Глеб Май.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков
Сергей Соловьев


"Исповедь" Глеба Мая.

(октябрь 2010-апрель 2011)
1

Валерий Колпаков, Глеб Май и Сергей Соловьев.
26 октября 2010 года.

Глава 1.
Нам никто никогда не указывал, что нам играть и как нам играть.

Я родился в Тульской области в городе Богородицке. Это такой старинный город, где находиться очень красивый дворцово - парковый ансамбль графа Бобринского, который считается незаконнорожденным сыном Екатерины Великой. Он до сих пор хорошо сохранился.
Это городок, где была исключительно старинная постройка. В советское время там жили в основном шахтеры. Мой отец тоже был шахтером. Я родился в 1951 году, и когда мне исполнилось 11 лет после 4 класса, моя мама отвезла меня в Московское суворовское военно-музыкантское училище. C тех пор я живу в Москве.
Там в училище я познакомился с Сашей Чиненковым. Он москвич, жил на Бауманской. Где-то в 1963-64 годах нам "снесло голову" знакомство с Битлз. Мы слушали разные зарубежные "радиоголоса", где постоянно транслировалась всякая популярная музыка, и в том числе Битлз. Была такая радиоволна, где начиная с 6 вечера и до 9 крутили разную популярную музыку. Причем начиналась она и заканчивалась песней «Сant by me love».
У меня была знакомая девочка в Польше. Тогда было модно переписываться с кем-нибудь из социалистических стран. Пионер переписывался с пионером из другой страны. И вот у меня была такая знакомая по переписке из Польши. И вот эта девочка прислала мне поздравительную "звуковую" открытку, на которой была записана песня Битлз "Help".
Такими путями мы и знакомились с этой музыкой. Кроме того появлялись и магнитофонные записи.
Мы с Сашей почти сразу после знакомства пытались создать какой-то ансамбль. И пытались играть все то, что модно было в тот период. Пошла эпоха твистов, мы играли их. Потом пошел шейк. Так мы продвигались по своей музыкальной стезе.


А когда появились Битлз, это уже было серьезно. Эмоциональный шок от знакомства с ними был такой глубины, что у нас снесло голову. Это все воспринималось вместе с корявыми словами, которые мы пытались услышать сквозь все помехи радиоэфиров или некачественных магнитозаписей. Мы не знали языка и все это пытались перенять на слух.
Импульс ошаления, моего и Саши Чиненкова, поразил не только нас, но и очень многих других музыкантов, потому что природа нашего становления была практически везде одинакова. И ее другой просто не могло быть.

-Многие музыканты, с которыми нам приходилось общаться, именно так рассказывают о своем знакомстве с Битлз. Чем вы можете объяснить такое воздействие на ваше поколение музыки Битлз?

Надо понимать какой был тогда звуковой фон в нашей стране. Я имею ввиду, трансляционный: радио, ТВ, пластинки. Огромную часть этого фона занимала классическая академическая музыка со всем наследием и камерная и симфоническая и оперная. Это был самый большой пласт.
И небольшой процент занимала легкая эстрадная музыка. По слуху это был легкий свинг. Как правило, легкие барабанчики...Хай-хэт, тарелочки... даже без большого барабана. Это был контрабас.
Вот можете составить себе на слух, как это звучало, плюс гитарка, аккордеон, кларнет... и рояль. Это был вот такой комплекс, который работал практически во всех эстрадных песнях. Проследить это можно, к примеру, от Горовца до Миансаровой.
Как только появился наш первый твист "Лучший город Земли" Бабаджаняна, то только тогда там мы услышали бочку. Потому что там был совершенно другой твистовый ритм. Вот такой был тогда звуковой фон. Это все было вперемежку с джазом и большими бэндами, которые звучали как-то слишком выверено и неэмоционально.
Почему Битлз нас так поразил и ввел в шоковое состояние?
Да просто мы услышали совершенно новую природу звука.

-Вы имеете ввиду, так называемый, "бит"?

Нет, именно звук, как таковой. Электрогитара предстала перед нами совершенно в новом состоянии.

-Как солирующий инструмент?

Нет, как бас-гитара. Такое сочетание: контрабас и бас-гитара.
Бас-гитара это некий такой глобальный бас. А в сочетании с бочкой, когда они попадают на определенные доли, это производит страшное впечатление. По крайней мере, тогда это было так.

-И манеры пения такой ведь до этого не было?


Да.И эта манера в сочетании с новым звукоизвлечением поражала откровенной свободой. Но! Свобода эта была очень сильно ограничена хорошей музыкантской идеей. В основе ее лежала мелодия. Это были подпевки, это были определенные голосовые расположения - трехголосье, четырехголосье. Видно было, что это все подпитывалось хорошей академической культурой. Классической культурой. Ее отголоски предстали в новой форме выражения.

-А откуда это у них взялось? У них ведь не было этой самой классической академической музыкальной культуры. Они ведь этому не учились.

Это не совсем так.
Если их всех рассматривать по отдельности... В Англии тех времен существовало несколько иное образование. Не такое как у нас. Джон учился в Ливерпульской школе искусств и ее закончил. Это что-то похожее на современные эстетические центры.
Основную музыкальную начальную грамотность получили и Джон и Пол и Джорж. Это было дано им с детства. Эта начальная музыкальная грамотность была никакой иной, как растущей из академической классической школы. Они прекрасно знали и Пёрсела и Баха и Генделя и Моцарта и т.д. Они не могли это знать глубоко, но они знали их по каким-то фундаментальным вещам, по некой активной памяти.
Это один срез того времени.
А второй, который действовал одновременно с первым- это эпоха Бил Хейли и Элвиса Пресли.
И вот классический рок-н-ролл на этом стыке требовал каких-то иных средств выражения.
Вот эта метроритмическая рокэндролльная структура завоевала весь мир...
А что если ее еще насытить какими-то более глубокими гармоническими оборотами?
Вот таков был общий ход мыслей основоположников этого жанра
Я не думаю, что это все придумал и решал кто-то один. Все это происходило спонтанно.
У них действительно не хватало образования, но по счастью, после смерти Эпштайна, у них появился Джордж Мартин. А Мартин - это глубокообразованный гениальный музыкант. Выдающийся образованнейший Музыкант! Его даже называли пятым битлом. И это правильно, потому что не могло появиться, уже начиная с "Рабберн соул" и тем более "Сержанта", это все без прямого участия глубокообразованного музыканта. Глупо думать, что Ринго Стар или кто-то другой смог бы написать симфоническую партитуру.


Продолжение