Игорь Капитанников

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Болельщик московского "Спартака".

(сентябрь 2020 г.)

1

Георгий Симонян и Игорь Капитанников.

Я родился в центре Москвы, на улице Покровка. Это был графский трехэтажный дом одного профессора. Жили мы в этой коммуналке девятнадцать лет до тех пор, пока нас не расселили. Мы всей семьей переехали на «Калужскую», в отдельную квартиру. Через несколько лет открыли станцию метро «Беляево», которая немного ближе. В этом районе я живу и по сей день.

-В вашей семье имели отношение к музыке?

Профессионального – нет. Но мой отец играл на баяне, дядя тоже умел играть на баяне. Кто-то из родственников неплохо рисовал. В общем, семья была большая и творческая.
Воспитательница детского сада, куда меня водили, очень долго уговаривала мою маму, чтобы меня отвели в музыкальную школу. Мама поначалу не хотела, все-таки большая нагрузка на ребенка. Но к шести годам все-таки определила меня в музыкальную школу №1 имени С.Прокофьева. Она располагалась на «Бауманской». Там меня прослушали и определили на класс виолончели. И семь лет жизни я отдал занятиям на этом инструменте. Плюс был хор, где мне сразу определили место солиста.

-И как вам было учиться?

Сначала из-под палки, потом привык. Стало нравиться. По окончании семилетки по классу виолончели, я пошел к директору школы и попросил, чтобы меня приняли на обучение по классу классической гитары. Меня приняли, но с условием – играть в оркестре школы на виолончели. Я, конечно же, согласился. Три года я отучился по классу гитары и получилось, что обучение в обеих школах, музыкальной и общеобразовательной, я окончил одновременно.

-Куда вы направились дальше?

Я подал документы в Гнесинское училище по классу гитары. Педагог, который набирал курс, сказал мне, что как бы я не сдал экзамены, по специальности он мне все равно влепит неуд, так как мне осенью уходить в армию, и не надо занимать чужие места. Я с легким сердцем, совершенно не волнуясь, сдавал экзамены, и с удивлением узнал, что меня приняли. Приняли всего троих, в том числе и меня, из шестидесяти абитуриентов. Когда я спросил того педагога, то он сказал, что был против меня, но вся комиссия оказалась за. Видимо, сыграло роль то, что у меня уже было фундаментальное образование по классу виолончели и гитары. Я поступил и ушел в армию. Тогда в Гнесинском не освобождали от армии до окончания обучения.
Сначала попал в ракетные войска. После окончания учебки меня все-таки направили в Смоленский оркестр ансамбля песни и пляски. Я там играл на гитаре.
После службы я вернулся в 1969 году и восстановился в Гнесинском. Учился я на дневном отделении.
Когда я учился на втором курсе, Виктор Векштейн пригласил меня работать в вокально-инструментальный ансамбль, который потом станет называться «Поющие сердца», а тогда он назывался «Поющие континенты».

-Как он вас нашел?

От него человек, которого я совершенно не помню, подошел ко мне в училище. Спросил, не хочу ли я поработать в качестве гитариста в новом вокально-инструментальном ансамбле. Я согласился.
Мы поехали на базу в Калугу. Векштейн послушал как я играю, как пою, и сказал, что я им подхожу. Мне сразу очень понравился коллектив, обстановка в нем. Все ребята были очень доброжелательные.

-Кто на тот момент был в коллективе?

Солисты – Игорь Офицеров и Анатолий Могилевский, бас-гитарист – Виктор Харакидзян, трубач – Александр Тимофеев, саксофонист – Николай Крупышев, ударник – Владимир Френкель, сам Векштейн играл на рояле и клавишных.

-Вы играли на гитаре?

Играл на гитаре и пел бэки.

-Сольно не пели?

Нет. Куда при Офицерове и Могилевском? Такие мощные певцы!

-Как я понимаю, вы там проработали недолго?

Я перевелся на заочное обучение. Ездить стало проще. Но на сессии я должен быть в училище. Один раз не поехал с ними на гастроли, второй… Мне было высказано, да я и сам понимал, что подвожу ребят. Обучение я бросать не хотел. Пришлось уйти из ансамбля.

-Название «Поющие сердца» появилось при вас?

Нет, уже после моего ухода.

-Что вы стали делать после ухода из ВИА «Поющие континенты»?

Я продолжил учебу на заочном отделении и устроился работать бас-гитаристом в составе ансамбля в ресторане «Дружба» на Проспекте Вернадского. Сейчас этого ресторана уже нет. Кстати, коллектив тоже очень хороший оказался, мне там работалось довольно комфортно. Это вечером, а днем у меня было свободное время. И меня пригласили поработать в ВТМЭИ на ВДНХ. Под руководством Леонида Семеновича Маслюкова создавалась программа «Песня, гитара, пантомима». Я был официально оформлен в студию как педагог по гитаре. В программе принимали участие многие известные впоследствии артисты.
Елена и Татьяна Зайцевы.

Например, с нами работали сестры Зайцевы. Сестер Зайцевых я обучал игре на гитаре. Леонид Семенович сделал с ними номер, основанный на их сходстве. Номер проходил с большим успехом. В нашем коллективе на рояле играл Михаил Качалов. Одновременно он работал с лауреатами всесоюзного конкурса танцорами Людимлой и Альвианом Гайдаровыми. Они готовили номер на музыку Антонио Спадевиккия. Прознав, что я играю на виолончели, Миша Качалов предложил мне поучаствовать в этом номере. Я выучил партию виолончели, и мы выступали по Москве с этим номером во многих залах.

-Вы прилично зарабатывали?

Зарабатывал в ресторане. А в этих программах мне было просто интересно работать. Представляете, с номером на музыку Спадевиккия мы выступали на сцене Большого театра, на сцене Дворца съездов.
Однажды, это было в День милиции, мы должны были выступать на сцене Колонного зала. Из зала должна была вестись прямая трансляция. А за несколько часов до этого одна из участниц программы «Песня, гитара, пантомима» Таня Баранова пригласила меня в одну компанию. В этой компании оказался Георгий Мамиконов. Мы пообщались, и я уехал на выступление. А все гости смотрели прямой эфир этого концерта. После выступления я вернулся в компанию. Еще пообщались с Жорой. А через несколько дней ко мне в ресторан пришли Жора Мамиконов и Валера Дурандин и пригласили в ансамбль «Москвичи».

-В ресторане «Дружба» вы сольно не пели?

Сольно – нет. Но наш руководитель Павел, выпускник консерватории, расписывал вокальные партии так, что можно было мозгами тронуться. Мы делали такие многоголосья, что все рты открывали. Очень непростая программа была у нашего коллектива. Я попрощался с ребятами из ресторанного коллектива. И хотя, было очень грустно, но я понимал, что надо куда-то двигаться. Правда, с гитаристом Леней Костылевским мы потом часто пересекались, да и в Гнесинке учились вместе. Сейчас он преподает гитару в музыкальной школе.
Продолжение