Татьяна Кабаш.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


"Рапсодия" Татьяны Кабаш.

(апрель 2020 г.)
1

Татьяна Кабаш.

-Татьяна, знаю, что вы после рождения жили в очень интересном доме. Артистическом, кажется?

Да, это самый центр Москвы – Болотная улица, дом 12. Это сейчас данное место ассоциируется с чем-то малоприятным. А тогда это был район Замоскворечья, самое его начало, если брать от центра. Этот дом был когда-то одной из первых гостиниц Москвы, и к нему имел какое-то отношение сам Бахрушин (русский купец, меценат, основатель литературно-театрального музея – прим. автора). Все квартиры разделялись по категориям, как в гостинице. Были и люксы с большими ванными комнатами. При этом был один большой коридор, где можно было кататься на велосипеде. Из окон этого коридора можно было смотреть на мост, ведущий прямо к Красной площади.
Новый год отмечали так, что ставили столы в этом длинном коридоре и гуляли все вместе. В этом доме жили писатели, поэты, актеры, ученые…

-Назовите несколько имен?

Например, этажом ниже жила семья Филатовых, цирковые актеры, дрессировщики медведей. Сестры Бубновы тоже цирковые, воздушные гимнастки. Через дверь от меня жила племянница академика Павлова с мужем, который пел в Большом театре.
Сейчас этот дом раскололся на две части прямо по арке, находится в аварийном состоянии. А тогда на первом этаже дома была химчистка, кафе, где можно было пообедать. И был клуб, куда мы – дети – ходили заниматься в различные кружки. Ставили спектакли, в которых мы играли все роли по очереди.
Болотная улица, дом 12.

-Музыкой занимались?

Я училась в певческой школе при Большом театре. Было понятно, что Кармен я петь не буду, а в хоре мне петь не очень хотелось. И моей подготовки хватило для поступления на эстрадное отделение Московского Эстрадно-циркового училища.

-Кто-то стал известным с вашего курса?

Артист оригинального жанра Александр Беренштейн, который выходил в дальнейшем с известным номером «Вечное движение». С женой Геннадия Хазанова Златой мы учились на одном курсе. А на старших курсах в то время учились сам Гена Хазанов, Олейников, Кирсанов, Орбакас, Чернов…
Мы стали последним курсом известного педагога Надежды Ивановны Слоновой, которая вела и курс Хазанова Выпускалась я по двум специальностям – вокальная эстрада и артистка театра и разговорного жанра.
Хочу вспомнить моего педагога по вокалу Ганну Алексеевну Грановскую. Она сыграла в моей жизни очень большую роль.

-Вас распределяли?

Мы были первым курсом, студенты которого могли прослушиваться в разные организации и устраиваться туда по запросу. На меня пришел запрос из Московской областной филармонии. Но был один нюанс – не было свободного места, не было единицы. Нужно было ждать. Я к тому времени была уже замужем за Сашей Беренштейном. Его пригласили в Москонцерт. Конечно, это было более престижно, тем более в таком жанре как оригинальный.
Через три месяца мне позвонили из отдела кадров областной филармонии и пригласили прийти с документами. Как оказалось, из филармонии уволилась … Алла Пугачева. Она перешла в Москонцерт, а на ее место меня и взяли. При этом ее супруг Миколас Орбакас остался в областной филармонии и работал практически до конца ее существования.

-Когда это было?

Если не ошибаюсь, ноябрь 1973 года.

-Вас приняли солисткой-вокалисткой?

Да, меня определили в коллектив, где солистками были сестры Шмелевы, плюс еще один вокалист, артисты разных жанров и сопровождающий оркестр. Сестры Шмелевы стали безумно популярными после участия в фильме «Карнавальная ночь», где они пели знаменитую песню «Ах, Таня, Таня, Танечка». Меня приняли очень хорошо. Валентина, Ольга и Евгения Шмелевы замечательные люди, они все, слава богу, живы и мы с ними дружим до сих пор.
Какое-то время мы поездили с ними по гастролям, и я ушла в декретный отпуск. Тогда можно было год находиться в декрете. И по истечении года, перед самым выходом из отпуска, мне позвонили из отдела кадров и предложили место вокалистки в создающемся коллективе – вокально-инструментальном оркестре «Рапсодия». Коллектив создавался бывшим участником сопровождающего коллектива трио Шмелевых – Владимиром Петренко. Владимир Николаевич Петренко был музыкальным руководителем сопровождающего Шмелевых коллектива. Здесь он стал художественным руководителем. А музыкальным руководителем ВИО «Рапсодия» стал Борис Гольдштейн, который тоже работал в нашей филармонии, но в другом коллективе.

-Каким инструментом владел Владимир Петренко?

Изначально он был известным аккордеонистом. Супераккордеонистом! Помимо этого он прекрасно играл на рояле. Но самыми потрясающими его качествами были создание музыкальных произведений и замечательная аранжировка музыкальных композиций. Например, когда мы на гастролях переезжали на автобусе с места на место, он мог просто на коленке писать партитуры для целого оркестра. Без инструмента! Уникально…

-И в каком месяце вам поступило приглашение?

Это ноябрь 1975 года. Пару месяцев мы готовили и репетировали программу и с начала 1976 года мы уже начали выступления.

-Состав был уже укомплектован?

Были бас-гитарист Анатолий Цепков, гитарист Александр Солопов, кто-то еще…

-Кто был первым барабанщиком?

Юрий Бинкин.

-Он имел отношение к композитору Зиновию Бинкину?

Конечно, это его сын.

-Теперь понятно, почему коллектив записал довольно много песен композитора Бинкина….

Отказаться было просто невозможно (смеется).
А вот после ухода Бинкина у нас работали два замечательных барабанщика – Геннадий Хащенко и Борис Богрычев. Они работали попеременно – то один, то другой. Но был такой период, когда они работали вдвоем. Помню гастроли в Одессе, когда они работали вдвоем на сцене. Какое соло они играли! Одесса была в восторге! А вообще Гена Хащенко был очень авторитетным и уважаемым среди музыкантов, а Боря, будучи красавцем, имел сумасшедший успех у девушек.
Еще у нас работал на ударных Олег Дубиков. Очень хороший, милый парень. Но после таких асов… Еще был парень с грузинской фамилией….

-Карсаулидзе?

Точно. Он ушел от нас в «Арсенал». А последним нашим барабанщиком был Андрей Сифоров. Андрей работал довольно долго в нашем коллективе. Очень хороший музыкант, он до сих пор в профессии.

-Во все времена в «Рапсодии» была сильная духовая группа?

Очень сильные музыканты! Во всех составах. Хотя, количественно группа менялась с годами.
Был Григорий Алтарович. Хороший трубач, прилично работал в группе. Они поженились с нашей солисткой Наташей Шевченко (к сожаленью, Наташа давно уже ушла из жизни).
Еще трубач Александр Дворников, саксофонист Вячеслав Земсков, тромбонисты Евгений Мерников и Николай Аникин - эти ребята составили первый состав нашей духовой секции. Они плюс барабанщик Бинкин влились в «Рапсодию» из коллектива сестер Шмелевых. Мерников, к сожаленью, очень рано ушел из жизни – онкология. Остальные, слава богу, живы…
Долгое время у нас играл саксофонист Толя Чех. Солист-саксофонист. Потрясающий музыкант! Работал в больших оркестрах.
Боря Кузнецов работал в 80-е годы. Играл на трубе и на перкашн, причем ударные инструменты у него были свои. Он возил их с собой на гастроли. Придавал звучанию особый шарм.
Тромбонист Юрий Александров. Прекрасный музыкант! Долго у нас работал.
Братья Кофтаревы. Шикарные музыканты! Один был трубачом, другой – тромбонистом.
Леонид Редкобайкин. Очень хороший трубач. Довольно долго работал, дружил с Кофтаревыми.
Братья Лисицыны. Они близнецы, похожи как две капли воды. Мы их отличали только когда один брал трубу, а другой – тромбон. Сколько же было с ними смешных историй. Что интересно, они оба женились на девушках из оперетты города Магадана. Познакомились, когда мы там гастролировали. И после окончания гастролей уволились и уехали в Магадан. И там остались жить. Но, насколько я знаю, обоих уже нет.
Алексей Жидков – тромбонист. Очень интересный парень, творческий, уже тогда писал песни.

ВИО "Рапсодия" 1977 год.
Верхний ряд: А.Цепков ,Н.Горбань, А.Солопов, Т.Кабаш, Б.Богрычев, А.Дворников, Н.Шевченко, В.Петренко, В.Ковалев, конферансье Слава.
Нижний ряд: В.Земсков, Б.Гольдштейн, Н. Аникин, Г.Алтарович.

-Работали и другие известные инструменталисты в составе ВИО «Рапсодия»?

Конечно. Например, работал известный джазовый контрабасист Анатолий Бабий. Виктор Зинчук пришел к нам после училища. Был очень недолго. Но Виктор – гитарист-солист и у него были иные цели. Бас-гитарист Сергей Катин - один создателей группы «Дюна». Его взяли в коллектив по просьбе его матери, которая работала в Министерстве культуры. На поверку оказался очень сильным музыкантом. От нас он ушел в «Арсенал».

-Изначально было заложено в идеологии «Рапсодии» то, что вы не исполняли всем известные шлягеры тех лет?

Понимаете, здесь была сложная ситуация. Многие бывшие участники различных ансамблей вспоминают о том, что основу репертуара должны были составлять песни членов Союза композиторов. Петренко и Гольдштейн тоже это понимали, но пошли по более сложному пути. Брали песни членов Союза композиторов и делали такие аранжировки, давали такую волю музыкантам (а музыканты были отличные), чтобы сделать конфетку из каждой песни. То есть, музыканты отрывались по полной, могли играть песни каждый раз по-разному, и получали от этого кайф. А мы – вокалисты – вынуждены были исполнять тот текст, который написан. У нас выбора не было (смеется).
А вообще, «Рапсодия» это коллектив, который исполнял не просто песни, а композиции. Серьезные композиции! «Полет шмеля» Римского-Корсакова, произведения Гершвина, и многие другие. Вы понимаете, какого уровня эти произведения!

-Кто, кроме Петренко, еще делал аранжировки?

Был еще очень интересный аранжировщик Андрей Румянцев. Помимо аранжировок, он приносил и свои произведения. Это была очень сложная авангардная музыка. Я записала одну его композицию «Кышь и Брысь» на стихи Давида Самойлова. Наши музыканты назвали эту композицию «Кроссворд для оркестра». (Смеется). Спустя какое-то время он уехал в ФРГ и поступил на факультет авангардной музыки. Он и сейчас живет в Германии.
А что касается аранжировок. Я недавно нашла в Интернете фильм «Семья Ивановых» с музыкой Эшпая. Его песню «Я пришла на танцы» исполняет какой-то коллектив (ВИА «Желтые» из Чехова –прим. автора). Мы тоже записали эту песню Эшпая. При случае сравните. Небо и земля!
И еще, что касается аранжировок. Сами музыканты говорили, что когда мы играем, то музыка кажется довольно сложной. Но при этом аранжировки (преимущественно написанные Петренко) очень удобные, и играть их очень легко. Причем в любом состоянии (смеется). Это они говорили.

-Клавишников у вас было не очень много?

Долго работал Боря Гольдштейн, его ненадолго сменил один своеобразный товарищ по имени Петр. Затем были очень сильные ребята. Сначала – Илья Мостон, с потрясающим ощущением и пониманием джаза. Затем Алексей Сафонов. Он был музыкальным руководителем. Очень хороший музыкант! К сожаленью, Леши тоже нет в живых.
Продолжение