Сергей Избаш.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Я был ... всеядным в музыке.

(октябрь 2019 г.)
2


Через полгода меня познакомили с композитором Сергеем Березиным. Он пригласил меня на прослушивание. Состоялась наша встреча, мы долго беседовали о музыке. Я рассказал о себе, и Сергей Владимирович попросил меня спеть. Я сел к фортепиано и что - то спел. На следующий день Березин позвонил мне и пригласил работать в свой коллектив.
Тогда уже набирала популярность группа «Нескучный сад», которую он создал. Конечно же, я слышал уже об этой группе и это было для меня пределом мечтаний и подарком судьбы. Но пока, чтобы освоиться, он поначалу меня определил в ансамбль «Пламя», которым тоже руководил.
В то время в составе ансамбля «Пламя» работали солист и гитарист Григорий Рубцов, бас-гитарист Владимир Шевяков, клавишник Андрей Гончаров, ударник Игорь Провоторов…
Сначала, зная о моём актерском прошлом, Березин определил меня на роль ведущего. Параллельно я учил песенный репертуар.
Из самых первых гастролей того времени вспоминается, как однажды мы поехали в Таганрог с интересной программой. Я как солист был с Березиным, а Михаил Танич тогда впервые публике представил на своей родине Сергеея Коржукова. Вскоре он стал солистом группы «Лесоповал», которую создал легендарный поэт. Мы с Коржуковым пели по отделению, наверное, минут по сорок пять каждый. Я пел песни из репертуара «Пламя». Зал принимал нас шквалом аплодисментов.

-Березин как-то объяснял закрытие проекта «Пламя» и полное переключение на «Нескучный сад»?

Так случилось. Он принял, видимо, такое решение. И так суждено, наверное, было тому и быть.

-В то время, когда вы работали в «Пламя», «Нескучный сад» тоже гастролировал?

Да, конечно. У «Нескучного сада» был плотный гастрольный график, концерты, съемки на ТВ. К тому времени уже была выпущена большая пластинка «Атаман» с солистом Борисом Осокиным.

-Вы были оформлены в Росконцерте?

Нет, тогда уже существовало творческое объединение «Поли», руководил которым Березин. Все музыканты были оформлены там. Я с самого начала был принят на работу и оформлен как солист-вокалист группы «Нескучный сад».

-Ваша первая запись в «Нескучном саду» это песня «День, когда ты ушла»?

Да. И именно она вошла в альбом «Трактир на Пятницкой», который был выпущен на виниле.

-Песня красивая. Я ее не слышал с начала 90-х. Недавно послушал, и очень понравилось.

Песня на стихи Ларисы Рубальской, с драматическим сюжетом. Надо отдать должное Сергею Владимировичу, он очень точно подбирал исполнителей. Помимо тембра, голосовых интонаций и красок, он также обращал внимание на артистические данные. Зная, что я еще и актер, он именно мне дал эту красивую песню. Я был еще очень молод и, может быть, не совсем так спел её. Сегодня я её спел бы по-другому. Все-таки, тогда я, после театра, очень быстро оказался на профессиональной эстрадной сцене, без каких-то опытных наработок.

-Весь репертуар «Нескучного сада» составляли только песни Березина?

Если в репертуаре «Пламени» были песни разных авторов, в том числе и Березина, то в репертуаре «Нескучного сада» преимущественно были песни его авторства. Было два исключения – танго «Брызги шампанского» и песня Оскара Фельцмана «Мадам».
«Мадам», хотя и была записана на студии, но не вошла ни в один альбом. А в концертах мы ее исполняли постоянно. С ней связана интересная история. Опять же, памятуя мое совсем еще недавнее актерское театральное прошлое, Березин слышал в этой песне некую такую актерскую подачу в стиле Андрея Миронова. В студии мы много экспериментировали, искали интонацию. Работа над песней была интересной.
А спустя несколько лет, уже после ухода из «Нескучного сада», я нашел номер телефона Оскара Борисовича Фельцмана, моего выдающегося земляка. Ведь он тоже из Одессы. Позвонил ему и сказал, что мол это я исполнял его песню «Мадам», и что хотел бы познакомиться с великим композитором. Оскар Борисович сказал, что ему очень понравилось моё исполнение «Мадам».

-Где он мог услышать ваше исполнение песни «Мадам»?

Березин отдал эту запись на радио, в частности, на «Маяк». Если не ошибаюсь, это была программа Галины Гордеевой. Она шла в многочисленных повторах. И в один из эфиров Оскар Борисович её услышал. Я потом бывал дома у Фельцмана. Добрейшей души человек, как и полагается одесситу, с колоссальным чувством юмора. И, конечно же, гениальный композитор. Он сыграл мне два новых своих шлягера «Тумбочка» и «Бананчики». Говорил с характерным одесским акцентом: - «Сережа. это стопроцентный хит». Но, увы, по каким-то причинам так и не сложилось их записать. Позже песню «Тумбочка» я услышал в исполнении Гелены Великановой на фестивале «Золотой шлягер» в Белоруссии. По молодости я тогда не очень понимал, что ли, смогу ли я спеть эти песни. А жаль. Такой шанс был. А в целом мне везло на замечательных и выдающихся людей.

-В следующем альбоме «Вика-Виктория» процентов семьдесят песен записаны вами совместно с Борисом Осокиным. Он поет низким голосом, вы – верхним. Чья это задумка?

Это идея Сергея Березина. На записи пробовали различные варианты и пришли к такому. Он предложил мне спеть на октаву выше, причем не голосом, а фальцетом. У Березина школа вокально-инструментальная, и построение голосов это основа основ ВИА. Руководитель предложил сделать именно так – мы сделали. Уже потом, спустя годы, я как-то читал в Интернете, что «была определенная стилистика группы «Нескучный сад», которая определялась оригинальным тембром Бориса Осокина. Что его голос более характерен для тех песен в стилистике шансон - «Атаман», «Давайте, Люся, потанцуем». Потом пришел еще один солист – Сергей Избаш, и у группы появилось новое, уже другое звучание». И такие рецензии были.

-А как строились концерты группы?

Если можно так сказать, блоково. Сначала Боря пел блок песен, потом я пел свой блок. И в финале мы пели вместе уже дуэтный блок. До моего появления, конечно же, у группы был свой музыкальный почерк, шо время шло. И Березин хотел внести новые краски в творчество группы. С появлением «Вики-Виктории» в коллективе появилась какая-то игривость, искрометный юмор, некая такая отличительная характерная хореография. В-частности, в подаче этой песни. Конечно, это был хит. И в каждом концерте мы пели ее минимум по два раза. Мы работали с Борисом в музыкальном диалоге и очень хорошо понимали друг друга и гармонично взаимодействовали на сцене.

-На концертах исполняли что-то из репертуара «Пламени»?

Поначалу, пока не было полноценного репертуара для меня, я пел отдельные песни «Пламени». «Снежная королева», «Девочка с Приморского бульвара», «Поезд в листопад», «Малиновое лето» …

-Кто записал вокал в песне «Разлука» на альбоме «Вика-Виктория»?

Она звучит в моём исполнении.

-Я не узнал ваш голос. Вы как-то ниже ее исполнили?

Эту песню мне предложил записать Сергей Березин. Она мне очень понравилась. Это была песня уже на стихи Гелены Квитницкой. Я приехал на студию, мы стали записывать, но так получилось, что Сергею Владимировичу нужно было срочно отлучиться по делам. И он сказал мне:
- «Спой так, как чувствуешь».
Я спел. Он потом прослушал, ему понравилось.

-Супругу Березина и директора ВИА «Пламя» зовут Гелена Дорфман?

Да. Она тоже пишет стихи под псевдонимом Гелена Квитницкая. Впоследствии мы записали ряд песен их авторского тандема «Неверные глаза», «Синьорита» и другие.

-Очень мало информации о Борисе Осокине. Он вообще откуда?

Из автобуса (смеется). Он мне рассказывал, что действительно работал когда-то водителем автобуса. А что касается музыки, то Боря до «Нескучки» работал в музыкальных коллективах. Он был очень музыкальным, более того, он был еще и очень хорошим барабанщиком. В 1988 году он попал в «Пламя», а через год Березин создал «Нескучный сад», в котором Осокин стал солистом. Мы с Борей дружили до последних его дней. Очень рано ушел он. Талантливый певец и музыкант. Светлая память...
Группа «Нескучный сад»:
Сергей Долгушин, Орест Зорин, Андрей Ружицкий, Алексей Барышев.
Внизу: Борис Осокин, Сергей Избаш.

-Чем он занимался после закрытия проекта «Нескучный сад»?

Он какое-то время был без работы. Иногда перебивался отдельными заработками. А в 1999 году Сергей Березин реанимировал «Пламя» и пригласил Бориса. Там он и проработал до последних своих дней...

-С вами в «Нескучном саду» не работал бас-гитарист Валерий Белов?

При мне – нет. Но Боря мне про него рассказывал, что Белов - замечательный музыкант, шоумен. Очень хорошо и ярко работал на сцене. Пользовался необычайным успехом, особенно у женской аудитории.

-А кто с вами работал?

Когда я только пришел в группу, то на гитаре играл Алексей Барышев, на бас-гитаре - Сергей Долгушин. Клавиши - Катя Воробьева, а на барабанах – Андрей Ружицкий. После Кати клавишником работал Олег Лелюхин, а позже его сменил Орест Зорин.

-Почему вы ушли из «Нескучного сада»?

На пятый год работы в группе «Нескучный сад» наш коллектив должен был ехать в круиз по Средиземноморью, на довольно продолжительное время – то ли две, то ли три недели. Но у меня не оказалось загранпаспорта. Надо было ехать на родину, в Одессу, там оформлять его. В общем, я не успел сделать паспорт, и коллектив поехал без меня. А в это время мне позвонила одна прокатчица и предлагала подработать на закрытом каком-то заказном концерте. Уговаривала спеть всего три песни. Я не имел права, безусловно, без группы работать. Но она сказала, что мол это закрытый концерт, никто не узнает и всё такое, но поскольку мне предстояло без работы, в отсутствии коллектива, сидеть без работы две недели минимум, а кушать-то хотелось, я польстился.
Наши вернулись из круиза. И вдруг мне звонят друзья и говорят, что в газете «Мир новостей» вышла заметка «Фальшивый «Нескучный сад». В которой написано, что бывший (я ни сном не духом об этом) солист группы «Нескучный сад» Сергей Избаш колесит по стране с другом Николаем (каким другом??? какая-то нелепая придумка) под названием «Нескучный сад» и стрижет купоны.
Я в шоке! Звоню Березину. А он мне говорит:
- А что, разве это не правда?
Кто-то Березину донес про то моё «левое» выступление. Даже не поговорив со мной, не узнав, как было всё на самом деле, они дали такую информацию в газету. Да, это моя грубая оплошность, я не имел права, виноват. Но можно же было поговорить со мной, наказать штрафом, в конце концов, как это делается в таких случаях. Я очень обиделся. Гордость моя взяла верх. И я ушел, хлопнув дверью. Я конечно, горько пожалел тогда и жалею сейчас о своем поступке. Но, уже спустя многие годы, я узнал, что оказывается меня обвинили тогда еще и в краже фонограмм. Я и сегодня заявляю открыто и честно: ничего и не у кого я не крал. Фонограммы некоторых песен нам с Борисом скинул тогда наш звуковик для репетиций.
Окончание