Юрий Петерсон.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Расставание.

(версия)

ноябрь 2019 г.

1

А расставанье не без причин,
Кто-то обидит, а кто-то смолчит,
Кто-то не любит, а кто-то грустит,
Кто-то осудит, а кто-то простит.


(Песня:
Музыка Сергея Дьячкова и Павла Слододкина,
в записи участвовал Юрий Петерсон).

Предисловие.

В период существования ВИА эры переход музыкантов из одной группы в другую, не был чем-то из ряда вон выходящим событием. Это была обычная текучка, ровно такая, как в повседневной жизни был переход любого работника с одной работы на другую.
Однако существовали и отличия. ВИА-это небольшие коллективы (как правило, меньше 10 человек тех, кто работал на сцене) и по этой причине уход каждого из них, так или иначе, влиял на творческий потенциал ансамбля в дальнейшем.
Так сложилось, что «главными артистами» ВИА считались их вокалисты. И до сих пор самые успешные ВИА помнят по именам их вокалистов.

Уход в 1972 году из ВИА «Веселые ребята» последнего из плеяды его ярких солистов-вокалистов первого периода -Юрия Петерсона, тоже не был каким-то уникальным явлением в жизни группы под управлением Павла Слободкина. Хотя с уходом Юрия завершился и очень важный этап в жизни ансамбля.
Причины этого ухода никогда и никто не озвучивал. Обычно отделывались общими фразами.
В 1985 году мне довелось общаться c Алексеем Пузыревым. И когда я спросил его о причинах ухода Петерсона, он ответил уклончиво:
-Ну, там конфликт какой-то…

Этот конфликт привел к тому, что в течении последующих 45 лет Павел Слободкин категорически не желал общаться Юрием Петерсоном, не смотря на все попытки последнего к примирению.

Барабанщик последнего состава «Веселые ребята» Юрий Андреев рассказал мне такую историю:
-Интересную картину я наблюдал на юбилейном концерте "Самоцветов", о котором мы уже говорили. После концерта я шёл вместе со Слободкиным. Нам навстречу шёл Ю.Петерсон. Разойтись было невозможно, проход был узкий! Я думал, что сейчас остановятся, поговорят, как когда-то с Полонским, Витебским, Барыкиным...и др.
Но прошли как совершенно незнакомые люди, в сантиметрах, даже не повернув головы вполоборота!!!???


Теперь, когда оба участника того конфликта покинули этот мир и узнать о нем из первых уст уже не получится никогда, я решил высказать своё предположение о его причинах.
Никаких мыслей на этот счет у меня до этого не было. Однако погрузившись в тему, я довольно скоро понял, что МОГЛО БЫ стать первопричиной конфликта. А когда окончательно сложил все известные мне подробности этого события, то, практически уверовал, что дело обстояло именно так.

Хотя…

Предыстория.

«Веселые ребята» и «Самоцветы» конкурировали между собой всегда. И в рамках общей концертной организации (Москонцерт) и в рамках всесоюзной популярности. Если быть более точным, то соревновались главным образом между собой их руководители: Павел Яковлевич Слободкин и Юрий Федорович Маликов. Борьба между ними шла с переменным успехом, но указанные коллективы всегда были в числе лидеров советской эстрады.

В 2012 году я предпринял попытку оценить вклад каждого из них в общую картину ВИА жанра. Ожидаемо получилось, что вместе с «Песнярами», эти два ансамбля были самыми популярными в СССР.

Однако популярность эта ковалась в тяжелой конкурентной борьбе между ними. И методы, которые при этом использовались, были не всегда благородными, но только, если мерить по тем, целомудренным временам.
Речь идет, в первую очередь, о переманивании друг у друга ключевых людей, что было в то время обычным явлением и на советской эстраде в целом.

Предыстория Павла Слободкина.

Свой коллектив Павел Яковлевич создал раньше (в 1968), чем Юрий Федорович (в 1971), и потому первому пришлось испытать много больше трудностей в комплектовании своей команды нужными людьми, которых в Москве того времени было катастрофически мало. Справедливости ради, надо сказать, что и в 1971 году их было не много.

Концептуально новый коллектив Слободкин видел в образе ансамбля «Дружба», где были отдельные солисты, вокальная группа и аккомпанирующие музыканты.
Павел Слобокин.

Собирая этот состав Слободкин, решил «ограбить» очень популярный оркестр Эдди Рознера, испытывавший к тому времени тяжелые времена.
В качестве солистки оттуда была приглашена популярная певица Нина Бродская и популярный солист Лев Пильщик, а так же и несколько аккомпанирующих музыкантов.

Оркестр Э.Рознера работал в Росконцерте, а вновь создаваемый состав Слободкина в Москонцерте. Чтобы работать там, любому человеку была необходима прописка в Москве или Московской области. Бродская была москвичка и у неё с этим проблем не было, а Пильщик необходимой прописки не имел.
Чтобы решить эту проблему Павел Яковлевич применил обычную, в таких случаях, схему: нашел для своего будущего солиста фиктивную жену и после регистрации брака он стал москвичом, прописавшись на жилплощади у супруги.

На эту свадьбу, проходившую в конце феврале 1968 года в Москве в кафе «Лель», из Риги приехали друзья Пильщика, среди которых был и Юрий Леонидович Петерсон. Здесь Лев и познакомил Юрия с Павлом. Последний, послушав Петерсона, пригласил его в свой коллектив.

Но у Юрия тоже не было нужной прописки. Устранить эту проблему Павел Яковлевич решил проверенным способом, и спустя короткое время вызвал Петерсона из Риги в Москву.
А Пильщик, еще даже не начав репетировать с «Веселыми ребятами», получив приглашение от ансамбля «Электрон» работать с ним целое отделение в качестве вокалиста, не поставив в известность Павла Яковлевича, отбыл в Тульскую филармонию.

Как к этому отнёсся Слободкин?
Он был по-человечески обижен таким «предательством», и навсегда вычеркнул Пильщика из числа своих знакомых.
Юрий Петерсон:
«Наверное, можно сказать, что на тот момент Пильщик выбрал оптимальный для себя вариант. «Электрон» был модной, востребованной командой, у которой выходили пластинки на фирме «Мелодия», она много ездила на гастроли, выступая отнюдь не по задворкам, а на лучших площадках страны. Не за горами у «Электрона» были и зарубежные поездки. И действительно, летом 1968 года «Электрон» укатил с гастролями по Чехословакии. А «Веселые ребята» были еще никому не известным ансамблем, которому только еще предстояло завоевать популярность…»

Конечно, Павел Яковлевич жалел, что Пильщик не остался в его группе, но у него оставался другой вокалист – Юрий Петерсон. И чтобы не потерять его, Слободкин принял активное участие в устройстве его дальнейшей судьбы.
И если Л.Пильщик к моменту знакомства с Павлом Яковлевичем уже был известным артистом, то, вне всякого сомнения, Юрия Петерсона таковым сделал в дальнейшем именно Слободкин.
Юрий Петерсон.

В том же 1968 году ВИА «Веселые ребята» начал гастролировать с двумя солистами (Бродская и Петерсон) и аккомпанирующим составом.
Позже Юрий Петерсон говорил об этом времени:
-Это была, по сути, первая программа «Веселых ребят». Нина Бродская спела тогда пять сольных песен, а я – девять.

В январе 1969 Бродская покинула группу, продолжив сольную карьеру, и тем похерив первоначальную идею Слободкина о «Дружбе».
Через год он попытался реанимировать её еще раз со Светланой Резановой, но опять безуспешно.

Оставшись с единственным солистом Павел Яковлевич в первой половине 1969 года делает две первые студийные записи с Юрием Петерсоном, но обе песни, что называется «не пошли» на публике.

Дальше Слободкин решил сосредоточиться на чисто мужском коллективе и пригласил один за другим двух разнохарактерных вокалистов: своего дядю Июлия Слободкина (русские народные песни и романсы ) и Леонида Бергера (западная эстрада), стилистически близкого к Льву Пильщику.
Чтобы работать с репертуаром Бергера потребовалось участие других музыкантов, чем те, которые были в составе «Веселых ребят». Так в ансамбле появились новые музыканты из столичной самодеятельности.

В январе 1970 года в ансамбле появился еще один вокалист из самодеятельности Владимир Фазылов, а потом на короткое время и Александр Градский. Но даже на фоне этой яркой компании Петерсон выделялся в концертной работе.
Юрий Генбачев:
…«Веселые» тогда были очень приличные по музыкальной культуре и очень популярны у публики. Там уже были свои герои. Но, например, Лёня Бергер не был героем у публики – он был героем у музыкантов. Музыкальный мир его очень ценил. А, например, Юра Петерсон был героем. Поскольку был очень артистичным и здорово смотрелся на сцене.
Сам Юрий вспоминал об этом периоде так:
-… когда собрался второй состав, Ленька Бергер пел три песни, Саша Градский – одну, Фазылов – одну, а я – восемь-девять. И так было до самого моего ухода от Пашки в 1972 году.

Но уже тогда, отдавая дань Петерсону, как концертному вокалисту, Павел Слободкин для студийных записей предпочитал Бергера. Из первых семи песен записанных на студии «Мелодии» после прихода Бергера, пять были с сольным вокалом Бергера, одна была исполнена группой, и только одна с вокалом Петерсона.
Почему это было так, много лет спустя объяснил Анатолий Алешин:
-…Юра Петерсон - это вообще гениальный шансонье. У него такой набор приемов, такое проникновение в текстуру произведения, такая точная психологическая подача песни, что с ним вообще мало кто мог поспорить на той эстраде. Просто так сложилось, что он работал в ВИА. Если бы в тот момент он был не Петерсоном, а каким-нибудь… Барашковым… И если бы он был более амбициозным, то он бы убрал вообще всех на советской эстраде… У него вокал был идеальный. Он интонировал идеально, поскольку сам инструменталист… Он пел идеально чисто. У него был очень теплый голос в лучших манерах французских шансонье. Это был гениальный шансонье. Просто вот так не сложилась судьба…
Потому что о нем знают, только как о солисте ВИА. А он достоин гораздо большей популярности как исполнитель. И я жалею, что поколение потеряло его как исполнителя в тот период, когда пели Барашков, Лещенко, Кобзон.
Петерсон - это Пьеро с ярким имиджем.
Возвращаясь к твоим словам, что Леня Бергер на концертах проходил хуже Петерсона… Не надо забывать, с кем мы сравниваем. Леня в этом равнении очень сильно проигрывал …
-Визуально проигрывал?
Понимаешь, у артиста не существует отдельных элементов. Работает комплекс. Ты спросил:
-Визуально?
Да, визуально! И вокально и артистически! Почему? Потому что тот образ, который Бергер нес со сцены, был расплывчатый, не конкретный. Его лучше слушать в записи. Его записи были максимально информативны. А чтобы эту информацию, которую нес его голос, теплый с широким диапазоном… Уникальный голос! На концерте через плохую аппаратуру надо было или очень прислушиваться или закрыть глаза, чтобы сосредоточиться. На тот момент очень плохая аппаратура сопутствовала всем нашим выступлениям…
Как тут можно было услышать Леню Бергера?


Бергер очевидным образом готовил себя к сольной карьере и много записывался отдельно от ансамбля с песнями разных известных композиторов. Первая запись ВИА «Веселые ребята» вышедшая на пластинке, была представленна, как «Леонид Бергер и ансамбль «Веселые ребята»».

Почти, как Тони Шеридан и ансамбль Битлз.


Вероятно, Бергер в своей дальнейшей судьбе видел эту ситуацию именно в таком альянсе. Но у Слободкина на это счет было другое мнение, и он не хотел ставить своё дело в зависимость от кого бы то ни было, кроме себя. Хотя продолжал всячески «потакать» своему солисту.

На вышедшей в 1970 году первой сольной пластинке ВИА «Веселые ребята», три песни были с соло-вокалом Бергера и одна групповая. Две песни были из репертуара Битлз и по одной молодых композиторов Сергея Дьячкова и Олега Иванова. Еще одна песня Иванова «Тебе все равно» с вокалом Петерсона вышла отдельно на сборной пластинке в числе других исполнителей.


Забегая вперед скажу, что это будет единственная запись Петерсона в составе ВИА «Веселые ребята», вышедшая на грампластинке за пять лет его работы в коллективе.

Предистория Юрия Маликова.

А в это время (1970) Юрий Федорович Маликов- контрабасист Москонцерта попал в состав советской делегации для поездки на выставку «Экспо-70» в Японию.
Юрий Маликов

Выставка длилась около восьми месяцев и за это время, накопив валюту, он всю её истратил на приобретение аппаратуры для своего будущего коллектива, который он планировал создать по образу и подобию ансамбля под управлением Павла Слободкина.

Вернувшись в Москву, Маликов стал думать, где взять музыкантов для нового ансамбля.
Для начала он закинул сети в огород Слободкина, и в тайне от Павла Яковлевича предложил двум его музыкантам Валерию Беспалову и Юрию Петерсону присоединиться к своему новому составу. Оба, ожидаемо, отказались.
Юрий Федорович предполагал подобный ответ и потому не сильно огорчился, а продолжил поиски.

Об этих переговорах узнал Павел Яковлевич и был возмущен поступком Маликова до глубины души. Отказ обоих его успокоил, но поселили в душе тревогу и сомнения. Если найти замену простому музыканту было не очень сложно, то найти хорошего вокалиста было неимоверно трудно, поскольку это был штучный товар и все они уже были при деле.

Это понимали и сами вокалисты. В отношении Юрия Петерсона Слободкин решил применить меру административного воздействия дабы уменьшить растущие амбиции своего солиста. Продолжая доверять Юрию Леонидовичу большую часть концертной работы, он резко ограничил его работу в студии. За весь следующий год Юрий не записал в составе "Веселых ребят" ни одной сольной песни.

Что касается Валерия Беспалова, то Слободкин, вскоре после переговоров с Маликовым, его уволил. В том числе и для того, чтобы "измена" не распространялась дальше.
Беспалов ушел к Маликову.

Трудности не смущали Юрия Федоровича и он продолжал поиск музыкантов. В частности пригласил из Тулы нашего старого знакомого Льва Пильщика, которому уже надоела периферия, и он искал случай вернуться в Москву. Так к середине 1971 года состав был, наконец, собран и начал работать, как ВИА п/у Ю.Маликова.

Окончание