Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Эксурсию подготовил и провёл Александр Кудряшов

Экскурсия по "Островам".

(Музыканты «Весёлых ребят» о создании проекта «Банановые острова»).

(февраль 2018)

2

3. Запись музыки для альбома «Банановые острова».

Вокал – Юрий Чернавский
Хор в песне "Здравствуй, Мальчике Бананан" – все участники записи
Клавишные – Александр Буйнов
гитара – Игорь Гатауллин
гитара - Алексей Глызин
Саксофон, синтезатор – Юрий Чернавский
Бас-гитара – Сергей Рыжов, Игорь Фёдоров
Барабаны – Юрий Китаев, Александр Тамаров
Звукорежиссёры - Валерий Андреев, Юрий Чернавский
Мастеринг - Юрий Богданов (звукорежиссёр фирмы «Мелодия»), Юрий Чернавский
Информация с обложки виниловой пластинки «Банановые острова» (MIR 100370), 2013.

То есть всю музыку альбома записали музыканты ансамбля «Весёлые ребята».
ВИА "Весёлые ребята" в Останкино. 1983 год.
Слева – направо: Ю.Китаев, А.Буйнов, А.Глызин, С.Рыжов, И.Гатауллин.

Музыкальный материал был склеен Чернавским «по миллиметрам пленки — на это ушли не одни сутки кропотливой работы. Когда фонограмма была готова, Чернавский со своим другом, звукоинженером Юрием Богдановым, ночью пробрались на студию «Мелодия» и, споив сторожей, сделали мастеринг альбома.» (из статьи Дениса Бояринова «Великий гуманоид Юрий Чернавский», 30.04.2009)

А.Буйнов (программа «Рождённые в СССР, 2008 г.):
Басист – Сергей Рыжов…, Юра Китаев – барабанщик…, Игорь Гатауллин – гитара, Лёша Глызин участвовал (в записи) и я. И в основном Игорь играл все (гитарные) партии, в том числе знаменитый рифф в песне «Мальчик Бананан». Это всё мы играли, наигрывали…
конкретно эта музыка – балванка музыкальная писалась и в присутствии (Чернавского), и в его отсутствии.


Александр Буйнов (телепрограмма "Простые числа", посвящённая 25-летию создания альбома "Банановые острова". Российский национальный филиал МТРК «Мир», 2008):
Эти музыкальные эскизы мы оставляли Юрию Чернавскому, а он делал вокал.


Алексей Глызин (телепрограмма "Простые числа", посвящённая 25-летию создания альбома "Банановые острова". Российский национальный филиал МТРК «Мир», 2008):
Я принял участие в записи не всех песен, но в некоторых из них я играл гитарные партии, где гитара воет, рычит, то есть вот эти вот спецэффекты – это то, что делал я.


А.Кушнир ("100 Магнитоальбомов советского рока. 1977—1991", 2003 г.):
на исходную болванку фиксировалось живьем максимальное количество инструментов. Затем на пленку ORWO записывался вокал, предпоследним наложением Чернавский записывал саксофон, а последним - трески, свисты, дикие звуки и вторую партию вокала…
Александр Буйнов… играл на клавишных.
Вокодеры, наложения, трески, свисты - Чернавский и Матецкий.
Хор в "Мальчике Бананане" - все участники записи…
Чернавский очень подолгу записывал вокал, пытаясь найти верную интонацию, - вспоминает Матецкий. - Юра никогда не был певцом, но тонко чувствовал настроение композиции и очень хотел петь, хотел быть первой фигурой.


Юрий Чернавский (Книга «Архив Банановых островов». Том 1, 2007 г.):
Лёшка Глызин, Валера Андреев, Гатауллин, Буй, Китаец, Рыжий — все рухнули в «Бананы», как подкошенные. Потом они уезжали на гастроли, а я один мрачно сидел ночами, с головы до ног опутанный плёнкой, как паук, — монтировал фонограммы…
Мастеринг я делал с моим другом — звукорежиссёром Юрой Богдановым с фирмы «Мелодия», куда он меня тайно провёл ночью, усыпив бдительность сторожей литром водки.


4. Сочинение текстов для альбома «Банановые острова».

Информация с обложки виниловой пластинки «Банановые острова» (MIR 100370), 2013.

А. Кушнир ("100 Магнитоальбомов советского рока. 1977—1991", 2003 г.):
Поскольку мелодический рисунок большинства композиций был в основном готов, наибольшие проблемы у музыкантов возникали именно с текстами. По воспоминаниям участников записи темы рождались неожиданно, зачастую - путем коллективных усилий. Как гласит история, во время гастролей в городе Махачкале Чернавский, прогуливаясь вечером с музыкантами по местной набережной, предложил им подумать над песнями, связанными с экзотикой некоего бананового государства-острова. В итоге ключевое слово «бананан» было придумано Сергеем Рыжовым прямо на ходу - в ответ на просьбу Чернавского найти рифму к слову «банан». Позднее Матецкий, сидя в гостях у Чернавского в его коммунальной квартире на Бауманской, изобрел хуковое выражение «зебрус африканус», а затем вспомнил строчку из композиции Kraftwerk «The Robots»: «Я твой слуга/Я твой работник», после чего самому Чернавскому пришла в голову мысль о сошедшем с ума роботе. «Была совершена попытка поиска какого-то эзопова языка. Все-таки верилось, что все это можно вытащить на средства массовой информации, - вспоминает Матецкий. - Мы подолгу беседовали с Чернавским, могут ли существовать такие фразы, как «зебрус африканус» и «я робот, я сошел с ума». Это явно не проходило на телевидении, что позднее подтвердила жизнь».

А.Кушнир ("100 Магнитоальбомов советского рока. 1977—1991", 2003 г.):
Матецкий … помогал работать над текстами.

В.Матецкий и Ю.Чернавский.

Игорь Гатауллин: Слова для "Банановых Островов" в основном придумывали совместно. Это не стихи, это, по сути, лишь какие-то образы. Чернавский постоянно требовал: "Дайте фишку! Фишку мне дайте!" "Фишка" у Чернавского была любимым словом. Однажды «Весёлые ребята» были на гастролях, сидели в гостинице, Китаев напевал мелодию: ту-ту-ту-ту... а Сергей Рыжов, который долго молча все это слушал, лежа на кровати, вдруг говорит: "Мальчик Бананан!" - в смысле: пошли вы все "на-на-на!" "Вот она! Фишка!" - закричал Чернавский и тут же записал эту "фишку" в свой блокнот.

А.Кушнир ("100 Магнитоальбомов советского рока. 1977—1991", 2003 г.): Примечательно, что окончательные тексты были обнародованы Чернавским чуть ли не в самый последний момент. Но даже на финальной стадии записи в словах песен происходили определенные изменения. К примеру, изначально на мелодию «Зебры» планировалось наложить текст «Мальчика Бананана».

5. В какой обстановке проходила работа.

Юрию Чернавскому для работы были созданы хорошие условия. В его распоряжении были лучшие музыканты страны и множество аппаратуры. Он был принят в Москонцерт, но не ездил на гастроли – был «свободным художником». Чернавский был экранирован от любых организационных моментов, его ничто не должно было беспокоить, кроме творческих вопросов.
Нигде до этого он не смог найти творчески заряженных единомышленников, кроме как в «Весёлых ребятах». Всё это обеспечил Павел Слободкин.
Информация с обложки виниловой пластинки «Банановые острова» (MIR 100370), 2013.

Юрий Чернавский (Книга «Архив Банановых островов». Том 1, 2007 г.): В «Весёлых» в отличие от «Динамика» между всеми музыкантами царил полный комфорт. Было, как говаривал Буй (Александр Буйнов), «одеяло на всех». Все музыканты подобрались классные, заводные, и все уважали друг друга. Даже «железная рука» — Павел Яковлевич Слободкин наблюдал наши фокусы с одобрением. Володя Матецкий от нас не вылезал — мы сразу обратили его в «банановую» веру.

Юрий Чернавский (Книга «Архив Банановых островов». Том 1, 2007 г.): Помню, я включал магнитофон с полукилометровыми бобинами плёнки и бежал в другую комнату, где стояли колонны колонок и усилителей, и мы с Игорьком Гатауллиным часами искали нужную фразу. Потом слушали записанный бред и, уже выбрав куски, начинали с ними манипулировать на общей репетиции. Звук и удар у Гатауллина был — настоящий «Stratocaster», такого в стране ни у кого не было. Буйнов изгалялся на клавишных и «руководил кайфом» — заводил всех. На репетициях и на записи царил полный кавардак — вино, девчонки, но музыкальная дисциплина была железная.

Юрий Чернавский (статья «Я здесь никому не показывал ни одной песни», 17.07.2007): "Банановый" период был особенный, комфортная работа. Не в смысле сравнения с тем, что сейчас, когда приходится работать в лучших студиях мира, в студиях, где атмосфера и люди так же комфортны, как и профессиональны. Но это не сравнить с нашей разухабистой молодостью, когда мы скакали, как бараны, и радовались каждой фразе. Сейчас - это профессиональная работа, которая делается с азартом, удовольствием, но не с таким обезбашенным кайфом до мурашек по коже.

Юрий Чернавский: (Слободкин) делал самое Главное по тем временам - он не мешал…

Окончание