Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


Музыкант.

(январь 2017 г.)

2

Афиша первого состава.

-Кого еще собрали в ансамбле «Современник» Донецкой филармонии?

Кроме нас со Славой, Адика и Татьяны, был гитарист Валера Хабазин и солист Любомир Романчак. А как- то летом с нами изъявил желание поработать и Саша Градский. Но он не собирался надолго задерживаться, заработал немного денег и уехал в Москву.

-Как попал в «Современник» Валерий Хабазин?

Точно не могу сказать, скорее всего, его нашел Тухманов. Кстати, про Хабазина. Знаете, как он оказался в самом первом своем музыкальном коллективе? У Валеры был приятель, который играл в ресторане на гитаре. Этому другу надо было срочно уехать на некоторое время. И чтобы не потерять место, а у руководства не было вопросов, он предложил Валере, который немного поигрывал на гитаре, занять на это время его место, вроде как придержать. Валере даже не надо было играть, достаточно было просто стоять и делать вид. Но Валере стоять было скучно, и он стал наигрывать. И ему это так понравилось, что Валера решил стать музыкантом.
А знаете, каким был идеал Хабазина? Человек с золотым зубом, обязательно с золотым перстнем, и кучей бабок, неважно каким способом заработанных. Некоторых участников ансамбля он доводил до истерики своими представлениями о жизни. И если Валера с кем-то входил в конфликт, то он становился просто невыносимым.

-Скажите, а в то время в Донецкой филармонии еще были какие-то ВИА, кроме вас?

Других ансамблей я не помню там. Был коллектив, который аккомпанировал Мулерману. Я в нем даже один раз играл на басу, когда кто-то из них не приехал.

Афиша первого состава.

-Кто такой Любомир Романчак?

Москвич, жил в высотке на Котельнической набережной. Его жена Натэлла была дочерью известного советского певца Владимира Канделаки. Пел Любомир баритоном. Позже он работал в Ленинграде в Мариинском театре.
Любомир, обладающий сильным голосом, не очень зависел от микрофона, в отличие от Сашко. Она была чисто микрофонной певицей и часто жаловалась на плохое качество звука. Что в итоге и привело к конфликту.

-Между кем и кем?

Между Татьяной Сашко и Юрой Петровым.

-Петров тоже с вами был в «Современнике»?

Да. Он был звукорежиссером. Ему принадлежала аппаратура, которую он сделал сам. Например, ревербератор был на основе магнитофона «Тембр». Сейчас уже никто не помнит, как он выглядел. А был он огромных размеров и очень тяжелый. Однажды после очередного конфликта с Сашко Юра в порыве гнева выбросил его со второго этажа гостиницы, а утром, успокоившись, подобрал его, починил и на концерте он работал, как будто и не падал.

-И в чем была суть конфликта?

Таня Сашко считала, что она плохо проходит у публики из-за того, что Юра ее микрофон плохо выводит в зал. Юра выводил ее как положено, но подзвучки тогда не было, и она себя плохо слышала. Таня постоянно ругалась из-за этого с Юрой, а однажды прямо во время концерта погрозила ему со сцены кулаком. Юру это просто взбесило и он, забежав за кулисы, погнался за Таней с ножом, который всегда носил с собой. Таня забежала в комнату, где мы переодевались, и стала бегать от него вокруг большого круглого дубового стола. И в этот момент Тухманов левой рукой поднял этот огромный дубовый стол и просто перевернул его, чего от него никто не ожидал. Это произвело такое впечатление, что все сразу же затихли.
С этого момента все стало разваливаться. Юра Петров заявил, что уходит и забирает свою аппаратуру. Тухманов и Сашко общаться лично с Петровым отказались, но так как надо было что-то решать с аппаратурой, то они выбрали меня посредником в переговорах с Юрой о ее покупке. Мне приходилось бегать с этажа на этаж гостиницы с каждым новым предложением. В итоге через несколько часов беготни стороны договорились, и Юра, получив оговоренную сумму, уехал в Москву.
После этих событий Таня Сашко как-то захандрила, стала говорить, что больна и перестала участвовать в концертах. Было очевидно, что они с Тухмановым тоже уйдут из коллектива. И в скором времени так и произошло.
Мы добрали музыкантов. Пришли: Женя Казанцев на клавишные инструменты и в качестве музыкального руководителя, вокалист Штефан Петраке, солист популярного молдавского ансамбля «Норок». Взяли гитариста Сергея Алуханова и духовую группу из двух дудок и еще каких-то солистов.

-А как к вам попал Петраке?

Мы пересеклись на гастролях с ВИА "Норок", где он в то время работал. У него были какие-то сложности в ансамбле и мы пригласили его к себе.

-Чувствовалось, что Штефан Петраке прибыл из передового коллектива?

Да, конечно. Все-таки, он жил почти на Западе. Там могли смотреть по ТВ Румынию, ездить туда.

-А почему на афишах с Тухмановым ваш ансамбль называется "Современник", а после их ухода "Современники"?

Видимо, поначалу на афишах была ошибка. Когда Тухмановы ушли, то решили выпускать новые афиши. Посмотрели в официальные документы и написали - "Современники".
Честно говоря, я сам заметил это только сейчас (смеется).
Афиша.

-Из чего строился репертуар «Современника»?

Изначально репертуар строился из шлягеров того времени, песен Тухманова, совсем чуть-чуть Битлз и еще кое-что на английском. Правда, у Тухманова тогда была только одна песня – «Последняя электричка» на стихи Михаила Ножкина. Может еще были, но я не помню. Играли в инструментале «What'd I Say» Рэя Чарльза. Она всегда проходила на "ура".
Во время Таниной хандры нам пришлось как-то выходить из положения. Даже мне пришлось петь пару песен на английском. Я до этого никогда не пел, а тут решился. И так это всем понравилось, что до конца работы в «Современнике» я пел эти песни.
После ухода Тухманова и Сашко, с появлением Петраке, мы стали петь и итальянскую эстраду. Или «Падает снег» (Tombe la Neige) Сальваторе Адамо. И еще что-то из популярных в 60-е, названия которых уже не помню.

-Кто пел «Последнюю электричку»?

Любомир Романчак.

-Что исполняла Татьяна Сашко?

А Сашко пела «Маленького трубача», музыка Сергея Никитина на стихи Сергея Крылова, Мишель «Битлз», а что еще я уже не помню.

-Гастроли где проходили?

В основном по Донецкой области. Объездили ее вдоль и поперек.

-Работали отделение?

Нет, целый концерт. Часа полтора.

-В итоге вам все это надоело?

7 ноября 1967 года мы дали последний концерт, а 10 ноября я уволился из Донецкой филармонии.
По совету гитариста «Современника» Алуханова я устроился электриком в Курчатовский институт, так как там была бронь. А затем после знакомства со «Скифами» по совету Юры Малкова я решил поступать в МГУ на биологический факультет. И летом 1968 года поступил.

-К этому времени вы уже были в составе группы «Скифы»?

После «Современника» мы продолжали халтурить с Градским. Он с кем-то договаривался и звонил мне. У меня к тому времени был немецкий 60-ваттный усилитель с двумя колонками. Через него мы пускали и гитары и голос. Я брал с собой усилитель, Донцов барабаны и мы втроем ехали на выступление. Причем выступали не как «Славяне», а под условным названием «3-15» или «Лос Панчос».
Градский, Донцов, Дегтярев.

А однажды мне позвонил Юра Валов и предложил встретиться и пообщаться на предмет совместных выступлений. Я встретился с ним и с Сергеем Дюжиковым, послушал, как они играют и поют. Мне понравилось, и я сразу согласился.
Надо сказать, что Дюжиков действительно здорово играл для того времени. А Юра Валов расцвел как певец и гитарист уже при мне. За ударными у них был Юра Малков. Он был технарем, делал нам аппаратуру. В комнату общежития МГУ, где жил Юра и где мы хранили и делали аппаратуру, трудно было даже войти. Он с трудом добирался до кровати, где спать приходилось на винтах и гайках. Он также устраивал нам концерты. А ударником был по необходимости. Я сразу предложил Славу Донцова. Так и сформировался состав «Скифов». Правда, одно время в ансамбль вроде бы хотел влиться и Градский, но потом решил собирать свою команду.
"Скифы".

-К тому времени у Валова уже были песни собственного сочинения?

«Осень», «Годы как птицы»…
Прошло время и, кажется в 2005 году, мы с Юрой Валовым записали у него дома все эти песни для сайта «Скифов». Юра спел и сыграл на гитаре, а все остальное, в том числе и сведение, сделал я.

-«Скифы» очень быстро тогда завоевали огромную популярность?

Такого уровня гитариста (я имею в виду Дюжикова) не было тогда. Уже потом стали появляться сильные гитаристы, а тогда он был такой один. Надо сказать, что когда Сергей приезжал несколько лет назад из Штатов, то я просто обалдел от того, как он играет. Это высочайший, можно сказать, мировой уровень.
Ну, и без ложной скромности, могу сказать, что и меня тогда признавали лучшим бас-гитаристом Москвы.

-Вы трое были студентами МГУ. Вами кто-то занимался, как, например, Айзеншпис «Соколами»?

Нет, практически никто. Звонили Юре Валову, он доносил информацию до нас, и мы вместе принимали решение.

-За два-три года популярность самодеятельного ансамбля достигла таких высот, что вызвало огромный интерес даже у профессионалов. На «Скифов» обратил внимание сам Игорь Гранов?

Гранов нас услышал и понял, что мы должны быть обязательно втроем.

-Почему именно втроем, а не вчетвером?

Слава Донцов не захотел заниматься музыкой профессионально. У него была работа, которую он не хотел бросать. Слава считал, что музыкант – это на год-два, а потом надо будет опять что-то искать.

-А как Гранов вообще на вас вышел?

Думаю, что через Юру Валова. Юра занимался всеми административными делами – конкурсами, выступлениями и т.д. Что касается Дюжикова, то Сергей был вообще далек от всего этого. Он всегда жил только музыкой и спал в обнимку с гитарой (смеется).

-А где «Скифы» репетировали?

Чаще у Юры Валова дома. Или в залах перед концертами.

-В 1968 году «Скифы» снялись в фильме «Еще раз про любовь». Приглашение последовало тоже через Юрия Валова?

Да, через Юру вышли на нас. Запомнилось то, что нас много снимали крупными планами, но в фильм эти планы не вошли. Также запомнилось, что мы предварительно записали эту инструментальную композицию, а на съемках тихонько включали динамики и мы делали вид, что играем. Все происходило в полной тишине, так как главные герои синхронно записывали свой диалог.

-Съемки проходили на «Мосфильме»?

Да, в павильоне. За один день все сняли.

-Что за композицию вы играли?

Композиция называлась «Буяна». Написал автор музыки к фильму – Александр Флярковский.

-А откуда взялись духовые?

Пригласили каких-то музыкантов на «Мосфильм», и они записывались с нами.

-Получается, что это единственная видеозапись Скифов»?

Да, больше записей нет.
"Скифы" на съемках фильма «Еще раз про любовь».
Сергей Дюжиков, Юрий Малков, Вячеслав Донцов, Виктор Дегтярев и Юрий Валов.

-В вашей биографии еще был ансамбль «Новый электрон»?

Это единичный случай, одна гастроль. Меня пригласили Буйнов и Полонский. Было это, наверное, году в 1969. Мы трое плюс пара музыкантов из «Нового электрона» поехали в поездку. С нами еще была актриса Татьяна Окуневская. Она читала стихи, пела и рассказывала истории о съемках в кино. Мы тоже пели и играли.

-Что исполняли?

В основном инструментальные композиции из репертуара «Нового электрона» и Shaddows. Солировал их гитарист.

-Это был не Приказчиков?

Нет. Фамилии, правда, не помню.
Продолжение