Записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)
5

1973

Новая работа с Тухмановым: участие в работе над музыкой к т/ф "Эта веселая планета". Еще до выхода фильма на экраны, появились две гибких пластинки "Белый танец" и "Вечное движение" с музыкой из него. На первой прозвучала песня "Это-Москва" (сл. И.Шаферана и Л.Дербенева), показавшая связь этой работы с диском "Как прекрасен мир". Снова симбиоз ВИА с симфоническим оркестром, но на этот раз музыканты "Веселых ребят" приняли участие и в записи инструментального сопровождения. И на сколько интересней и гармоничней все получилось. Если же прибавить к этому прекрасный ансамблевый вокал, то, думаю, песня вполне могла бы стать музыкальной заставкой к московской программе радио или телепередач. Но, не суждено.
На второй пластинке записана одна из интереснейших, на мой взгляд, композиций ансамбля - "У той горы" (В.Харитонов). "Знойное" танго в эстрадно-симфоническом сопровождении, высокий голос Лермана в припеве неожиданно сменялся пронзительным саксофонным соло, вызывая ностальгические воспоминания. Для ВИА это было смело и неожиданно. Фильм "Эта веселая планета" был показан по ЦТ в Новогоднюю ночь, а его музыкальный материал вышел отдельной пластинкой с тем же названием. Ни одна из названных песен "Веселых ребят" в нее не вошла. На этом диске "Веселые ребята" представили песню "Скорый поезд" (В.Харитонов).
А.Буйнов
А.Буйнов
Издавна в ансамбле существовала проблема с исполнителями на клавишных. Эпизодически игравший на них Слободкин, после ухода М.Плоткина, целиком занялся администрированием и отошел от концертных выступлений. Новым гитаристам, приглашенным в группу, приходилось дожидаться соответствующей вакансии, упражняясь на клавишных. И вот, наконец, проблему удалось решить. Из самодеятельного ансамбля МГУ "Аракс" пришел лучший, пожалуй, в то время в Москве органист Александр Буйнов - автор известной "араксовской" "Травы-муравы". Затем Анатолий Алешин, певший до этого вместе с Лерманом в группе "Ветры перемен. Позднее появился и Александр Барыкин (правильно Бырыкин).
Впервые в своей практике "Веселые ребята" записали музыку к художественному фильму "С весельем и отвагой". Автор музыки композитор Ю.Левитин писал об этом:

"Мне довелось встретиться с ансамблем "Веселые ребята" в работе над к/ф "С весельем и отвагой". Настойчивость и добросовестность музыкантов, их серьезное отношение к работе сделали эту встречу для меня и радостной и полезной".

"Веселые ребята" интенсивно работают, много выступают, и их популярность распространяется по стране. Сотрудничая с молодыми авторами, они пополняют свой багаж множеством новых песен, с сегодняшней точки зрения весьма далеких от совершенства, однако очень в то время популярных. По-прежнему продолжают они включать в свой репертуар и массу песен зарубежных авторов, проходящих "на ура". Как правило, песни эти были с русскими текстами. Наиболее известными стали такие песни, как "Размышления деревенского почтальона" руководителя польских "Скальдов" А.Зелинского и итальянская "Портрет".
Последняя (пел ее Фазылов) даже попала в 1974 году на страницы "Литературной газеты". И вот по какому поводу. В редакцию пришло сердитое письмо, где высказывались претензии к текстам многих популярных песен. Досталось и "Портрету":

"Меня, поражают тексты некоторых песен, пользующихся широкой популярностью. Как вам нравятся хотя бы такие слова из песни, записанной на тысячах грампластинках:
"Остался у меня на память от тебя, портрет, твой портрет, работы Пабло Пикассо." Везет же людям! Сам великий Пикассо писал их портреты (или я чего - то не понимаю)".


Конечно, трудно сказать, чем руководствовался автор русского текста, творя этот опус,но в то время тексты песен еще не подвергались столь пристальной и широкой препарации, как сейчас, и не смотря ни на что "Портрет" продолжал вызывать бурные овации зала.
Очередной удачный миньон. На этот раз благодаря яркой мелодии О. Иванова и П. Леонидова "Песня, моя песня". С ее первыми тактами охватывает такое воодушевление, такое желание радоваться жизни, какое бывает, наверное, только с приходом весны.
Добрая, весенняя, солнечная, оптимистическая - любое из этих определений для нее будет справедливым. Песня "Любовь - дитя планеты" тоже вошедшая в пластинку, из первого альбома Тухманова. Но от того варианта она заметно отличается в лучшую сторону. Вероятно, "Веселые ребята" и сами поняли, что их альянс с оркестром не из самых удачных, по этому и записали песню сами. Это привело к утяжелению музыки. В ней явно прослушиваются элементы хард - рока, очень популярного на Западе. "Утяжеление" музыки подхлестнуло эмоции, вокал получился мощным и жестким. Именно таким, каким он должен быть в песне, сочетающей в себе лирику и гражданственность:
Мы любим - это значит
Мы не умрем.

Мне кажется, этот вариант песни для тухмановской пластинки подошел бы больше. Третья песня "Как прекрасен этот мир" (на диске ее исполнил Ю. Антонов) по сравнению с первым вариантом - проиграла. Во - первых: Антонов спел ее лиричней, а во - вторых: есть песни, которые интересней выглядят в оркестровом сопровождении. Множество инструментов придают им и множество оттенков. А их сокращение ведет к обесцвечиванию мелодии. "Как прекрасен этот мир" - именно такая. "Рыбацкая песня" была на пластинке четвертой, но она уже ранее издавалась.
Главным событием года стала работа над первой большой сольной пластинкой. Для записи собрались очень сильные музыканты: Владимир Полонский - ударные, Евгений Казанцев - бас-гитара, Александр Буйнов - клавишные. Три соло-гитариста: Алексей Пузырев, Валерий Хабазин и Игорь Дегтярюк. Весь вокал на диске записывали: Александр Лерман, Алексей Пузырев, Анатолий Алешин, Александр Барыкин и Вячеслав Малежик, незадолго до этого пришедший из ансамбля "Мозаика". Одну из главных ролей в записи сыграл Пузырев, помимо прочего сделавший интересные аранжировки к песням, ставшим впоследствии очень популярными: "Я к тебе не подойду", "Отчего", "Скорый поезд" и "Наша песня". "Веселые ребята" работали над альбомом не жалея сил, обобщая весь накопленный к тому времени опыт. Широкая популярность ансамбля гарантировала, еще не вышедшему диску, громадный успех. Но ожидание пластинки затянулось. Этот же год отмечен для "Веселых ребят" и первым зарубежным успехом. На Международном конкурсе грамзаписи в Ливерпуле ансамбль получил звание лауреата и вошел в пятерку лучших европейских ансамблей. Однако не все было так гладко, как могло показаться со стороны. Первые звонки-предвестники будущих катаклизмов прозвенели далеким эхом тоже в 73-м. Очередной конфликт и в "Самоцветы" переходит администратор М.Плоткнн. Сначала в жизни ансамбля это ничего не изменило. Статус "звезд", как будто, гарантировал "Веселым ребятам" преодоление любых трудностей. Море казалось по колено. Пришедшая огромная популярность устроила группе жестокий экзамен медными трубами на состоятельность творческой позиции. И выдерживать его удавалось далеко не всегда. На концертах стали заметны элементы неуважения, к зрителям, проявлявшиеся в задержках начала концертов, поведении на сцене, во внешнем облике, в разделении выступлений на главные и второстепенные, в чисто музыкальной небрежности, то есть, наблюдались все признаки "звездной болезни".
Кульминацией этого кризиса стала передовая статья в журнале "Советская эстрада и цирк" в №9 за 1973 год. Она называлась "За высокую культуру концерта". Приведу из нее выдержку:

"Работники Кировской филармонии до сих пор, хотя прошло уже несколько месяце (статья написана в июле) с возмущением вспоминают о посещении их города московским эстрадным коллективом "Веселые ребята". Столичные гастролеры начали с того, что отменили все выездные концерты, на которые уже были проданы билеты. Приняв изрядную долю спиртного "Веселые ребята" пожаловали в филармонию, где проходил праздничный вечер одного из кировских предприятий. Некоторые из них были в таком состоянии, что их "на руках пришлось выносить и грузить в такси". Через день по вине ансамбля был сорван концерт в городском "ДК им. 1 Мая". В этой связи, пишет замдиректора Кировской филармонии А. Семин - хотелось бы задать руководителям Москонцерта несколько вопросов.
Воспитывается ли у этих молодых людей чувство ответственности перед зрителями, умение уважать зрителей?
Почему эти распоясавшиеся ребята поют на эстраде о самопожертвовании благородстве и т. п., а в жизни поступают наоборот?".


Вот такая статья. Наверное, руководители Москонцерта журнал "Советская эстрада и цирк" не выписывали, а может быть, принятых мер оказалось не достаточно. Но, как бы там не было, ростки "звездной болезни" набирали силу, и вскоре она стала хронической. В целом же, несмотря на триумфальный характер событий года, в жизни "Веселых ребят" выяснилось, что в коллективе существует целый ряд нерешенных проблем, которые когда - нибудь обязательно скажутся. Наверное, это был пик популярности группы. Но, к сожалению, весь тот положительный опыт, накопленный "Веселые ребята" к этому времени, как будто не пошел на пользу ансамблю. Он как бы застыл в оцепенении на одном месте еще примерно на год, а потом, набирая скорость, покатился вниз.

Продолжение