Валерий Белянин.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян
Сергей Соловьев

Я мечтал стать художником-карикатуристом.

(апрель 2010 г.)
4

"Пламя" 1980 год.
С. Березин, Ю. Редько, В.Малежик, В. Дегтярев, И.Шачнева, А. Шачнев, А.Колоколов, В.Белянин, И. Никитин, С. Черепухин

Где работали во время Олимпиады?

Где только не работали. И в Лужниках, и в Сокольниках, и в Олимпийской деревне…В Москве такая тишина была, всех повыгоняли.

В 80-ом же году у «Пламя» вышла пластинка со знаковыми песнями – «Под музыку Вивальди» и «Снег кружится»…

«Под музыку Вивальди» аранжировку делала Ира Шачнева, очень красивая аранжировка. Пели ее Слава Малежик и Ира, а я пел в общем хоре. «Снег кружится» песня Березина, а записал ее, как Вы знаете, Юра Петерсон.

Он до сих пор ее поет…

Так ему Березин запрещает ее петь. Хотя, недавно в «Достоянии республики» Юра Петерсон исполнял в присутствии автора стихов Лидии Козловой.

Песня «Девочки»?

Это Ирина аранжировка и исполнение.

«Любо-дорого»?

Это солировал Витя Аникиенко. Он где-то в начале 80-го года появился. Он и на гитаре играл и на басу. Леша Шачнев пересел за пульт.

А почему столько песен в ансамбле записано в унисон несколькими голосами?

Так в унисон сложнее петь, чем одному вокалисту. Так повелось еще со времен «Самоцветов».

Кто пел «Всюду только ты» Березина»?

Юра Редько.

Вы же сейчас исполняете «Вербу»?

Да, конечно.

А кто придумал все эти ритмические ходы а-ля «Дип-Пёрпл» в этой песне?

Ира Шачнева и очень этим гордится.
Кстати, недавно вышел диск «Самоцветов». На нем процентов 70% моих аранжировок. Очень мощно все звучит…

«Осень» Березина?

Это я пел.

«Простой мотив» Романа Майорова?

В этой песне солировали мы с Ириной Шачневой, а аранжировку делал Серёжа Ухналёв (наш саксофонист).

«Прости»?

Витя Аникиенко пел.

А что за «Берег моря» - Мальгашская народная песня?

«Пламя» ездил на Мадагаскар без меня. Они взяли народную мальгашскую песню и исполняли ее в концертах. Тогда вообще было принято исполнять песни в разных странах на местных языках. А потом подложили текст на русском и записали. Получилось неплохо.
Мы позже поехали в Финляндию. Там исполняли песню на финском. Так я до сих пор помню слова.

"Пламя" 1982 год.
1 ряд- А. Шачнев, М. Еремин, Ю.Петерсон и В.Аникиенко.
2 ряд-Ю.Редько, С. Ухналев,И.Шачнева, С. Березин, В.Малежик, В.Дегтярев. И.Никитин, А.Колоколов и В. Белянин

В 82-ом году был записан диск «Время пик»?

Это целая программа с элементами рока, джаз-рока, хотя присутствовали и лирические песни.
Например, «Когда мы любим» - это пел Слава Малежик, «Лабиринт» - Аникиенко…

Помню, что песня «Квадратный человек» очень популярна была тогда в дискотеках…

Да, забойная песенка. Ее записали Юра Петерсон, Слава Малежик и я.

Кроме того, Вы выпускали и старые, добрые песни. «Рассвет – чародей», например?

Это Валя Дьяконов и Ира Шачнева. Валя возвращался в ансамбль и работал около двух лет.

«Гороскоп»?

Это я солировал.

«Что случилось»?

Тоже я.

«Щеглы».

Тоже я, на диске «Кинематограф». А саму одноименную песню записал Юра Петерсон.
На этом диске я еще пел «Что-то должно случиться».
«Путеводная звезда» - поют Юра Петерсон и Ира, «Слепой дождь» - Ира, «Не поговорили» - я и Малежик.

Кстати, с Малежиком ваши голоса близки по звучанию…

Слава мне рассказывал, что его иногда на концертах просят исполнить мою песню «Я вернулся домой», думая, что это его песня. Хотя мне кажется, что наши голоса совсем не похожи…

"Пламя" 1984 год ( с диска "Кинематограф").
1 ряд- В. Белянин.
2 ряд - В.Аникиенко, И. Шачнева, И.Денежкин-Самарин, В. Шаповалов, В. Малежик.
3 ряд- А. Шачнев, С.Березин, Ю. Петерсон

Если вспомнить концерты, то были концептуальные постановки?

Конечно! Например, «Кинематограф». Эту программу ставил Вячеслав Спесивцев. Какие-то прыгающие паруса, какие-то экраны…
Но, честно говоря, успеха эта программа не имела. Тяжеловатое впечатление оставляла эта программа за исключением номера Шачневой и Петерсона на стихи Юнны Мориц «Путеводная звезда».

В 88-ом вышел диск «На два дня» с Вашим хитом «Краснотал».

Да, это песня Олега Иванова и А. Поперечного, которую я до сих пор пою и рад, что её помнит народ и меня, как первого исполнителя, хотя, конечно и Лёша Кондаков приложил к этому руку, сочинив незабываемый проигрыш на баяне…

«Прикажи помиловать» кто записывал?

Леша Кондаков, а я подпевал в припевах…
В 86-ом году у нас произошли существенные изменения. Убрали дудки, пришли Кондаков, Рубцов… Березин нацелился создать рок-группу.Из духовых остался только Никитин, но он в основном работал на записях и выполнял роль директора коллектива.

Куда уходили дудки?

Сашка Колоколов ушел в какой-то оркестр. То ли театра, то ли цирка…
Черепухин не помню куда ушел, но он одно время был заместителем министра культуры РФ. Во времена Соломина. Он туда устроился клерком и дорос до зама. Правда, потом у него жизнь разладилась и он… снова вышел на сцену (смеется) опять к Березину в «Пламя». А недавно я узнал, что Слава Черепухин подал в суд на Березина… Тонкостей я не знаю.

А Дегтярев?

Он ушел после поездки в Афган в 86-ом. Про его судьбу я уже рассказывал. Вместо него пришел Сашка Герасимов из «Рецитала».

На бас-гитару пришел Валерий Белов?

Да, но он недолго поработал. Его сменил Гена Серегин. Очень хороший парень.

А Шаповалов когда работал?

Он работал меньше года, Прекрасный гитарист - Валера, с которым мы до сих пор дружим и даже есть планы совместной работы и записей…Он пришел тогда, когда «Пламя» репетировало программу «Кинематограф».

Какая у Вас была текучка!?

Березин, Петерсон, Шачнева и я дольше всех работали… Ира ушла в начале 1988 года, а Юра оставался еще и после моего ухода.

И в 89-ом Вы приняли участие в записи последнего альбома?

Да, записал песню «Фея». Еще записал «Пастух», но ее, кажется, переписали после моего ухода.

Кто исполнял «Цирк шапито»?

Володя Парамонов прекрасный гитарист и певец.С ним у нас тоже до сих пор тёплые дружеские отношения. Он подтянулся в состав «Пламени» в последние годы, так как его коллектив «Час Пик» распался.

Скажите, не чувствовалось ли особое положение некоторых ветеранов «Пламени», например, Юрия Петерсона?

Нет, ничего такого не было. А у меня и остальных ребят к нему всегда было только огромное уважение.

Тогда такой вопрос. Не было ли каких-то «особых» отношений с коллективом «Самоцветы» Юрия Маликова?

Абсолютно! «Самоцветы» были в Москонцерте, «Пламя» - в Росконцерте. Да и пересекались мы нечасто. Знакомы музыканты, конечно же, были друг с другом. Но были нормальные отношения, как и с музыкантами других коллективов.

Знаю, что Вы окончили музыкальное училище в 86-ом году…

Да, в 84-ом году я вместе со Славой Малежиком, Витей Дегтярёвым (ударник) и Сашей Колоколовым (труба) поступили на эстрадное отделение Московского областного музыкального училища. Я и Слава - по классу гитары, Витя на ударные. Саша наконец- то получил «корочку» трубача. И это при том, что все мы и без этого были грамотными музыкантами, Окончили в 86-ом. Требования такие были тогда - нужны были «корочки» для статуса профессионального артиста, музыканта.

И какое же решение созрело к 89-му году?

Я сам спровоцировал свой уход. И Березин попросил меня покинуть коллектив. Но я-то знаю, что сам ушел…

Надоело?

Надоели эти дурацкие песни, которые мне предлагал петь Березин. Надоели непонятные эксперименты. Сама обстановка в ВИА-жанре была непонятной… Стало непонятно - куда двигаться… Зачем всё это «псевдо»-творчество С. Березина. И я пошел на это сознательно.
Ансамбль «Пламя» существовал еще год, а потом Березин решил сделать новый коллектив – «Нескучный сад». Из прежнего состава остался только Гриша Рубцов, но это уже не моя история.
Я же отправился в сольное плаванье. Редактура на радио и ТВ хорошо знала меня по ВИА «Пламя», и тем самым мне было проще найти мостик для начала сольной карьеры. Ко мне очень хорошо отнеслись и там, и там, что довольно странно для сегодняшнего времени. Все-таки, тогда еще было человеческое отношение. Можно было прийти с гитарой к редактору и показать песню. И тебе разрешали записать диск или снять номер для ТВ. После ухода из «Пламени» я почти сразу выпустил виниловый диск. Его очень быстро раскупили.
Конверт диска 1991 год

Кроме того, я участвовал в передаче «Песня года-89» с песней «Кони в ночном» уральского композитора Жени Щекалева на стихи Поперечного. Представьте себе, я ушел из «Пламени» и через два месяца появляюсь на ЦТ!
И потом в течении трех лет регулярно появлялся на ТВ. «Шире круг», «Песня года» и другие передачи. Я стал много работать с Михаилом Иосифовичем Рябининым. Одной из удач я считаю песню, написанную на его стихи, «Я вернулся домой». Она тоже звучала в «Песне года», но не вошла в финальную передачу.

А на гастроли с кем выезжали?

Я собрал маленький коллектив и мы ездили по стране.
Потом Слава Малежик меня порекомендовал в Творческий центр «Класс» к Александру Иратову. Некоторое время работал от этой организации. А дальше начались смутные времена, работы почти не было. Я решил попробовать себя на радио. Пришел к тем же редакторам с идеями, привел спонсора. Вы удивитесь, но этим человеком был Владимир Михайлович Кулистиков, ныне руководитель ВГТРК. Он и помог сделать мою первую программу. Она называлась «Место под солнцем» и выходила каждую субботу на Радио-1. То есть на первой кнопке трехпрограммного радиоприемника.

О чем была программа?

Встречи с популярными людьми, с известными, но забытыми именами. В конце передачи я объявлял, что спонсоры дарят герою программы 5 000 рублей на реализацию различных творческих планов. А тогда это еще были приличные деньги. Помню, что пригласил Иру Шачневу. Она была так счастлива: и пообщались приятно, кое-что вспомнили и денег дали (смеется).
Позже Кулистиков меня пригласил работать на Радио «Свобода». Я там делал репортажи о культурной жизни, о новостях культуры. Там я где-то год проработал.
Окончание