Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Евгений Лукьянов


"Цветы" эпохи классицизма.

(февраль 2014 г.)

Первоначально эту статью еще в начале года мне прислала Елена Дьячкова. Я попросил ее связать меня с ее автором, поскольку хотел уточнить некоторые детали. И вот несколько дней назад мне уже написал сам Евгений.После уточнения деталей, предлагаю его рассказ всеобщему вниманию.
Валерий Колпаков.


Фото с афиши ансамбля «Цветы». Это единственное фото коллектива ставшего вершиной в мире Советской музыкальной культуры эпохи музыкального классицизма начала и середины 70-х годов. На фото стоят слева направо: Владимир Семенов – художественный руководитель ансамбля «Цветы», композитор и гитарист; Сергей Дьячков – композитор и пианист; Юрий Фокин - барабанные установки. Сидят слева направо: Александр Лосев – бас-гитара и солист ансамбля; Владимир Сахаров - гитарист.
В 1975 году в Уфе я попал на первый концерт ВИА «Цветы», затем остался и на второй, и на третий в первый день; и побывал на всех последующих концертах. Всего я был на 15 концертах ансамбля с 1 по 5 сентября 1975 года.
Сейчас трудно представить, но билеты на концерты, проходившие в огромном Дворце спорта, приходилось покупать за два квартала от дворца. Мало того, что Дворец спорта был полон, но и места на ступеньках сбоку от сцены нужно было еще успеть занять.
И когда в огромном зале начинали звучать первые строчки, с которых начинался концерт:
«С целым миром спорить я готов…»,- это полностью соответствовало смыслу этих слов.
Концерт состоял из двух отделений. Первое – это сборная солянка, состоявшая из выступлений отдельных артистов. Второе отделение полностью выступали «Цветы».
Перед вторым отделением в зале гас свет и в полумраке выходил Лосев, а вслед за ним остальные музыканты в темно-синих костюмах, тех самых, что на фото. Лосев подходил к микрофону, начинала звучать органная музыка, вспыхивал прожектор, направленный на Лосева, вступали ударные и бас-гитара, и начинал звучать уверенный и сильный голос Лосева, голос, откликавшийся на любое движение головы, изменявшийся по тембру, по высоте.
Я был на всех 15 концертах и сотни раз прослушал имевшуюся у меня магнитофонную запись одного из тех концертов. Поэтому мысленно могу прокрутить и прокручивал неисчислимое количество раз песни Цветов или какие-то моменты.
Начинался концерт, как я уже написал, с заявления своей позиции в жизни «С целым миром спорить я готов…», за ней следовал, звучавший в полумраке на фоне звездного неба, гимн любви – «Колыбельная».
После песен предельно серьезных и искренних Сергей Дьячков исполнял вносившую легкость в происходящее «Мы вам честно сказать хотим…». За ней «Цветы» исполняли компромиссную патриотическую «Солнце в глаза или гроза - все это нам по плечу…», звучавшую в тон всей исполнявшейся программе и не портившей ее. После нее участники ансамбля уходили, в свете прожектора оставался Лосев и исполнял свою знаменитую «Лошади в океане». Записи с концертов этой песни есть в интернете. Послушайте. Это голос Лосева, того самого, живого. Так тогда он пел. Следом звучала наполненная трагизмом песня Владимира Семенова «Цветы на дорогах войны». Война, безлюдные города, грохот железа и живые цветы. Цветы живые, теплые, хмельные… Все это голосом Лосева и «Цветами», музыкой «Цветов»….
Последнее, что звучало в концерте, это песня Владимира Семенова «Красные маки», она исполнялась как заключительная часть песни «С целым миром спорить я готов..», в том же духе, на едином вздохе, жизнеутверждающая. Песня сложная, после я много слышал исполнений этой песни в записях других коллективов, но во всех других исполнениях она больше похожа на заупокойную.
Если середина 70-х годов это вершина эпохи возрождения в мировой музыкальной культуре, когда ее расцвет достиг максимума, то, на мой взгляд, «Цветы» стали вершиной в русской музыкальной культуре. Они вобрали в себя все, что было создано в музыке, создали сложнейшие произведения, использовав все лучшее в музыке, голос Лосева, голосовое тональное сопровождение, многоголосие, фоновое вокальное сопровождение, переплетение всего этого и абсолютное сочетание. Музыкальные произведения других самых выдающихся исполнителей можно чем-то дополнить, но произведения «Цветов» дополнять нечем, настолько она насыщена и многогранна. Музыка большая, сложная, требующая внимания. «Цветы» нельзя слушать мимоходом, их нужно слушать. В этом отношении они очень похожи на Дип Перпл, который если слушаешь, то наслаждаешься, а как фон они не подходят.
Фирменный стиль и звучание «Цветов» - это плод высочайшей культуры и профессионализма Сергея Дьячкова, Владимира Семенова, Александра Лосева, Юрия Фокина и Владимира Сахарова. Нешаблонные аранжировки Дьячкова и Семенова, нешаблонный, сильный и нюансный голос Лосева и высокопрофессиональное исполнение ВИА «Цветы» отличали их от всех других. Их нельзя было спутать ни с кем.
Каждый день после последнего концерта я шел к служебному входу. Сразу же выходил Лосев с гитарой, садился в небольшой автобус, обнимал свою гитару и так сидел, пока не выходили остальные музыканты.
Я много раз видел Лосева и тогда в автобусе и в концертах, и за 10 месяцев до его кончины, когда в конце концерта ему передали записку, а он показал на глаза, что не может ее прочитать. Всегда возникало одно ощущение, что он напоминает те самые живые цветы, о которых он пел. Такие же яркие, такие же легко ранимые.
Я перечитал все интервью, все сказанное и написанное Семеновым, Дьячковым и Лосевым. У меня создалось убеждение, что «Цветы» - это коллектив, состоящий из людей не только огромного таланта, но и обладающих высочайшей культурой, нравственностью, интеллектом, отсутствием какой либо амбициозности. И образ музыкантов, и их музыка и тексты песен, и их исполнение абсолютно органично связаны с названием ансамбля и тем, что это название обозначает.
В 1976 году с уходом Дьячкова и Семенова, «Цветы» прекратили свое существование, оставив после себя немного, но очень красивых произведений, похожих на яркий негасимый свет той самой звездочки. На смену эпохи классицизма в музыке с ее Битлами, Дип Перплами, Пинк Флойдами, Аббами и Цветами пришла другая эпоха, как когда-то в архитектуре, живописи. И нам остается только любоваться тем, что нам оставила эта эпоха.