и вызывает интерес публики. Никому не приходит в голову оценить их веломастрество в сравнении с велосипедистами- людьми. Например, кто из них победит в гонке на Олимпийских играх. Тут ответ очевиден.
Наших музыкантов приглашали на шоу именно, как экзотику, для поднятия рейтинга. На волне интереса к людям из другой страны с гитарами. Их увидели и сразу потеряли всякий интерес. Потому что сравнили их со своими и поняли, что они стоит в условиях Запада.
Всё, что они хотели (и мечтали) продать Западу, оказалось там никому не нужно.
Кроме русофобии, которая оказалась продуктом слишком скоропортящимся. Тем более в изложении совершенно безвестных людей.
Именно, попытки продать руссофобию позволили группе просуществовать там дольше отведенного для таких случаев срока.

Приведу фрагмент из книги Н.Добрюхи "Рок из первых рук", где автор беседует с Вячеславом Малежиком:

-Как на Западе воспринимают наши достижения? Пришлось ведь тебе во время западных гастролей своими глазами насмотреться и своими ушами наслушаться ответов на этот далекий от праздного любопытства вопрос. Есть ли там интерес к нашей рок-музыке или к нам относятся там, как мы — к обезьянам?

— Ну... не как — к обезьянам, а как — к монголам!

И Градского так воспринимают?

— Ну что такое для них Градский? Градский для них точно такая закрытая книга, как ты, или я, или Пугачева. Там, чтобы появился к нам интерес, нужна реклама, а для рекламы нужна валюта, и немаленькая. Принимали бы нас и еще безразличней, если бы мы не были представителями ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ и ВЕЛИКОЙ НАЦИИ.
Скажем, в 88-м году мы с Вайкуле и рядом других наших артистов выступали по ФРГ. И что же? Города выше районных центров интереса к нам абсолютно не проявляли: о Штутгарте, Франкфурте или Гамбурге не могло быть и речи.
Наш рок для них находится на первобытном уровне, за редчайшими исключениями. Это на советский балет там «ломятся», а русские рок-музыканты в подавляющем большинстве своем чувствуют себя на Западе как бедные родственники. С точки зрения техники и школы наш рок дале-е-еко позади находится. Мы можем взять зал только за счет выплесков души...
Правда, Валов в прошлом году мне прямо сказал: «Ты не думай, что на Западе можно сделать карьеру только за счет того, что в Союзе идет перестройка. Американцы как дети нами интересуются: сегодня у них игрушка — русский, а завтра они поломают эту игрушку и забудут про нее напрочь.


Финал этой истории похож на финал фильма "Стиляги" (2008). Там в конце фильма один из бывших стиляг, работавший в Америке, приехал к своему товарищу в Москву, который продолжал все эти годы придерживаться "стиляжьей" культуры в том числе и во внешнем виде. И последний просит "американца" рассказать об Америке.
Кадр из фильма "Стиляги".

И тот ему отвечает:
-У меня для тебя плохие новости. Нет там никаких стиляг.
-Как нет?
-Так. Если бы нас в таком виде выпустили там на настоящий Бродвей, то через два квартала нас бы забрали в психушку. Там нет стиляг!
-Да, пошел ты...
И они расходятся.
Кадр из фильма "Стиляги".

Вот так, придуманный когда-то миф, столкнувшись с реальностью, оборачивается катастрофой. А осознание того, что ты важную часть своей жизни растратил на гонку за миражами вызывает разочарование в профессии, в которой это всё происходило.
Ровно это и произошло с Лерманом и Валовым, когда они из придуманной Америки попали в реальную.
Один пошел в лингвисты, а второй в таксисты.