Записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)
1


Этот материал был написан в 1987 году, а 2003 году он был размещен на сайте popsa.info.
Первоосновой для него стал концерт этого коллектива в 1981 году в г.Протвино.
Для нынешней публикации у меня была мысль переделать его с учетом множества известных ныне фактов и исправить известные мне теперь ошибки, но потом я решил этого не делать. Пусть он останется документом того времени, в которое был написан. Оформление статьи фотографиями сделано в 2005 году.

Ты помнишь, как все начиналось?

Примерно до середины 60 - х годов наша эстрада была представлена в основном солистами, которые выступали в сопровождении больших оркестров или несколько меньших ансамблей. Тематика песен тоже не блистала изобилием сюжетов, оставаясь в русле любовной лирики.
А в это время четверо парней с Британских островов под аккомпанемент электрогитар сводили с ума всю Европу с Америкой в придачу. Причем основу репертуара "Битлз" составляли тоже "песни любви". К тому времени у нас сложилось стойко отрицательное отношение к западной эстраде. Короткие сообщения в нашей прессе на эту тему шли под хлесткой рубрикой "их нравы", смысл которой точнее определился фразой: "Так не должно быть". Естественно досталось от нас и такому явлению буржуазной массовой культуры, как "битломания".
Вспоминая этот период, композитор Г. Гладков писал, что вся наша пресса обрушилась на "Битлз" с критикой, а газета "Московский комсомолец", предоставив свои страницы одному известному композитору, разругала их, как новый гниющий нарыв западной культуры. Однако вопреки ожиданию, сработал эффект противодействия и молодежь еще больше заинтересовалась группой, чья творческая состоятельность оказалась сильнее упреков.
Заинтересованность породила и подражание. Стали возникать десятки подобных составов. И вот, наконец, в Ленинграде в 1966 году появился первый в Союзе профессиональный ансамбль, состоящий из "поющих гитаристов", с названием, выражающим суть нового жанра - "Поющие гитары".
Столица не замедлила откликнуться, и чуть позже в Москве, наряду со многими самодеятельными, появился и первый профессиональный ансамбль "Голубые гитары". Подобные коллективы стали называться вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).
Павел Слободкин
Павел Слободкин

В 1967 году подобный ансамбль стал создавать в Москве пианист Павел Слободкин. Дебют группы состоялся 8 марта 1968 года в эстрадной программе, посвященной женскому празднику. Этот день и стал днем рождения нового ВИА Москонцерта "Веселые ребята".

Я вспоминаю. (Отступление 1).

Стиль "ретро" умопомрачительно моден. И никто этому не удивляется. Все пишут мемуары. Ну, может, не все. Но многие.

Боже, как давно это было
Помнит только мутной реки вода.
Время, когда радость меня любила,
Больше не вернуть ни за что никогда...


Да, а было ли это вообще? Что - то уже не вериться. Но ставишь на вертак этот кусок пластмассы, сделанный, как говорил Остап Бендер, " до эпохи исторического материализма", и все возвращается. Сквозь треск и шорох, слышится такое знакомое:

Говорят, что некрасиво,
Некрасиво, некрасиво
Отбивать девчонок у друзей своих.
Это так, но ты с Алешкой
Несчастлива, несчастлива,
А судьба связала крепко нас троих.


"Веселые ребята" - с этим ансамблем у меня связаны не просто музыкальные привязанности детства. Первыми пластинками этой группы я открыл для себя удивительный и неповторимый мир эстрадной музыки. Как давно это было.
1972 год. Родители подарили мне магнитофон и первой пластинкой, которую я достал, был "миньон" "Веселых ребят" с "Алешкиной любовью в жутко "запиленном" состоянии. С этого все и началось. Уже потом появились для меня "Битлз" и "Машина времени", Элтон Джон и Алла Пугачева. А началось все с "Веселых ребят". До них я был обыкновенным пацаном. Музыка меня мало интересовала. Впрочем, как и большинство моих сверстников. Это сейчас спросите любого школьника, и он без запинки и, не напрягаясь, назовет вам десятка полтора эстрадных звезд, да еще с подробностями их биографий. А тогда единственные человек, имевший отношение к музыке, которого мы знали, был наш школьный учитель пения.

В начале было... трудно.

Название "Веселые ребята" было взято из одноименного к/фильма с музыкой И.Дунаевского. Свои концерты ансамбль всегда начинал с "Марша веселых ребят" из этой довоенной комедии.

"Легко на сердце от песни веселой
Она скучать не дает никогда.
И любят песни деревни и села
И любят песни большие города."

Новорожденный ансамбль сразу столкнулся с множеством проблем. Одна из главных - дефицит репертуара.Что петь? Ну, естественно "Битлз"! Еще несколько общепризнанных западных звезд. А дальше? Всю программу на этом не построишь. Худсоветы не пропустят. Значит, нужны национальные произведения. А где их взять?
Новая музыка родилась не у нас, песен в этом жанра в стране не было. Профессиональные композиторы (за редким исключением воспитанные на музыке своего поколения), не только не приняли новый жанр, но всячески пытались доказать его несостоятельность: обвиняя в подражательстве, беспринципности и дилетантстве.
Следовательно, надо было искать молодых авторов, которые признали бы биг-бит (так в начале в нашей стране стали называть музыку ВИА) своей музыкой и смогли бы в ней работать. Как не странно бойкот профессионалов сыграл свою положительную роль, он активизировал молодых начинающих авторов, которые развивались и росли вместе с новой музыкой.
Олег Иванов
Олег Иванов

Одним из первых таких авторов стал для "Веселых ребят" врач из Барнаула Олег Иванов, автор знаменитого "Товарища". Руководя студенческим эстрадным оркестром, Олег писал для него танцевальные пьесы и пробовал писать песни. В Барнаул частенько наезжали известные исполнители. Многим Иванов показывал свои работы. Артисты брали с собой клавиры, обещали посмотреть, и на этом все кончалось. Также произошло его знакомство с П.Слободкиным и ансамблем "Веселые ребята".

Продолжение