Игорь Капитанников

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Болельщик московского "Спартака".

(сентябрь 2020 г.)

3

-Ваше отношение к Валерию Ободзинскому?

Это дар божий! Такие рождаются раз в сто лет. Мы вместе проработали почти шесть лет. Помимо того, что он гениальный певец, он еще и прекрасный актер. Какие паузы делал, как держал зал. Представляете, он никогда не повторялся. Каждый раз ту или иную песню он пел по-разному. Может кто-то и не мог этого услышать, но я-то слышал. Пусть даже в каких-то мелочах, но пел по-другому. Сам по себе голос золотой.
Был такой очень популярный в Чехословакии певец Вальдемар Матушка. Он, пожалуй, единственный, кто составлял конкуренцию Карелу Готту. Когда его спросили, кто лучшие певцы, то он сказал, что на первое место ставит Валерия Ободзинского, а на второе – Карела Готта. А это мнение со стороны. Конечно, Карел Готт величайший певец. Но он классик. А Валера пел душой, этим и цеплял публику. Я видел, как люди вставали и по двадцать минут аплодировали стоя.

-Вы можете выделить песни в исполнении Ободзинского, которые наиболее нравятся именно вам?

Честно скажу, это очень сложная задача. Наверное, это те песни, которые я сейчас сам пою. Это «Восточная песня», «Первое апреля». «Первое апреля» - песня символичная, у меня первого апреля родилась дочка. Очень нравятся «Листопад», «Вечная весна». Песня из кинофильма «Золото Маккены» в его исполнении – это гениально. Я видел первоначальную версию этой песни – разве можно сравнить?
Была такая история. Мы давали пять или шесть концертов на открытой площадке в саду «Эрмитаж». Когда мы вышли на сцену, то увидели, что весь край сцены усыпан сотнями записок. Наш конферансье начал с того, что сказал:
- С кем поспорить на десять рублей? Если я возьму любую записку, то там будет написано…..
И вся публика хором:
- Золото Маккены!!!!

-Вы помните песню из репертуара Ободзинского из фильма «Молчание доктора Ивенса»?

Очень хорошо помню. Шикарная вещь и великолепное исполнение Валеры на английском. Считаю, на уровне самых высоких западных образцов. Но он ее никогда не исполнял на концертах.

-На культовом альбоме «По волне моей памяти» инструментал записывали ваши музыканты: гитарист Пивоваров, бас-гитарист Фельдбарг и ударник Плоткин?

Этой записи предшествовала следующая ситуация. Тухманов предложил Валере записать несколько песен, но в то же время Богословский тоже предложил ему несколько песен и, при этом какие-то преференции. И Валера выбрал Богословского. Понятно, что Тухманов на него обиделся. Ободзинский, видимо, посчитал, что Богословский фигура более влиятельная, проще будет с худсоветами. Обиду Тухманов и выразил в том, что не было написано на обложке, что ритм-группа из ВИА «Верные друзья».

-Когда вышел альбом «По волне моей памяти», это не сказалось на популярности «Верных друзей»?

Вообще никак. Нас не ассоциировали с этим альбомом. Информации не было, никто не знал, что это записывали музыканты «Верных друзей».

ВИА "Верные друзья".
1 ряд-Игорь Капитанников.
2 ряд-Валерий Ободзинский и Владимир Плоткин.
3 ряд -Борис Пивоваров, Юрий Щеглов и Валерий Дурандин.
4 ряд - Георгий Мамиконов и Алесксандр Соколовский.
5 ряд -Юрий Гринев и Ефим Дымов.
6 ряд -Игорь Осколков.

-Проблемы с Ободзинским начались после того, как он развязал?

Конечно. Случилось это благодаря нашему конферансье Алову. А потом они уже вместе пили. Бывали ситуации, когда весь его репертуар исполнял Володя Костромин. Надел его костюм и вперед. Помню, что на том концерте (это было в Киеве во Дворце спорта) с нами работал оркестр Силантьева.
После этого мы пришли к Валере в номер, он лежал в постели. И поставили вопрос ребром:
- Выбирай! Или ты работаешь с нами, или мы от тебя уходим!
Он нам ничего не ответил, ни слова. Но все было понятно.
Какое-то время мы как-то справлялись. Но однажды мы поехали дней на пять в Винницу. Каждый день по три концерта. На первый Валера вышел, спел, все нормально. На второй вышел уже поддатым. Но это было заметно только нам. На третий вышел уже прилично пьяным, спел в первом отделении и ушел.
Во втором отделении мы опять отдувались за него – раскидали песни между собой. В оставшиеся дни он так и смог выйти на сцену. Пил опять с Аловым. А потом и вовсе уехал. И после этого все закончилось.

-После разрыва с Ободзинским, у вас наладилась гастрольная жизнь?

Нам стали опять прикреплять гастролеров. Отделение, а то и больше работали «Верные друзья» и несколько песен аккомпанировали гастролеру. Сначала с нами ездил Виктор Ланцов. До этого он работал с «Ровесниками». Потом к нам прикрепили Заура Тутова. Он тогда был довольно популярен. Потом нам дали Ксению Георгиади.
На место барабанщика я пригласил Мишу Файнзильберга. Однажды мы с супругой пошли в ресторан «Метрополь». За соседним столом с друзьями сидел Миша. Мы раньше были шапочно знакомы. Я его отозвал в сторону и предложил пойти в «Верные друзья». Миша согласился.
ВИА "Верные друзья" на ТВ (1978).
Игорь Ятор, Ефим Дымов, Михаил Файнзильберг, Георгий Мамиконов, Нина Буренкова и Игорь Капитанников.

-После расставания с Ободзинским, вы стали часто появляться на телевидении?

Нам в этом очень помогли наши хорошие знакомые, редакторы телевидения Галина Солдатова и Татьяна Коршилова.

-…и выпустили пластинку с четырьмя песнями. Одна из них – «Все к лучшему» - из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.»?

Незадолго до этого мы записывали дома у Александра Журбина песню для спортивного фильма. Он тогда жил недалеко от Гнесинского. А когда они уехали заграницу, то квартиру купил Алексей Рыбников. А песню для фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» мы, кажется, записали на «Мелодии». Еще на этой пластинке две песни Саульского «Днем и ночью» и «Ты рядом, ты здесь», и песня Кретова «Карусель».

-И еще вы стали активно участвовать в конкурсах?

Да, благодаря Татьяне Коршиловой мы приняли участие в телевизионном конкурсе «С песней по жизни». Но сделали ставку не на ту песню. Общим решением мы выбрали для финального выступления песню Виталия Кретова «Карусель», хотя у нас в репертуаре была песня Аедоницкого, который сидел в жюри. Мне кажется, что он ждал от нас своей песни. Но мы ошиблись. И стали только дипломантами. А «Оризонт» правильно выбрал песню – «Как молоды мы были» Пахмутовой (она тоже была в жюри). И стал лауреатом.

-Вы еще участвовали в конкурсе «Сочи-78»?

Там мы тоже не угадали с песней. Вроде взяли песню члена жюри Александры Пахмутовой «Малая земля». Но она была совсем не наша, не угадали.

Олег Марусев и Татьяна Коршилова.

-Расскажите о Татьяне Коршиловой?

Потрясающая женщина! Как я уже говорил, что именно Таня вместе со своей подругой Галей Солдатовой пригласили нас участвовать в конкурсе «С песней по жизни». А перед конкурсом в Останкино в течение месяца проходили ежедневные репетиции. В перерывах и после окончания этих прогонов мы шли в кафе, там же в Останкино, и пили кофе, который готовили классически – на песке. Очень вкусный! Но очередь за кофе была довольно большой, на полчаса точно. И Таня, Галя, Жора Мамиконов, Фима Дымов и я каждый день ходили пить кофе. Отстаивали в очереди, потом садились за стол, общались. И как-то получилось, что мы с Татьяной переглядывались, переглядывались… В общем, завязались у нас отношения. Чуть до свадьбы не дошло. У меня о ней самые светлые, самые замечательные воспоминания.

-А как случилась та самая авария?

К тому времени мы уже расстались. Они ехали компанией на двух машинах куда-то во Владимирскую область. Водитель ПАЗа на повороте не справился с управлением, вылетел на встречку, и случилось лобовое столкновение. В этой машине было четверо – все погибли. А сын Тани ехал во второй машине, и ему и тем, кто в ней ехал, повезло.
Я был знаком с бывшим мужем Татьяны. Это известный певец Николай Коршилов из театра оперетты. Я не мог взять в толк – как он мог такую женщину отпустить?

-Расскажите, как бы создан знаменитый клип на песню «Синий иней»?

В три часа ночи мне позвонила Галина Солдатова. И попросила выручить. Дело в том, что ВИА «Здравствуй, песня», который должен был сниматься, срочно уехал на гастроли. Надо было их заменить. Причем инструментальная фонограмма уже была. Нам нужно было приехать на ТВ и наложить свой вокал. И сразу ехать на съемки в Ленинград. Съемки должны были проводиться на льду Финского залива. Там в это время проходил чемпионат Европы по буерному спорту, и решено было сниматься на буере. Но в тот день ветра не было, был полный штиль. А без ветра буера не гоняют. В общем, пришлось тащить наш буер и рядом тащить второй – со съемочной группой и техникой. Эта наша съемка вошла в документальный фильм «Зимние виды спорта». Снимались мы втроем – Нина Буренкова, Жора Мамиконов и я. Нина очень ярко исполнила этот номер. Она - молодец!
Кстати, мне с Ниной очень нравилось петь дуэты. Например, мы очень здорово сделали с ней популярную тогда песню Тухманова «Так не должно быть».
ВИА "Верные друзья" на ТВ (1978).
Нина Буренкова и Игорь Капитанников.

-Вы исполняли в составе ансамбля песню «Папа, вернись». Расскажите об этом?

В оригинале эту композицию исполняла Мари Лафоре. Она назвалась Viens Viens и была очень популярной. На русском языке я ее услышал в исполнении ансамбля «Поющие сердца». С ними мы пересеклись на телевидении. «Поющие сердца» записывали какой-то трек, а мы должны были сниматься. И я попросил Славу Индрокова, который исполнял эту песню, разрешения петь ее в концертах. Слава любезно предоставил мне текст. Виктор Векштейн, заметив это, подколол меня, что у меня мол своих что ли песен мало. Посмеялись. И я стал ее исполнять в наших концертах. Эта песня мне очень подходила по тембру, по манере исполнения. Бывало, что после исполнения этой песни концерт останавливался, и публика требовала повторить.

-Как случилось, что вы покинули ансамбль «Верные друзья»?

Я выпивал, переживая разные ситуации. А на концерте мы вместе с Жорой Мамиконовым пели в один микрофон. Я его понимаю. Конечно, ему было неприятно от постоянного запаха перегара. Мы тогда работали во Владивостоке, когда было принято решение. Когда приехали в Москву, то я написал заявление и ушел.
Окончание