Дембовский Игорь.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Игорь Дембовский

Как я был «Помором».

(июль 2011 г. )
2

Ленинград-1972 г. ДК "Выборгский", сольный концерт
Зеленов,Серебряный, Ачкасов, Кабанов, Цветков, Дембовский, Валов

Вот так мы сдали новую программу худсовету. И обеспечили себе гарантированную, гастрольную работу, дорогу по жизни на долгие годы… Документы- протоколы пошли в Москву, на подтверждение и утверждение, на подписи и т. д. Но мы уже знали, что мы- гастрольный, концертный коллектив «Поморы», имеем право гастролировать, везде по СССР и за его границами…
Несколько позже, мы получили Гастрольное Удостоверение коллектива «Поморы» и все участники, каждый - «Тарификационное Удостоверение Артиста», с тарифными ставками каждого… Началась работа, гастроли, поездки, переезды, перелёты.
Как мы трепетно относились к своему делу! Мы везде, где бы ни были, устраивали себе репетиции, по отработке «кусков» какой-либо конкретной песни или «инструментала», без устали проводили работы по шлифовке своего мастерства!
Каждый раз, за 2 часа до выступления, до концерта, а то и раньше, - собирались на концертной площадке у рояля или пианино и распевались под вокальные упражнения хоровиков. За инструмент садился наш «шеф»- Юра Цветков и аккомпанировал нам всем, занятым в вокале.
Чуть позже, эту роль «капельмейстера», взял на себя, наш новый клавишник Валя Зеленов, и он, как профессиональный хоровик, с тщательной дотошностью продолжал гонять нас: би-и—бэ-э, би-и—ба-а, би-и—бэ-э, би-и—ба-а, бу-у-у…и т. д., или на одной ноте: да-а, дэ-э, ди-и, до-о, ду-у-у…
С утрированной артикуляцией, с проработкой мимики и фразировки, с глубоким дыханием… Мы отдавались своему делу, делу творчества без остатка, сполна. Мы любили и уважали свою работу, со всей душой относились к избранной специальности. Самозабвенно постигая науку музыкального мастерства, постоянно совершенствуя свои индивидуальные способности и навыки с умением петь и играть лучше и лучше… Каждый раз, приезжая на новую площадку, будь это клуб или ДК, или переоборудованный партийными работниками под «культпросветучереждение», храм, мы заходили на сцену, для проверки звуковых данных помещения… Хлопая в ладоши или «гаркнув» пару раз, своими «лужёными глотками», проверяли таким образом акустические свойства, технические данные существующего зала… В котором нам скоро предстоит работать,- петь, играть, слушать других и «маневрировать»…
Потому, что зная акустические возможности зала, уже можно соответственно выстраивать и инструменты, и голоса, и барабаны с тарелками. Выстраивать общий баланс, тембры и т.д. А как мы пели в концерте? Как работали? Все русские, северные, народные песни у нас в 1-ом отделении были сделаны, как бы, в театрализованном представлении, в игровом виде.
Все вокальные партии в аранжировках были расписаны на 4-е голоса, а то и на 5-ть голосов. Да ещё и «лейт-мотивчик» какой- нибудь двухголосный Юра запустит, параллельно основной канве темы или проведёт определённый, конкретный канон, сквозь главную мелодию…
Мы все, весьма придирчиво относились к стройному выпеванию, без детонирования, каждым участником группы, своей вокальной партии. Каждая нотка, каждый штрих, каждое интонирование и нюансировка- всё строго выверялось и оттачивалось… И не дай бог, кому-то «слажать», сфальшивить. Тут же, кто-нибудь из ребят, кто это сделал, обрушит на себя весь «гнев» и презрение сослуживцев и коллег. Косые взгляды товарищей, и «хождение» желваков в скулах мужественных «Поморов» севера, немедленно вызовет, это вполне привычное, само-собой нормально разумеющееся, явление. Так что требования к себе и к сослуживцам, у нас были самые, что ни на есть строгие, принципиальные!
Всякое, конечно случалось на концертах- и болели, и уставали, и недосыпали от ночных перелётов, переездов. Но, в основном,- критическое отношение к браку в работе, делало своё дело. Качество игры и пения, качество шоу-концертов было на высоте, на хорошем профессиональном уровне.
И везде, где бы мы ни были, всегда привозили в заметках и рецензиях, в вырезках статей о нас, восторженные отзывы зрителей о нас. Похвальные в высшей степени комментарии критиков из газет, брошюр, журналов…
А после всех гастролей и поездок, была традиция, всегда встречаться, нас приглашал к себе в кабинет, для обмена впечатлениями и замечаниями, тогдашний директор филармонии Игорь Дмитриевич Миронов и художественный руководитель Глеб Петрович Буинский… И мы все вместе, как говорится, «разбирали полёты»…
Ну а нам, всегда было приятно предъявлять объёмистую папку, где мы аккуратно собирая, сохраняли вырезки из газет со статьями, хвалебного содержания. Вырезки, большей своей частью с положительными рецензиями музыкальных критиков того времени. В каждом городе, посёлке, районном центре, и т. д, где бы мы ни были, где бы ни выступали.
Это было на случай, какого- нибудь «обливания грязью» нас кем-либо, как «морально» неустойчивых и «идейно» невыдержанных и вообще… Бывало и такое. Правда, за всё то время, что я там проработал, была всего лишь одна статья, гнусного, клеветнического содержания, да и то она была заказного характера.
Как нам потом сказали местные ребята-музыканты, из тех мест. Было это в Горьковской области, где мы блестяще выступали (Юра Цветков из этих мест), в г. Павлово. Там делают автобусы средних размеров, - «Пазики». И что самое огорчительное в этой истории,- выступили то мы там просто «на ура», с блеском прошли весь концерт, публика, как и везде, «на руках носила».
Но когда мы узнали об этой провокационной статейке, было огорчительно и противно. Мы просто недоумевали тогда, отчего и почему так получилось , что за «паскуда пишущая», продалась кому-то? Зачем? Но, так уж устроен мир…
Прошло много лет с тех пор, к сожалению, все эти бумажки-вырезки растерялись, раздарились и были просто где- то, кому- то отданы… Как, когда, кому ? Уже и не вспомнить…
Ленинград ДК "Ленсовета".
Мизансцена на песню "Ой мороз, мороз!"
Ачкасов,Серебряный,Дембовский,Цветков, Валов.

Образ и стиль жизни на гастролях.

Одна из особенностей быта «Поморов», была в том, что бы вести в командировках, на гастролях спортивный, здоровый образ жизни, а не только выпивать вино и «озорничать» с девушками «в нумерах»… Культивировать стиль размеренный, правильный и интересный, здоровый и познавательный.
Мы, например, ещё тогда, в далёкие семидесятые, приезжая в какой-нибудь «уездный», областной городок, сразу интересовались, а где же это здесь краеведческий музей находится? Где прокат расположен? Где местный «блошиный рынок?» Или центральный Универмаг? И каждый «Помор», по своим интересам, всегда находил себе занятие по душе, в свободное от концертов и репетиций, время…
Я например, сразу как приедем в гостиницу, осмотревшись, бежал в местный прокат со своим паспортом и напрягая и применяя всё своё «обаяние», ушлость а где надо и нахальство, добивался выдачи мне крепкого велика для взрослого человека…
И хотя приёмщицы, работающие там, не очень то любили выдавать спортинвентарь для чужих, кому попало, иногородних граждан. Но и тем не менее, шли на это небольшое нарушение советского закона, на «преступное» игнорирование заведённого порядка в Уголовном Кодексе Великого Советского Союза.
Всё дело в том, что последующее приглашение на предстоящий в здешних краях, концерт, её саму и всех её родственников с подругами, разбивало у неё последние сомнения в правильности своих действий, о выдаче заезжему «спортсмену», добротного велосипеда…
И вот, я один начинал контрольно- инспекторский объезд, на велосипеде, близлежащих территорий. Но вскоре, видя дальнейшую перспективность местного времяпровождения, ко мне присоединялись три- четыре человека, «артисторебят».
И уже мы, в дальнейшем, по- приезде в другой городок или в какой заштатный, эксклюзивный райцентр, шли гурьбой в прокат и просили велосипеды уже на всю команду. Так было и в Вельске, и в Мезени, в Лешуконье, в Няндоме…В Мирном! А так же и в Вологодских краях, в Кондоре , Череповце и тому подобных, многих других…
Ведь Архангельская земля, несмотря на то, что это северная земля, территория холодных краёв, лето там бывает очень жаркое. И вот будучи летом там на работе, по даванию представлений, то есть концертов, отдалённым лесозаготовительным конторам и всяческим лемпромхозам, нам здорово, однажды, повезло с погодой! Просто подфартило с климатом!
И вот как- то в Вельске, с утра, находясь в весьма приподнятом настроении, мы взяли в пункте проката велосипеды и укатили с ходу километров на 10-12 от городка к местной речке, позагорать и покупаться.
Дорога шла лесом, тропинка укатанная, кругом красота, тепло.. По дороге на живописной опушке нам повстречался бревенчатый, деревенский магазинчик, в котором мы все себе купили мягких батонов и по стеклянной банке варенья из лепестков роз!
Таким образом, мы заготовили себе провианта, в виде сухого пайка, на целый день. Им и питались, так точно, целый день!
Приехав на место отдыха, кто- то из нас начал удить рыбку в речке, кто- валяться, загорать, а кто и собирал цветы...! Я лично делал и то и это! В конце дня, к концерту, приехали уставшие, но страшно удовлетворённые, сильно обожжённые солнцем, но с рыбкой, с букетами полевых цветов «с собой на память» и кучей впечатлений от такого, много вместившего в себя, чудного дня!
Букеты с цветами каждый поставил на тумбочку, у изголовья кровати. Что бы, наверное, спалось слаще и думалось бы о ней самой, и сны снились бы красивые, о нашем дорогом, родном, единственном и любимом, Питерском доме.
Несколько дней потом, в номерах и по всей скромной гостинице, распространялся изумительный, мягкий запах букетов полевых цветов, привезённых нами на велосипедах, с северных полей и лугов…!

Окончание