Записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)
2

1970 (часть 1).

Наконец Иванов был вознагражден за свое долгое ожидание. К нему приходит успех. Вслед за песней "Товарищ", исполненной Аидой Ведищевой, огромной популярностью стали пользоваться в исполнении "Веселых ребят" песни "На чем стоит любовь" и "Тебе все равно" (сл. О.Гаджикасимова). К этому же периоду относится начало сотрудничества "Веселых ребят" с такими молодыми авторами, как С.Дьячков, Д.Тухманов, Р.Майоров и др.
Создать ансамбль, даже очень хороший, это далеко не все. Для того, чтобы иметь популярность одними гастролями не обойтись. Необходимо иметь выход на радио, ТВ, в грамзапись. А поскольку новый жанр был встречен, мягко говоря, без энтузиазма, то и выход к средствам информации у ВИА был ограничен. И здесь огромную роль приобретают администраторы ансамблей, их деловые качества и личные связи. Хотя не последнюю роль играли и связи самого Слободкина.
В 1970 году он пригласил в "Веселые ребята" администратора гастрольного коллектива певца Э.Горовца - Михаила Плоткина, имевшего к тому времени большой опыт в этой области. Спустя 10 лет известный советский эстрадный режиссер А.Конннков в своей книге "Мир эстрады" назовет его "фантастическим организатором".
Почему - то, так повелось, что деятельность этих людей обходят у нас стыдливым молчанием, словно их нет. А ведь в популярности того или иного исполнителя, роль их бывает огромна. Что бы как - то восстановить справедливость в этом вопросе, я хочу привести отрывок из упомянутой уже книги "Мир эстрады":

"ВИА: их деления очень напоминают развод в мещанской семье. Конфликтуют, меняют клички, ссорятся из - за аппаратуры. И очень часто выигрывает не та половина, где остается художественный лидер (певец, певица), а та, где фактический руководитель, называйте, как хотите: босс, менеджер, организатор. И пусть смеются фельетонисты над тем, что голоса у него нет, в музыке он малограмотен, а на каком - нибудь инструменте играет для виду, что бы побольше платили. Зато он умеет подобрать певцов, дружить с композиторами и поэтами, знает, как быстро сшить костюмы, достать аппаратуру, умеет вовремя появиться в "Добром утре", в "Огоньке" в "Юности", в Госконцерте и т. д".

Плоткин проработал в "Веселых ребятах" около 3-х лет, но за это время ансамбль из начинающего стал одним из лидеров жанра ВИА в нашей стране. Это был и период наивысшей популярности группы. Было записано 6 сольных "миньонов" и несколько сборных. Было участие в записи первого альбома Д. Туманова "Как прекрасен мир", запись собственного гиганта "Любовь - огромная страна". Всем этим успехам молодого коллектива во многом способствовала бурная деятельность, оставшегося за кадром, М.Плоткина.
В конце 60-х годов в "Веселых ребятах" работал Александр Градский. Правда, совсем не долго. И сам он об этом никогда не упоминает. Дело в том, что свое творчество Александр связывал в то время с любительским ансамблем "Скоморохи",но финансовые дела "Скоморохов" оставляли желать лучшего, и для их поправки Градскому, как раз, приходилось работать с "Веселыми ребятами", имевшими статус профессионалов.
Петерсон, Градский,Фазылов,Полонский,С.Рязанова,Бергер и Хабазин
Петерсон, ?,Фазылов,Полонский,С.Рязанова,Бергер и Хабазин
В то время считалось обязательным иметь в составе ансамбля женский вокал. "Веселые ребята" предприняли несколько попыток ввести в свой состав солистку: сначала Нину Бродскую, которая к тому же была лауреатом Международного конкурса эстрадной песни в Румынии (1968г.), потом Светлану Рязанову. Но все эти попытки оказались неудачными, хотя обе эти певицы неплохо проявили себя в дальнейшем, работая самостоятельно. Забегая вперед, хочу отметить, что в этом плане "Веселым ребятам" не везло на всем протяжении своего существования.

Забегая вперед(Отступление 2).

23 июля 1983 мне довелось поговорить с Вадимом Голутвиным, в то время гитаристом группы "Воскресенье". Среди прочего была затронута и тема "Веселых ребят". Тогда он произнес одну фразу, которая в дальнейшем оказала большое влияние на мое отношение к ним. И, возможно, стала первоосновой появления этого опуса.
Он сказал, буквально следующее: "Веселые ребята" - это трагедия одного человека - Алексея Пузырева. Он долгое время был главным идеологом и лидером ВР. Остальные тянулись за ним. Он держал их на высоком уровне, отдал им всю душу. И при этом сейчас о нем никто ничего не знает".
Фраза поразила. Для меня, считавшего себя довольно прилично знающим творчество этой группы, фамилия Пузырев - ничего ТАКОГО не говорила. Тут у меня впервые закралась мысль, что все, что мы видим, слышим и читаем о "Веселых ребятах" , на самом деле, от реальной жизни этого коллектива, довольно далеко.
После этого я решил попытаться написать историю своего любимого ансамбля и начал собирать для этого материалы. В открытой печати материалов было катастрофически мало, да и обо всех тех, что были, я, естественно, не мог знать. Столкнувшись с этим пыл мой значительно поугас.
Но вот 12.07.1985 года мне удалось встретиться с Алексеем Пузыревым. В то время муз. руководителем группы п/у В.Андрианова, где он работал вместе с другим бывшим "веселоребятником" Михаилом Файбушевичем. Встречу, до сих пор, вспоминаю с удовольствием. Во-первых: Алексей оказался очень приятным и интересным собеседником; во-вторых: из его рассказа очень много прояснилось.
В разговоре я привел ему цитату В.Голутвина, касающуюся его. На что он ответил:

-Ну, это он немножко переборщил. Для пафоса. Но, действительно, я там достаточно много сделал".

После этого разговора желание написать историю "Веселых ребят" вспыхнуло с новой силой. Тем более к тому времени у меня были уже довольно много встреч с теми, кто делал историю ВИА-жанра.
Однако вплотную заняться этим делом я смог только в декабре 1986. Закончил в июне 1987 года.
22.10.1987 года мне довелось поговорить с Анатолием Алешиным, тогда выступавшим с группой "Стайер". После этого статья приобрела окончательный вид.
Поскольку я буду довольно часто здесь цитировать Пузырева, то скажу несколько слов о нем. Он окончил московское хоровое училище, затем в 1972 году консерваторию. Входил в самый первый состав ансамбля "Самоцветы". Оттуда попал в "Веселые ребята". Далее работал в группе "Экипаж", был муз. руководителем ВИА "Голубые гитары" и группы п/у В.Андрианова. Гитарист, клавишник, аранжировщик, вокалист и композитор.

1970 (часть 2).

Весной выходит дебютная пластинка "Веселых ребят" - миньон, в котором, как в маленьком зеркале, отразилась структура репертуара группы. Из 4-х песен пластинки 2 представляли зарубежную эстраду и 2-молодых советских авторов. Пластинку открывает песня О.Иванова и О.Гаджикасимова "На чем стоит любовь" второе название "Песня геологов". Эта песня пришла на смену популярным в 60-е годы "Геологам" А.Пахмутовой. Новая песня имела совершенно другую музыкальную окраску ансамблевый вокал, наложенный на густой машинный звук электрогитар, сквозь пелену которого прорывается дробная россыпь барабанов. "Гвоздем" пластинки стала "Алешкина любовь" (С.Дьячков - О.Гаджикасимов). Прочувственно спел ее (и тем обеспечил ей огромную популярность) солист "Веселых ребят" Леонид Бергер. В то время он учился на теоретическом отделении Гнесинского института. В "Веселые ребята" попал из известной самодеятельной группы "0рфей", где выступал вместе с Добрыниным и Витебским. Большинство песен "Веселых ребят" того периода своей популярностью были обязаны именно ему, певцу в высшей степени профессиональному и колоритному.

Пузырев:
-Бергер? Это выдающийся певец. Таких, в общем-то, после него не было.
Я: - В "Веселых ребятах"?
Пузырев:
-Да и вообще нигде. В своей манере, конечно.
Я: - В чем его своеобразие?
Пузырев:
- Просто это профессиональный на западном уровне певец. Техника, ум, голос, подача. Это на мой вкус, опять же.

1970 г.
П.Слободкин,Беспалов,Петерсон,Витебский,
Ю.Слободкин, Фазылов,Турабелидзе,Бергер,Избойников
1970 г. П.Слободкин,Беспалов,Петерсон,Витебский,<br>Ю.Слободкин, Фазылов,Турабелидзе,Бергер,Избойников
На второй стороне пластинки записаны 2 "битловские" композиции. Русский текст к "Старенькому автомобилю" тоже написал Бергер. Что же касается "Облади-облада", исполненной на английском языке, то хотя "Веселые ребята" прилежно скопировали все музыкальные нюансы оригинала, но темп все-таки заметно ускорили. И еще, в исходном материале песня исполнена на 2 голоса, а в интерпретации "Веселых ребят" оказалось достаточно одного.
Первая пластинка имела оглушительный успех. В аннотации, помещенной на гибком варианте, было написано:

"Тем, кто бывал на концертах ансамбля, наверное, запомнилось жизнерадостное искусство молодых ребят с гитарами. Выступление на радио и ТВ, а также на ответственных площадках принесли молодому коллективу признания и симпатии многочисленных любителей эстрадного искусства".

"Веселые ребята" сразу дали понять всем, что их кредо чисто развлекательная музыка, предназначенная для отдыха и не претендующая на какие-нибудь глубокомысленные откровения и изыски. Потом спустя лет 6-7 их будут упорно обвинять в пристрастии к любовной тематике, забывая что: во-первых: это перешло к ним по наследству от эстрады 60-х годов, а во-вторых: направление, которому они оставались верны все это время, просто предполагает эту тему профилирующей.

Забегая вперед (Отступление 3).

Дефицит репертуара и отсутствие хорошей аппаратуры не исчерпывали перечень трудностей нового жанра. В 70 - х годах развернулась дискуссия: имеют ли ВИА право на существование, предлагая чуждые нам музыкальные формы, копируя западных исполнителей. Появление белорусского ансамбля "Песняры", ставшего лидером нового жанра и доказавшего, что биг - бит может быть искусством, решила проблему в пользу ВИА. А что касается "чуждых нам музыкальных форм и подражательства", то в июле 1977 года в газете "Советская культура" бывший "песняр", а ныне известный эстрадный режиссер В. Яшкин, напишет:

"Уже в конце 60 - х годов наши пионеры жанра ВИА "Поющие гитары" и "Веселые ребята" приняли бит, как форму, опираясь на богатые традиции советской композиторской школы, наполнили его совершенно новым содержанием. На остроритмической основе с некоторыми гармоническими новшествами зазвучали наши прекрасные по мелодике песни. Таким образом, в отличие от многих зарубежных групп, где бит является самоцелью в творчестве наших ансамблей безраздельной хозяйкой стала мелодия, песня, а бит - эффектным выразительным средством".

А теперь о подражательстве. Как факт, его отрицать бессмысленно - имел место. Но так ли это плохо и возможно ли было его избежать. Давайте разберемся. Композитор Р. Паулс в апреле 1978 года в интервью для газеты "Московский комсомолец" сказал:

"Музыканты обязаны знать и понимать все, что связано с искусством, которому они служат. Нелепо, например, отвергать завоевания джаза и бита человеку, пытающемуся играть джаз и бит. Предвижу возражения, упреки в подражательстве. Но любой художник в процессе становления проходит определенный этап, при котором влияние мастеров - предшественников неизбежно. Джаз родился не у нас, но, вступив на нашу почву во взаимодействие с национальными традициями, обрел новые краски и подучил новое толкование у наших музыкантов. Так должно быть и с битом и с другими течениями современной музыки".

Биг - бит тоже родился не у нас, но высказывание В. Яшкина доказывает, что, попав к нам, он не просто механически обособленно развивался, а делал это во взаимодействии с нашими национальными традициями" и на них базируясь.
Спустя 8 лет слова Р. Паулса подтвердятся и в отношении советской рок - музыки. В июле 1986 года группа "Автограф" приняла участие в "Фестивале друзей" в Копенгагене. Вот что по этому поводу писали зарубежные газеты:

"Самое важное то, что мы услышали рок - музыку, абсолютно не похожую на западный рок. 0на исполнена с отменным качеством и высоким исполнительским мастерством".
"Лучшая советская рок - группа "Автограф" целиком оправдала наши ожидания. Удивительно то, что "Автограф" являет собой полностью самобытную, отличную от Запада рок - группу".


А в беседе с руководителем Автографа" А. Ситковецким один из журналистов сказал:

"В России есть свой национальный рок и его отличие от рока западного в насыщенности музыкального языка, в МЕЛОДИЧНОСТИ, которой иногда не хватает западный группам".

Итак, сегодня мы можем сказать, что имеем свою рок - музыку, которая на заре своего развития прошла через период подражания зарубежным исполнителям (это касается и участников Автографа), а ныне обрела свое собственное, ни на кого не похожее лицо. А если это так, то те первые, стоявшие у ее истоков, имели право на подражание. Время их оправдало.

1970 (часть 3).

В этом же году "Веселые ребята" еще дважды были представлены в грамзаписи. Сначала на первом "миньоне" бывшего пианиста областной филармонии, а ныне начинающего эстрадного композитора Д.Тухманова, была записана простенькая песенка "Непросто быть вдвоем" на слова М.Пляцковского (солист Л.Бергер), потом на сборной пластинке вышла очень популярная в то время песня О.Иванова "Тебе все равно" на слова О.Гаджикасимова (солист Ю.Петерсон) с довольно странным, но хорошо известным припевом:

"Бом-бом-бом-бом
Бом-бом-бом-бом..."

Благодаря своей первой пластинке "Веселые ребята" смогли заявить о себе достаточно громко. И это, на мой взгляд, было главным итогом 1970-го.
Продолжение