Сергей Шевляков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян
Валерий Колпаков

Нам никто не мешает...

(январь 2020 г.)
1

Сергей Шевляков.

-Сергей, как все начиналось?

Родом я из поселка Нахабино Московской области. Отец по профессии столяр, а мать работала в депо. Родители участвовали в художественной самодеятель ности: папа играл на музыкальных инструментах, мама пела в хоре.
Помню свои впечатления, когда впервые мама меня взяла на праздник на работу. Там играл ансамбль участников художественной самодеятельности депо. Мне тогда было 10 лет, я услышал и увидел это действо, и влюбился в музыку. С тех пор я постоянно ходил на праздники в депо и познакомился с музыкантами, которые работали в этом депо.
Первым моим инструментом была труба, на которой я стал учиться в кружке Дома культуры нашего депо. Летом я постоянно ездил в пионерлагерь от депо, где был горнистом. В красном уголке депо была музыкальная комната, и мне разрешали там заниматься на инструментах Но в коллективе художественной самодеятельности не было ударника (его всегда приходилось приглашать), и мне пришлось осваивать барабаны. Я много занимался, и постепенно стало получаться.
В то время музыкальной информации не было никакой, но я много слушал радио, покупал пластинки. Прислушивался к игре барабанщиков. И через несколько месяцев уже мог играть на барабанной установке. Да и гитару освоил параллельно. При этом я продолжал ежедневно заниматься в красном уголке.
Мой младший брат тоже играл и пел в ансамбле, который мы позже создали в Доме культуры «Искра» в Нахабине. В этом коллективе с нами играл и Леонид Кондратов, ныне - заслуженный артист.

-В школе играли в ансамбле?

В школе тоже был ансамбль, в котором я стал стучать на барабанах. Можно сказать, что был первым профи в то время в нашей округе. Чуть позже стал играть на вечерах и танцах с музыкантами ансамбля из депо «Нахабино».
Одним из первых серьезных ансамблей был коллектив «Призраки». Клавишником там был Сергей Рудницкий. С Сергеем мы учились в одной школе. «Призраки» часто выступали на различных местных площадках и участвовали в разных конкурсах. Много играли произведений зарубежных исполнителей. Отечественную музыку тоже играли, но зарубежную больше. Кроме того, играли свои произведения, которые писал бас-гитарист Владимир Петров. Но проработали вместе мы недолго. Как-то так получилось, что все разбежались, и мы остались только с Володей Петровым. Смысла дальше там оставаться мне не было.
В 1969 году я оказался в соседнем Дедовске, в ансамбле «Юность», который был создан за год до этого. В составе были местные музыканты: гитары, барабаны, клавиши, скрипка и флейта. Также в составе были девочки-вокалистки, одна из которых в дальнейшем работала в ВИА «Девчата». Руководил ВИА «Юность» Юрий Михайлович Бухтияров. Иногда с нами работал певец из Москвы, это был известный в будущем Игорь Иванов. Репертуар состоял в основном из песен ВИА, советской эстрады, иногда играли свои произведения. Чаще работали в ДК на танцах. Участвовали в разных фестивалях и конкурсах. И что интересно, в конкурсах всегда занимали только первые места. Ансамбль «Юность» существует и сейчас, но состав и репертуар конечно уже другие.
В 1971 году я ушел в армию. Вернулся в 1973 и еще какое-то время играл в ВИА «Юность».

-Что было дальше?

Когда Сергей Рудницкий перешел работать в Ленком, он и меня туда позже звал, но у меня тогда была задача получить квартиру. И для этого мне пришлось работать на стройке. А в Ленком я приезжал в гости к ребятам-музыкантам, с которыми познакомился через Сергея. С Толей Абрамовым мы стали друзьями. Именно Толя меня познакомил в 1983 году с Сашей Барыкиным, Андреем Степановым и Владимиром Кузьминым. У Саши тогда уже была группа «Карнавал».
С середины 70-х я начал работать в ресторанах. Первым был довольно известный в Красногорске ресторан «Зоркий». Туда я перетащил почти весь состав из ВИА «Юность». Оформлены мы там были официально, по трудовым книжкам. Три года там проработали. А потом открылся ресторан «Сливница» при Красногорском оптико-механическом заводе. И мы перешли всей командой туда.
Я к тому времени уже целых два созыва был депутатом по культуре Красногорска и, конечно, мог этому поспособствовать. Да и на торжества завода мы часто приглашали известных актеров театра и кино, артистов эстрады. Кстати, музыканты группы «Аракс» и другие коллективы тоже бывали у нас в гостях.

-Из вашего ресторанного коллектива кто-то стал известным?

Наш гитарист и вокалист Алексей Кондратов работал в дальнейшем в группе «Реликт», получил звание заслуженного артиста РФ.

-Вы пытались уйти из ресторана на профессиональную эстраду?

Меня периодически приглашали куда-то. Например, пробовался в группу «Август», но не подошел им. Надо было жить в Питере, но меня это не устроило. В то же время все наши ребята поступили в музыкальные училища, и я тоже пошел учиться.
К нам в ресторан часто приезжали известные музыканты. Приходили Владимир Кузьмин, с которым меня познакомил Толя Абрамов из «Аракса», Саша Барыкин. В какой-то момент Кузьмину в его состав потребовался барабанщик. Володя пригласил меня к себе домой, представил жене. Оказывается, жена определяла по внешности подходит ли человек в его состав или нет. И давала советы мужу. Я подошел, и Володя пригласил меня на базу где репетировали. Помню, что там же базировались «Красные маки».
В это же время Михаил Литвин стал собирать свою группу. Названия еще не было. Я прослушался к нему, и он меня взял в состав. То есть, в этот период я стал репетировать в двух составах – у Кузьмина в «Динамике» и у Литвина (в будущем – «Рондо»). Так я разрывался несколько месяцев, но потом получилось, что состав «Динамика» был полностью расформирован, и я остался в составе Михаила Литвина. База у нас была в центре Москвы в «Доме культуры и техники». Кстати, на этой же базе и Иосиф Кобзон репетировал. Уже позже, когда Кузьмин стал снова набирать состав, то снова пригласил меня в команду. Но я считал себя обязанным Мише Литвину, так как уже готовилась программа, в которой я принимал деятельное участие.

-Что из себя представлял первый состав «Рондо»?

Первый состав «Рондо» - музыканты из группы Стаса Намина. Они заметно тянули одеяло на себя, что очень не нравилось Литвину.

-А кто конкретно был из группы Стаса Намина и что значит «тянули одеяло на себя»?

Помню только гитариста Сергея Дюжикова и бас-гитариста Виктора Шаповалова. В тот момент Литвин учился и сдавал сессию, и мы репетировали самостоятельно. Конечно, ребята предлагали свои песни и аранжировки, и мы делали их. Но у Миши был задуман свой стиль и свои песни, и он хотел делать все по-другому. После сессии он приехал на репетицию, послушал и все это ему не понравилось. Тогда он решил поменять состав. С ним остался только я. И пришлось нам набирать новых музыкантов. Решили - пусть будут неопытные музыканты, зато будут свои, а играть научим.
Помню, что когда я еще репетировал параллельно с Кузьминым, на репетиции «Рондо» приходил барабанщик из «Круиза». Я спрашивал Литвина, что он тут делает, на что Миша говорил, что он учит, что ты играешь. Если бы я с Кузьминым остался, то он меня заменил бы в «Рондо». На наши репетиции приходил и Саша Монин, Толя Абрамов, Саша Барыкин, Володя Матецкий и многие другие музыканты. Всем было интересно, что за стиль мы играем.

-Вы принимали участие в записи первого магнитоальбома группы «Рондо» под названием «Турнепс»?

Да, это мы записывали.

-Кто участвовал в записи?

Кроме меня, это Сергей Лосев – клавиши, Вадим Ховезон – гитара, Юрий Писакин – бас-гитара, Михаил Литвин – саксофон, флейта. Большинство песен записал Виктор Сыромятников, одну – Алексей Татаренков, одну – Литвин. Автор всех композиций – Михаил Литвин, он же написал все аранжировки. Записывали этот альбом на частной студии, которая находилась в здании МИД. Записывались ночью и все вместе на пленочный магнитофон. То есть, если кто-то ошибался, то приходилось переписывать все заново.
Кассета разлетелась по всей стране, многие не догадывались, что это группа «Рондо», и называли нас группа «Турнепс». Музыка была модной, в стиле «новой волны». Эти же песни были основой репертуара наших концертов. Нас тогда пригласили в Белгородскую филармонию. Объехали всю область – Старый Оскол, Губкин…

-На этом альбоме выделяется своей хитовостью композиция «Пропала кассета». Это чей вокал?

Это поет Алексей Татаренков. Вообще, Алексей не был в составе «Рондо». Это друг и ровесник Миши Литвина. Нам он поставлял аппаратуру. При этом он работал в ресторане, играл на барабанах, пел.
Группа «Рондо». 1984 г.
Слева-направо: Лосев, Ховезон, Шевляков, Писакин, Литвин, Сыромятников.


Продолжение