Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

...стакана коньяка не было.

(май 2013 г.)
1

Александр Солич и Георгий Симонян.
Фото Сергея Соловьева.


-Александр, Вы родились в семье врачей?

Да, в городе Виноградово Закарпатской области. Когда мне исполнилось два года, наша семья переехала в Мукачево. Этот город был известен в Советском Союзе производством клюшек и лыж. Мой отец был главным акушером-гинекологом города, а мама работала детским врачом, зав отделением.

-Ваш высокий рост – это генетика?

Да. У меня и папа и мама были высокие.

-Как приобщились к музыке?

Моего брата, который старше меня на два года, отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. И меня просто задушила зависть: я потребовал, чтобы меня тоже отдали в музыкальную школу. Но мне предложили скрипку. Вторым инструментом, конечно же, был фортепиано. Обманули ребенка (смеется).

-Но Ваш брат….?

…он продолжил династию, став врачом.

- Фортепиано Вы все-таки освоили и довольно неплохо. Даже записали фортепианный альбом?

Это была настроенческая музыка. Я записал всего тысячу экземпляров и раздал друзьям. Наш ныне покойный звукорежиссер Олег Сальков говорил, что я должен записать это на пластинку. В его память я это и сделал. Мне помог наш клавишник Костя Смирнов. Мы записывали в классе консерватории, Костя принес пульт и необходимую аппаратуру.Это был 1999 год.

-База тогда была в «Киноцентре» на Красной Пресне»?

На Красной Пресне мы недавно. Сначала база была в МДМ (малый зал), потом в кинотеатре «Патриот, на заводе Хруничева, потом на Театральном проезде». А начинали с Плющихи – ДК «Каучук».

-Известное место. Скажите, Александр, Вам интересно было учиться музыке?

Я увлекся рок-музыкой. И исключительно из-за этого я пошел учиться дальше, в музыкальное училище. В 13 лет мы с братом начали «греметь» на кухне, репетировали.

-На Западной Украине можно было смотреть и слушать европейские радиостанции?

По пятницам по венгерскому радио постоянно передавали самую модную музыку. Я это записывал на катушечный магнитофон. Мой приятель Александр Маршал до сих пор вспоминает, как я привозил в Москву катушки с записями самой популярной музыки. Здесь музыкальной информации не было никакой, а там была. Наш город находился на стыке трех границ, но самой прогрессивной, конечно, была Венгрия. По венгерскому телевидению я впервые увидел группу Police. Целый концерт! Это был 1979 год.
А советскую музыку я совсем не знал.

-Вообще?

У меня было только три пластинки с нашей музыкой: миньон «Цветов» с четырьмя песнями, альбом «По волне моей памяти» и пластинка джаз-трио Ганелина. От остального меня просто тошнило (смеется).

-Кто был кумиром?

Led Zeppelin. Тут надо сказать, что у нас тогда по популярности спорили Deep Purple и Led Zeppelin. И в этой схватке я был на стороне Led Zeppelin. А в извечном споре Beatles и Rolling Stones я был на стороне Beatles. Кстати, первое, что я записал на свой магнитофон были Doors и Джимми Хендрикс. Но не с радио, а у знакомых. За три рубля.

-Вы поступили в музыкальное училище по классу альта. А если сравнить со скрипкой…?

Альт побольше и на квинту ниже строй. Кроме того, для альта нужны более длинные руки. Скрипачей вообще тогда было много, а альтистов мало. Мне преподаватели посоветовали идти на альт.

-Как сочеталось Ваше обучение классической музыке с увлечением рок-музыкой?

Вполне сочеталось. Вспомните, Emerson,Lake&Palmer. Я Мусоргского полюбил благодаря им. Конечно, в юности классика не очень «вставляет», но с возрастом начинаешь проникаться.

-После училища Вы поступили в Институт Гнесиных?

Не сразу. То есть сначала я поехал в Киев поступать в консерваторию по классу альта. Но приехав на консультацию я услышал, что мы Вас не знаем. Что надо было месяцев шесть походить на подготовительные курсы, на консультации, чтобы со мной познакомились, изучили меня и мои способности. Это был 1976 год. Таким образом, в консерваторию я не поступил и пошел в армию.
Пару месяцев я прослужил на границе, а оттуда попал в ансамбль песни и пляски в Киеве.

-На чем играли?

На альте. Вообще, там у нас был странный состав: скрипка, альт, виолончель, три баяна, барабаны и гитары. Нас, струнных вообще не было слышно. Но сидели, дергали струны (смеется).

-Кто из известных в будущем людей с Вами служил?

Вадик Лащук из группы «Крок», бас-гитарист. К сожаленью, уже покойный. У Вадика был абсолютный слух. Например, слушаем «Deep Purple». Так он сразу на четыре инструмента музыку раскладывает и ноты пишет.

-Он киевлянин?

Да, из Киева. С ним в «Кроке» еще работали интересный гитарист Владимир Ходзицкий (он и сейчас в Киеве живет), известный ныне Руслан Горобец. «Крок» была интересной группой.

-В каком стиле работали?

Джаз-рок, ближе к року.

-Чем Вы занимались после армии?

Я преподавал в музыкальной школе в Мукачево скрипку.

-А как попали в ВИА «Музыки»?

Когда я еще учился в музыкальном училище в Ужгороде, то часто приходил в Закарпатскую филармонию. И там работал коллектив «Музыки», которым руководил. Владимир Иванович Белоусов, а солисткой была его супруга Татьяна Анциферова. Помимо них была духовая секция, ритм. Я приходил на их репетиции и заворожено на все смотрел. Володя никогда никого не выгонял. Белоусов знал меня, знал, что я мог и перед армией сказал, что будет ждать меня.
И в 1979 году я туда и попал. Меня определили на бас-гитару. Я недоумевал, но Володя сказал, что я не понимаю, что бас-гитаристы очень популярны, и к ним особое отношение публики.

-А Вы до этого вообще не играли на бас-гитаре?

Нет. Играл на гитаре, на скрипке, на рояле. В «Музыки» был барабанщик Валерий Золотогорский, лауреат джазовых фестивалей, замечательный музыкант, очень высокого уровня. Позже он был художественным руководителем в аккомпанирующем составе Валерия Леонтьева. Так вот он со мной очень много занимался. Натаскивал по игре на бас-гитаре.

ВИА "Музыки".
Слева-направо: Владимир Долгов, Александр Солич, Татьяна Анциферова, Борис Переверзев, Виталий Дьяченко, Валерий Бугучевский, Михаил Неймети,Борис Мирзоев, Янош Пишпеки.


-Кто на тот момент работал в ансамбле «Музыки»?

Музыканты были в основном из Харькова. Сначала они работали в Киеве как ВИА «Лебедь», а название «Музыки» получили в Закарпатской филармонии. Сам Володя Белоусов играл на RhodesPiano, Татьяна была солисткой. Гитаристом был Слава Диденко – харьковский друг детства Володи, трубач Витя Зерников (сейчас директор Маршала), Барабанщика я уже назвал – Валера Золотогорский. Трубач Косолапов, тромбонист Барма, баритон-саксофон Боря Переверзев, гитарист Владимир Долгов….

-Солисты еще были?

Пели: Птушко, Саша Михалко. Он сейчас в Венгрии, причем там довольно популярен был.

-На чем строился репертуар?

Джаз-рок. Очень много было обработок народных закарпатских песен. Вообще, закарпатская музыка - это неисчерпаемый источник.

-На русском пели?

Песни советских композиторов. В основном, украинских. Ну и конечно песни Зацепина. Анциферова тогда уже записала песни к фильму «31 июня».

-Белоусов писал песни или только аранжировками занимался?

Писал, и мы их исполняли.

-Объездили весь СССР?

Да. С Высоцким работали по отделению, с «Песнярами»…

-А потом Белоусов с Анциферовой уехали в Москву? Вы остались в ансамбле. Взяли клавишника?

Был в ансамбле скрипач Иван Роман. Вот он и стал играть на клавишных. Потом многие музыканты менялись. Было сложно найти вокалиста, то есть найти можно, но не уровня Тани Анциферовой.

-И Вы стали художественным руководителем?

Да, так решило руководство филармонии.
Продолжение