Записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)
4

1972

1972-Лерман, Пузырев, Петерсон, Казанцев,Слободкин
Хабазин, Сахаров, Избойников.Сзади-Полонский.
1972

Популярность - штука капризная и, чтобы ее поддерживать, необходимо постоянно напоминать о себе публике, а для этого надо регулярно обновлять репертуар.
"Веселые ребята" попробовал экспериментировать с народной песней, но, учитывая свою специализацию, выбирали песни шуточного характера. Из наиболее известных стоит отметить песню "Про комара" в которой описывалась страшная смерть насекомого от алкоголя. На концертах эта песня превращалась в маленький спектакль. Делались и попытки стилизации. Достаточно вспомнить песенку "Взял гармонь под мышку я" - это история о том, как у деревенского гармониста вдруг появились конкурент в лице английского квартета "Битлз" и, как он их все-таки одолел. В песенке использовались фрагменты композиции Леннона и Маккартни "Любовь не купишь".
Из этого огромного потока обработок народных песен для ВИА, порой появлялись очень интересные, заслуживающие самого пристального внимания работы. Однако в большинстве своем из-за отсутствия навыков у участников ансамблей, из-за неумения работать с фольклором, народная песня в новом одеянии теряла присущие ей черты и превращалась в плохую копию иностранного шлягера.
4 апреля в газете "Советская культура" появилась статья "Все на одно лицо", где в пух и прах были разнесены увлечения ленинградских и московских ансамблей (в том числе и "Веселых ребят") обработками русских народных песен. И хотя сама статья была необходима и своевременно, но вывод, который в ней содержался, был, прямо скажем, неожиданным:

"русской песне чужды электрогитары, ударники и другие "шумные инструменты": их звучание разрушает очарование и искренность русской песни. Говорить обо всем этом сейчас приходится потому, что искажение народных и классических произведений стало обычным делом".

Вывод этот тем более удивителен, что еще 2 года назад минский ВИА "Песняры" стал лауреатом 4 Всесоюзного конкурса артистов эстрады, где поразил жюри и зрителей, как раз, современными обработками народных песен. Время все расставило на свои места и теперь в подобном исполнении электрогитара не кажется абсурдом, а наличие барабанов не делает это исполнение фальшивым.
Что касается "Веселых ребят", то работа по вскапыванию фольклора стала для них всего лишь экспериментом, который они вскоре закончили и никогда больше к нему не возвращались.
Этот год был богат событиями в жизни ансамбля. Сначала вышла гибкая пластинка, где с одной стороны помещались две песни с последнего их "миньона", а на другой две песни ансамбля "Поющие гитары". Появившаяся следом пластинка вызвала удивление: в нее опять попали песни "Люди встречаются" и "Легко влюбиться" (в третий раз подряд). К ним были пристегнуты и 2 новые: красивая балаганная "Рыбацкая песня" (О.Иванов - Р.Бернс) и загадочный твист "Расставание" (П.Слободкин, С.Дьячков -П.Леонидов).
Но самым главным событием года стал выпуск 1-го диска Д.Тухманова "Как прекрасен мир", в записи которого принимали участие и "Веселые ребята". Пластинка сама по себе необычна, если не сказать, революционна. И в первой половине 70-х годов стала, наверное, самым заметным явлением в советской популярной музыке. Она поражает необычными сочетаниями: вокальный квартет "Улыбка" и ВИА "Веселые ребята"; Н.Бродская и А.Градский; Г.Ненашева и Ю.Антонов; ритм-группа и симфонический оркестр. Ну, это представить еще можно, если напрячь воображение. А как представить себе пение "Веселых ребят" под аккомпанимент эстрадно-симфонического оркестра? И это в пору расцвета "вокально-инструментальной эры". Пластинка представляла собой 2-х частную сюиту о любви и мире. Я бы назвал первую часть "Любовь - дитя планеты", а вторую - "Как прекрасен этот мир". Взаимосвязь обоих частей прослеживается предельно ясно и коротко ее можно выразить строкой из песни на стихи Е.Евтушенко "Любовь-дитя планеты":

"Никто мешать не вправе
Любви людей..."


"Веселые ребята" записали здесь вокальные партии 3-х песен: "Любовь-дитя планеты", "Любимая, спи" Е.Евтушенко) из первой части и "Танцевальный час на Солнце" (С.Кирсанов) из второй. Строго говоря, гибрид ВИА и симфонического оркестра (при содействии ритм-группы) не получился. Наверное, сказалось отсутствие опыта подобных экспериментов. Так в первой песне бесстрастно-равнодушный вокал группы явно бледнеет на фоне пышной мелодии, а во второй - наоборот: здесь голос Л.Бергера, которому, впрочем, для такой песни тоже не хватает драматизма, доминирует над всей музыкой. Самая, пожалуй, интересная - "Танцевальный нас на Солнце". Пел ее тоже Бергер. В ней использован фрагмент из другой песни диска "Джоконда". Здесь эмоций, как раз, в норме, но окраска музыки уж очень мягкая. Все три стихотворения из разряда серьезных. Работа с таким материалом для "Веселых ребят" не характерна, тоже своего рода эксперимент. И на этой раз с положительным результатом. Несмотря на то, что пластинка не получила должного отклика у публики, но повышению популярности "Веселых ребят" все же способствовала. Я уже не говорю, о том опыте студийной работы, накопленном ансамблем в период работы над диском.
А.Лерман
А.Лерман
В 1972 году в ансамбле произошло обновление состава: ушел ведущий певец Л.Бергер, впоследствии уехавший в Австралию. На его место пришел Александр Лерман, игравший до этого в любительском составе "Ветры перемен", а потом - с Градским в "Скоморохах". Лерман оказался не только интересным певцом, но и разносторонним музыкантом, прекрасно игравшим на гитаре, клавишных и виолончели.

Я: - Говорят, что Лерман буквально на всех инструментах хорошо играл?
Пузырев:
-Это действительно так. Он играл на виолончели, на клавишных, на бас-гитаре, гитаре. Ну, так…Не ахти, как технично, но со вкусом. И певец он очень хороший…И композитор.
Я: - А он писал песни в ансамбле?
Пузырев:
- Он писал, но их не исполняли.

С Лерманом "Веселые ребята" успели выпустить в 72 году две гибких пластинки. Первая с песнями "Чернобровая дивчина" (Р. Мануков-Т.Сашко) и "Варшавский дождь" (Д.Тухманов и В.Сергеев) осталась незамеченной, что было, по-моему, несправедливо. Вторая с песнями молодого автора Ю.Антонова "Ну, что с ним делать" и "Если любишь ты" (сл. Л.Дербенева). Интересна история создания последней. У нее существовал концертный прототип с названием "Верю, верю я". Однако худсовету ВСГ "Мелодия" слова этой песни не показались, и поэт Л.Дербенев в спешном порядке ее переделал. Результат: появилась одна из самых популярных песен "Веселых ребят" того периода.

Я: - …миньон с песнями Антонова - "Если любишь ты" и "Ну, что с ним делать". Вы до этого с Антоновым работали?
Пузырев:
-Это были просто песни. Работы с Антоновым не было. Записывали без него.

В конце года перешел в "Самоцветы" Ю.Петерсон, а из консерватории пришел певец и гитарист Владимир Сахаров (в последствии тоже покинувший страну).
Продолжение