Анатолий Алешин- марьяж с "Веселыми ребятами".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


Анатолий Алешин- марьяж с "Веселыми ребятами".


(июль 2009)

1

От автора.


Я уже встречался с Анатолием Алешиным 22 октября 1987 года. Тогда он приехал к нам в Протвино с группой "Стайер". Основной темой нашей беседы была его работа в ВИА "Веселые ребята". Эту встречу я упоминал в "Записках постороннего".
Нынешняя встреча с Анатолием Алешиным состоялась 11 июня 2009 года по инициативе Сергея Соловьева. Он предварительно созвонился с Анатолием и договорился о встрече. Он же делал все снимки этой встречи.
Вопросы гостю задавли мы оба.
>

-Ты достаточно подробно рассказал о себе в период до «Веселых ребят» в материале для сайта «Специальное радио», поэтому давай начнем с твоего прихода в «Веселые ребята».

История банальная. Поскольку Паша подпитывался в основном музыкантами из московских андерграундных групп, а в этой тусовке все друг друга знали. И когда у него возникала потребность в кадрах, он забрасывал сети туда или своих расспрашивал: Малежика, Буйнова, Лермана…

-Никто со стороны придти в ансамбль без протекции не мог?

До прихода Игоря Гатауллина, это было внутреннее московское дело. Тут еще один важный момент. На работу в Москонцерт брали только жителей Москвы и Московской области. Из-за этого возникала проблема приема на работу хороших перспективных музыкантов, но с немосковской пропиской. Такая проблема была с Валитовым, к примеру.

-Но Слободкин ведь решал подобные проблемы не раз? Людей принимали на работу по договору, который потом продлевался.

Да. Но проблема эта все время обострялась. И нужно было решать ее как-то иначе. Например, заключались фиктивные браки. С Виталиком и Игорем так и было. Им находили фиктивных московских невест.
А со мной было так. В очередной набор потребовался вокалист. Мне позвонил Буйнов и говорит:
-Приезжай!
Это был апрель 1973 года. Первый мой выход был 6 или 9 мая на стадионе «Динамо». Я не выходил на работу, но я уже присутствовал в коллективе, как вокалист ансамбля «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», на которого уже был приказ о приеме на работу. Таким образом, я должен был присутствовать на концертах. На сцену я не выходил, но на концерте присутствовал.

-Ты говоришь «возникла потребность в вокалистах». Кто-то ушел?

Да. Постоянно кто-то уходил и кто-то приходил. На тот момент ушли Сахаров и Петерсон.

-Петерсон ушел в 1972.

Нет. Петерсон ушел прямо передо мной.

-Петерсон ушел в конце 1972 года.

Значит так. Лерман пришел в октябре-ноябре, и они какое-то время работали вместе. Нас на гастролях обычно селили по двое. Какое-то время Лерман и Петерсон на гастролях проживали вместе. Ну, может быть, Петерсон ушел в январе 1973 года.


-Я показал фотографию 1972 года, где «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» сняты на Воробьевых горах. И где присутствуют Лерман, Петерсон и Сахаров.

Странно, фотография летняя. А мне казалось, что Лерман пришел осенью.

-Может быть, это начало осени, когда еще бывало тепло по-летнему? В 1972 году было очень жаркое лето. Вокруг Москвы тогда еще горели торфяники.
Получается, тебя пригласили на место Сахарова?


Получается так.

-А почему ушел Сахаров?

Не знаю.

-А почему ушел Петерсон?

Я могу только предполагать. У Паши был непрекращающийся конфликт практически со всеми музыкантами участниками первых составов. Для которых он был еще Пашей. Я думаю, что он их подсознательно выживал, чтобы создать некую дистанцию между собой и остальными участниками ансамбля. В этот период, когда он перестраивал коллектив, он сумел вызвать к себе ненависть старых участников. Эта ненависть стала хорошим тоном в общении музыкантов с руководителем. И она передавалась по наследству от тех, кто уходил, к тем, кто приходил. Я, еще не придя работать в «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», уже заочно ненавидел Слободкина. Потому что я общался с Лерманом, а Лерман был носителем этой идеологии. А он, судя по всему, заразился этим от Петерсона.

-А Слободкин к кому-то относился с уважением? Или хотя бы готов был выслушать чье-то мнение?

Павел Слободкин 1973 г.

Леши Пузырева. По большому счету Павел Яковлевич Слободкин, сам являясь прекрасным музыкантом, не мог не уважать хороших работников. Тогда мы были более инфантильными, чем сегодняшняя молодежь. Я пришел мне было 24 года, но по сегодняшним меркам мы были на уровне шестнадцатилетних. Общество было другое. Оно было закрытым и росло на искусственных идеалах. На психологических имплантатах.
На смену Петерсону пришел Малежик. Он пришел в марте 1973 вместе с Буйновым. А я, получается, пришел на смену Сахарову.

-То есть, тебя привел Буйнов?

Да, Буйнов, а не Лерман. С Сашей у меня в какое-то время сломались отношения. Это было еще в «Ветрах перемен». Я подозреваю, что здесь замешена просто мужская ревность.

-К чему?

Возможно, здесь дело в каких-то комплексах Сашиных. Я в этом не разбирался особенно. Это мне потом пришло в голову. Хотя я к нему искренне всегда относился . У меня было к нему очень теплое отношение. Какого скелета он держал в шкафу, я не знаю.

-Когда тебе пришла пора идти в армию, они в тайне от тебя начали искать замену?

Они все начали делать за моей спиной. И меня - основателя того ансамбля, просто выпроводили. Я узнал об этом постфактум. Тогда я испытал чувство предательства. В конце концов, он мог мне прямо сказать в такой ситуации:
-Толя, надо что-то делать, ты же в армию уходишь?

-А они не думали сменить стилистику ансамбля?

Да какая там стилистика. Тогда все пели только кавера. Там стилистики никакой не было. Стилистика складывалась только из тембров голосов: Миша Кокшоев, Лерман и я. Верхний Кекшоев, потом я и внизу Саша.
С тех пор, как я и братья Чириковы создали этот коллектив в техникуме, у меня была одна мечта - петь красивое трехголосье. Как у "Битлз", "Холлис", "Бич Бойз". А когда Саша Лерман пришел, то было только двухголосье. И тогда я его спросил:
-У тебя есть на примете поющий басист?
Наш басист был непоющий. Он сказал:
-Есть.
А я ведь не знал, что у них была целая группа «Виолончелисты». И Кекшоев там работал.

-Вернемся к «ВЕСЕЛЫМ РЕБЯТАМ». Когда ты пришел к ним, тебе дали какой-то репертуар?

Володя Сахаров был поющим басистом. Потом Женя Казанцев пришел на бас. Что делал в этом момент Сахаров, я не помню. Почему мы из своей среды всех набирали? Потому что эта вся московская тусовка, эти рок-группы варилась в собственном соку. Все друг друга знали, все ходили друг к другу на концерты. И я на репетиции и концерты «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» ходил задолго до того, как попал к ним работать.

-А ты мечтал там работать?

Я скажу так. Ситуация со сменой социально статуса, который безусловно принесла работа в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» из-за своих высоких заработков и из-за появившегося статуса звезды (хотя и эстрадной), была очень соблазнительна. И, конечно же, любой парень, который играл в московских андерграудных группах, как дальнейшую ступень в своей карьере, наверное, рассматривал переход в какой-то такой профессиональный ансамбль.
При этом на тот момент «Самоцветы» не пользовались авторитетом у музыкантов. А «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» пользовались. Может быть потому, что там все московские ведущие рокеры проработали. Начиная с Бергера. А может быть и потому что и сам Слободкин имел такую западную направленность.

-Ты говоришь, что рокеры рассматривали такую возможность, как переход на профессиональную сцену. Совершенно понятно, что любой человек, занимаясь в охотку каким-то делом, мечтает в этом деле чего-то добиться. Совершенно понятно, что у рокеров на том любительском уровне никакой перспективы не было.

Нет, конечно.

-Совершенно понятно, что продвижение вверх для них могло осуществиться только с переходом на профессиональную сцену.

Конечно. Но это требовало и уступок в репертуаре.

-При этом многие рокеры совершенно отрицают свои подобные желания и всячески ругают ВИА. Даже проработав там. Например, Валов

Я должен сказать, что Валов, Дюжиков и Дегтярев попали в самый неуважаемый коллектив среди музыкантов - «Голубые гитары». Потому что концепция Гранова ничем не отличалась от концепции обычного ансамбля на графике в Москонцерте.

Дюжиков, Дегтярев и Валов в составе "Голубых гитар".

-Зато они больше всех ездили за границу.

Это только благодаря хорошим знакомствам Игоря Гранова в профкоме. Это никак не связано с их музыкальной деятельностью. Дело не в уровне музыкантов, там работали профессионалы. И не в репертуаре. Я говорю о концепции, об имидже. Когда я ушел от Слободкина, Маликов забрасывал ко мне удочку. Но мне даже в «Самоцветы» пойти было "западло". Я терпел только «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», потому что Слободкин создал им западную ауру. Так было первые 7 лет с 1968 до 1975 года, до выхода диска «Любовь -огромная страна». С лета 1975 года с приходом Игоря Гатауллина началась махровая вокально-инструментальная эра. А с уходом Леши Пузырева началась деградация стиля «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ».

-И с приходом Пугачевой?

Да нет. Пугачева гибкая была. Она могла приспособиться к любому стилю. У нее очень широкий диапазон средств и вокальных и стилевых. Она бы не была помехой. Именно с уходом Гены Макеева и Леши Пузырева… В большей степени Леши Пузырева… Он с какого года работал в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ»?

-С 1971.

А до этого Леня Бергер очень сильно определял звучание «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ».

-Бергер делал аранжировки?

Он не делал аранжировки, но своим вокалом и знанием западных музыкальных стилей он сильно влиял на эти аранжировки. Я не знаю, кто в тот период делал аранжировки.
Продолжение