Илья Бенсман

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян.

Илья Бенсман: О «Цветах», о Градском и многом другом.

(июнь 2022)
1

Илья Исаакович Бенсман.

Недавно в сети появилось интересное видеоинтервью Владислава Петровского, в котором он рассказывает о периоде работы в группе «Цветы», уходе из группы, и переходе в состав группы Стаса Намина. Владислав рассказал, что в последних гастролях группы «Цветы» его на клавишных подменял Илья Бенсман.
Поскольку мы с Ильей хорошо знакомы (делали с ним подробное интервью), то я обратился к нему за комментариями.


-Илья, как получилось, что вы отработали одну поездку в составе группы «Цветы»?

Это было году в 1977. У меня тогда был проект «Крылья», жил я в Запорожье. «Цветы» работали от Московской областной филармонии. Аппаратуру им ставил Виталий Стоноженко по кличке «Пупс». Я Виталия очень хорошо знал, поскольку он тоже их Запорожья. Так вот однажды мне звонит Виталий и просит выручить. Планируется поездка группы «Цветы» в Уфу, а клавишник Владислав Петровский поехать не может. То ли у него возникли проблемы с пропиской, то ли еще какие-то проблемы. Но он вернулся в Ленинград и выехать не сможет. Поскольку у меня на тот момент был перерыв в работе, «Крылья» отдыхали, то я согласился. Но надо было как-то понять, что они исполняют и как-то это все выучить.
Короче говоря, Виталий мне высылает с проводником московского поезда кассету с концертом «Цветов». Я встречаю поезд, забираю кассету и дома прослушиваю ее. Прослушав, я решил перенести всю партию клавишных в ноты. Нот у «ребят из «Цветов» не водилось. За день я переписал все в ноты и в принципе был готов работать.
Созвонились с Виталием, купил билет и поехал в Москву. Приехал на базу коллектива, которая располагалась в ДК завода им. С.Орджоникидзе. Порепетировали и поехали в Уфу.
Петровский рассказывает, что он мне чего-то показывал. Но такого не было. В тот момент мы с ним вообще не встречались.

-Кто тогда был в составе «Цветов»?

Саша Лосев пел и играл на бас-гитаре, Сергей Дюжиков играл на гитаре, Юра Фокин – на барабанах. И еще была струнная группа – шесть девочек играли на скрипках и альтах.

-Стаса Намина на тот момент не было?

Не было. Надо сказать, что это был период, когда Стас Намин активно создавал группу Стаса Намина: с Никольским, Слизуновым и т.д. Однажды я встретил Стаса в Москве на улице. Разговорились. Я спросил его, что есть такие красивые названия для ансамблей, а он почему-то назвал свой коллектив «группа Стаса Намина». На что Стас мне ответил, что из группы Стаса Намина никогда не уволят Стаса Намина. Такая шутка у него была.

-«Цветы» работали отделение или целиком концерт?

Я не помню, чтобы кто-то с нами работал, кроме конферансье. Получается, что целиком концерт.

-Весь концерт пел Лосев?

Да. Только в некоторых песнях ему помогал Дюжиков, вторым голосом.

-Серьезная нагрузка?

Серьезная, но Саша был отличным и сильным певцом.

-В концерте звучали все те песни, что были записаны на пластинках на тот момент?

Да, семь песен с пластинок и плюс еще песен семь-восемь. Особенно хочу отметить песню Сергея Дьячкова «Ветка жасмина». Это моя любимая песня в исполнении Саши. Позже, когда мы встретились с ним в «Красных маках» как старые друзья, он попросил меня сделать аранжировку этой песни. И исполнял ее в концертах.
Еще Саша Лосев пел две песни под гитару. Одну про лошадей («Рыжий остров»), а вторую не помню. Но точно помню, что две.
Два раза выходил конферансье Юрий Любан и рассказывал свои истории минут по пять-семь.

-Вы были знакомы с Сергеем Дьячковым?

Конечно. Больше того, я ездил к нему домой в Теплый стан. И он выдавал мне ноты некоторых своих песен, чтобы мы их исполняли. Я имею в виду в «Крыльях».
Также я познакомился с Вячеславом Добрыниным, Владимиром Шаинским и Микаэлом Таривердиевым. Они тоже мне предложили по паре песен. Запомнилось, что с Микаэлом Леоновичем мы долго беседовали о музыке. И он произнес интересную фразу: «Чтобы песня стала популярной, она должна что-то напоминать».

-Как вы познакомились с Шаинским?

Однажды в день защиты детей (1 июня, не помню, какого года) я снимался с одним коллективом на ТВ в каком-то сборном концерте. После записи я шел с клавишными по коридору и навстречу мне Шаинский. Он поздоровался и попросил меня помочь ему записать одну песню для какой-то передачи. У него не приехал клавишник. Я согласился. Мы записали его песню в студии с детским коллективом. И он мне оставил свой номер телефона.

-А с Таривердиевым?

Я не помню, кто мне дал его номер телефона. Но помню, что я позвонил, представился. Микаэл Леонович пригласил меня приехать в мастерскую от Союза композиторов. Это было помещение с роялем и четырехканальный катушечный магнитофоном. Мы с ним хорошо пообщались. Он мне дал цикл песен на стихи Светлова. Но в итоге я сколько не работал с его нотами, но так ничего и не получилось. Видимо, музыка Таривердиева не для ВИА.

-Какие песни вам передал Добрынин?

Все, что у него было. Для него тогда это было очень выгодно. Все ансамбли записывали в рапортички, и он получал копейку.

Илья Бенсман времен работы в "Крыльях".

-Вернемся к «Цветам»? Поездка была в Уфу. А где вы выступали?

Во Дворце спорта. Мы там работали три дня по два концерта в день. Всего шесть концертов. Успех был большой, залы были полные.

-Не помните, исполнял ли Лосев тогда песню Пахмутовой «Нам не жить друг без друга»?

Не исполнял. Во всяком случае, при мне точно. К слову, про песню «Нам не жить друг без друга». Это было в середине 80-х, когда произошло потепление отношений между СССР и США в культуре. Пахмутовой предложили сделать эту песню в современной аранжировке и записать на английском языке. Петь, конечно же, должен был Градский. Мы с Градским поехали на «Мосфильм». Сначала записали ритм-группу. Потом приехала Пахмутова. Послушали и говорит:
-Саша, а у меня здесь другая гармония. Я скрипки уже записала.
На что Градский ей говорит:
- А вы перепишите!
Это трудно себе представить, но Пахмутова обожала Сашу Градского, как ребенка. И согласилась переписать струнную группу.
Окончание