Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Георгий Симонян

Парадоксы жизни Леонида Грабера.

(январь 2011 г. )
2

Леонид Грабер

Вы возвращаетесь из армии и…?

Некоторое время работаю в ансамбле «Мелодия» в Херсоне. Обычный ВИА, работаем на танцах. Через полгода становлюсь руководителем, а еще через некоторое время я создаю ансамбль «Радуга» при Парке культуры и отдыха. Завоевываем призы на различных городских и областных конкурсах. Работаем в парке, в котором танцплощадка «Ромашка», рассчитана на 10 тысяч человек. Это в городе с населением 350 тысяч... Мы даже съездили в Болгарию на Международный фестиваль. Состав был сильный, а барабанщик Валера «Бизон», просто превосходный. Он мог играть пятнадцатиминутное соло на барабанах. Это тогда было модно.
Нас услышали на танцах и пригласили в Южно-Сахалинскую филармонию. Все ребята сначала согласились, а потом по разным причинам вдруг отказались. Но скорее всего, испугались профессиональной работы.

Почему в свою не поступили в Херсонскую?

В своём Отечестве, как известно, пророков не бывает! Да, скорее взяли бы иногородних, чем нас, к тому же места все были заняты.. Так вот, все отказались, а я решил ехать. Но так получилось, что нам домой пришла телеграмма с приглашением в Тульскую филармонию на прослушивание. Я делаю выбор в пользу Тульской. Согласитесь, гораздо ближе, чем Южно-Сахалинская и, тем более, ближе к Москве. Это был 75-ый год. Я бросаю учебу…

Вы еще учились?

Да, на третьем курсе.
Приезжаю я в Тульскую филармонию в мае 1976 года, а там оказывается ждали не меня, а моего старшего брата. Телеграмма ему предназначалась, фамилия одна и та же, а имя не указали. Но, тем не менее, меня прослушали и взяли в ансамбль, который аккомпанировал певцу Виталию Шереметьеву.
Тула-1976
Леонид Грабер-второй справа вверху.

У него интересная биография. За несколько лет до того, он, по национальности - украинец из Западной Украины, выступал под венгерским именем Ласло Габош, хотя настоящее его имя Виктор Махотько. Аккомпанировал ему коллектив под названием «Экспресс». Он кого-то сбил на машине и оказался на «химии». После «отсидки» приехал в Тульскую филармонию к Иосифу Михайловскому. Михайловский очень его любил, как певца. Придумал ему псевдоним – Виталий Шереметьев, создали под него оркестр, и стали гастролировать. Вот в его коллектив меня и взяли трубачом.
Музыканты были все замечательные, из Москвы, но очень сильно пьющие. Поэтому за один месяц мы сдали программу, а на гастроли поехали почти полностью обновлённым составом, так как к вечеру эти виртуозы напивались и еле уползали со сцены. Кроме музыкантов у нас был еще кордебалет.
Шереметьев внешне был очень крупный, почти два метра роста, килограммов 150, наверное. Кстати, тоже любил выпить и когда порой пел в гостиничном номере, оконные стёкла дрожали. У него, конечно, был изумительный тембр и мощь голоса. В концерте он пел и на русском, и на венгерском, и на английском. Я в программе исполнял две песни, пока Шереметьев переодевался в ходе концерта.
Вообще, Тульская филармония была очень известна своими артистами. Это и «Новый электрон» Валерия Приказчикова, и оркестр Анатолия Кролла, и «Ритмы планеты» Бориса Санкина. Работали и не очень известные, но от этого не менее классные коллективы, например как ВИА «Новые лица» Аркадия Хаславского.
С саксофоном - Анатолий Шумейко. Над ним - Илья Казаков, выше Грабер. В центре - Ласло Габош, он же Шереметьев.

Я начал работать в коллективе Шереметьева. Слух о том, что в филармонию приехал работать трубач Грабер, облетел практически моментально. Хаславский хорошо знал моего брата, и сразу захотел с ним встретиться. Не смотря, на то, что Грабер оказался не тот, после нашего общения, я получил приглашение в «Новые лица». Им нужен был трубач и певец. Но до выезда на гастроли оставались считанные дни и мне пришлось уехать на четыре месяца с коллективом Шереметьева, а по приезду Аркадий Хаславский подтвердил свое приглашение. За это время «Новые лица» сменили название на «Красные маки» и успели стать лауреатом конкурса «Красная гвоздика» в Сочи.
Директор филармонии, отказавший в моём переходе вначале, и в этот раз не разрешил мой переход. Он сказал, что не хочет укреплять один коллектив за счет другого. Правда, вызвал меня к себе в кабинет, спросил о моем желании перейти в коллектив Аркадия. Я, разумеется, сказал, что хочу и тогда он потребовал найти мне равноценную замену самому себе. У меня таких вариантов не было и мне так и не удалось к ним перейти, хотя я очень этого хотел. Позже из-за всевозможных закулисных интриг директора Михайловского, Аркадий Хаславский вместе с музыкантами из филармонии были вынуждены уйти.
Ну, а к маю 77 года моя первая жена (она некоторое время работала в нашем коллективе костюмером) уехала обратно в Херсон рожать ребенка и мне пришлось тоже вернуться в Херсон в июле 77 года.
В Херсоне в то время был очень популярный, полупрофессиональный коллектив под названием «Славутич», руководил им Александр Дорошенко. Он и пригласил меня на работу.
ВИА «Славутич» 1980г. Херсон.
А.Дорошенко, П.Борис, Ю.Борис, В.Климочкин, Л.Грабер, ?, А.Гуц, ? И.Комашко.

Народный коллектив?

Нет, традиционный ВИА с расширенной духовой группой.

А почему полупрофессиональный?

Потому, что на зарплате были только руководитель и я. Остальные работали на заводе полупроводниковых приборов. Были и инженеры, и зам. начальника цеха, и токари и художники. Завод был богатый и мог себе позволить даже приличную венгерскую аппаратуру «БИГ». Я играл в ансамбле на трубе, пел и руководил художественной самодеятельностью одного из цехов.

Где проходили гастроли?

Раз в году, летом. «Чесали» по побережью Черного и Азовского морей. Еще ездили на различные конкурсы и фестивали. Были в Хмельницком на республиканском конкурсе, в Ереване в 80-ом году. В Ереване конкурс проводился почти в те же сроки, что и знаменитый фестиваль в Тбилиси, где «Машина времени» первенствовала. Там мы разделили второе место с коллективом Араика Бабаджаняна. А соревноваться приходилось с очень серьёзными конкурентами, такими например, как джаз-оркестр радио и телевидения из Баку. Первое место тогда присуждено не было.

Для завода это очень прилично!

Конечно. Да и состав у нас был самобытный, мощный и полный – одних дудок четыре штуки. Мы могли играть «Чикаго», «Кровь, пот и слезы»… Саша Дорошенко был талантливым аранжировщиком, очень хорошо прописывал все инструменты и дудки в том числе.

Репертуар какой был?

Песни ВИА того времени и народные украинские песни в современной обработке. В некоторых композициях наши гитаристы играли на гитарах, как на бандурах, а в некоторых, как на кобзе… И ко всему прочему одеты были в очень красивые велюровые костюмы, рубашки с бабочками...
Четыре года я там проработал, до конца 80-го года. А дополнительно я работал вечерами в ресторане. В общем, зарабатывал неплохо. Но вкусив однажды гастрольной жизни, общения с известными музыкантами, композиторами, мне было как-то не по себе. Я хотел большего, мне очень хотелось работать в известном коллективе. Заела меня тоска до такой степени, что без рюмки коньяку, которую мне наливала любая смена буфетчиц, практически без денег, я на сцену ресторана не выходил. Буфетчицы того времени умели ценить талант и тоску в голосе!
Я стал кому-то звонить по записной книжке, восстанавливать старые связи. Узнал, что коллектив Хаславского называется теперь не «Красные маки», а «Здравствуй, песня» и ближайшие гастроли у них в Николаеве. От Херсона до Николаева 60 км. Недолго думая, еду в центральную гостиницу города Николаева. Где еще может жить популярный коллектив? Нашел их, но самого Аркадия Хаславского не было, он не поехал на эти гастроли. Но еще по Туле я знал больше половины состава на тот момент. Миша Коренблит (Король), Сережа Чепурнов (сейчас живет в Канаде), Витя Бут, к сожаленью, уже покойный…
Так вот, я побывал на их концерте, потом показал несколько своих песен, сказал, что хотел бы у них работать. Миша Коренблит пообещал связаться с Хаславским и поговорить обо мне. Через неделю я был зачислен в «Здравствуй, песня». И там же в Николаеве, куда ансамбль приехал на гастроли дней на десять, я впервые вышел на сцену. Это был февраль 81-го года. Работать я стал под псевдонимом «Леонид Грин». Так решил Хаславский.

Трубачом?

Да.

А там дудки тогда были?

Было два саксофониста.

Продолжение