Cерей Беликов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков
Сергей Соловьев
Георгий Симонян.

"Сентиментальные прогулки" с Сергеем Беликовым.

(ноябрь 2011- апрель 2012)

Прогулка третья- "Самоцветы".

7

"Самоцветы"-1976:
Аркадий Хоралов, Евгений Курбаков, Сергей Беседин, Юрий Маликов, Александр Брондман,Елена Кобзева-Преснякова, Владимир Полонский,Виталий Кретюк, Валерий Хабазин, Сергей Беликов, Владимир Винокур и Владимир Пресняков.

-1976 год -твой первый приход в "Самоцветы". Что они собой тогда представляли? Может быть в сравнении с прежним "классическим составом" с Дьяконовым и Петерсоном?

Я не очень хорошо знал прежних. И мне тут сложно сравнивать. Но новый состав, безусловно, был очень крепким профессиональным коллективом, собранным Маликовым, чтобы восстановить тот музыкальный механизм, который назывался "Самоцветы".

-А не смущало что от Маликова недавно ушли все основные музыканты "классического" состава?

Нет. Все вновь приходящие хорошо понимали, что они приходят в успешный коммерческий проект, который обеспечит им сладкую жизнь.

-Один из вопросов, который просили у тебя выяснить: в 1976 году ты ушел в "Самоцветы", но продолжал работать и с "Араксом"? Было такое?

Уйдя из "Аракса" я не терял связи с ребятами, и мы продолжали активно общаться, но моих выступлений вместе с "Араксам" в тот период я не помню.

-Чего, на твой взгляд, этому составу Самоцветов не хватало? Может быть в сравнении с "Араксом".

Тогда я об этом не задумывался. Я пришел и влился в уже сформированную музыкальную концепцию и старался там себя реализовать.

-Что за репертуар был тогда у "Самоцветов"?

Мы взяли часть старого и какое-то время его исполняли, но при этом быстро стали его обновлять.

-А ведь и "Пламя" испоняло весь этот старый репертуар. Получалось, что какое-то время два коллектива исполняли один репертуар?

Да. Так и было. Но мы очень быстро от него отказались. Был случай, когда мы попали на концерт "Пламя" и после него поняли, что они застыли в прошлом. А мы очень сильно от них оторвались.

-Англоязычный репертуар в "Самоцветах" был?

Нет.

-Что пел лично ты?

"Трава-мурава". Я ее за собой всюду таскал, пока не надоела. Как мы ее сделали с Шахназаровым в "Араксе" так в этом виде я ее и таскал за собой. Какую-то пресняковскую песню пел... "Маменька". А может это и не Преснякова? В каких-то песнях играл на басу, в каких-то просто пел под гитару.

-Кто в тот момент работал в "Самоцветах"?

При мне пришел Винокур... На гитаре играл Хабазин, потом пришел гитарист Леша Милославский. Дудки-Беседин и Пресняков. Барабаны-Володя Полонский. Солисты- Лена Преснякова, Саша Брондман и Женя Курбаков. Кретюк играл на клавишных.

-Барыкин?

Я пришел в "Самоцветы", он еще работал, но уже вострил лыжи.

-Два гитариста Хабазин и Милославский каким-то образом накладывали свой личностный отпечаток на звучание "Самоцветов" или нет?

-Скорее -нет. Хабазин был таким более самодостаточным музыкантом, чем Леша.

-Что из себя представлял Кретюк?

Это был очень хороший музыкант с хорошим мышлением. Но я никогда не слышал от него каких-то идей, способствовавших нашему развитию. Это был просто грамотный музыкант москонцертовсого уровня.

"Самоцветы" в студии:
Сергей Беликов,Владимир Пресняков, звукорежиссер и Юрий Маликов.

-А Пресняков?

Пресняков пришел в "Самоцветы" уже хорошо понимая свою цель и четко ее реализовывал в дальнейшем. Он был конечно, более продвинутый музыкант, чем Кретюк. Его заточенность на джаз и джаз-рок очень этому способствовала.

-А что из себя представлял Маликов в тот момент, как музыкант?

И тогда и позже он не занимался музыкальной концепцией ансамбля. Он мог спросить:
-Покажите, что вы тут напридумывали?
Смотрел результат и высказывал пожелания, которые необходимо было принять.Он был таким всеобщим хозяином этого дела.
Музыкой знимался Пресняков и Кретюк. Когда мы что-то производили Маликов приглашал кого-то из Москонцерта на прослушивание, а потом сообщал нам результат. Как правило, эти приглашенные из Москонцерта все принимали очень хорошо.

-Кто определял музыкальную идеологию "Самоцветов"? Пресняков?

Как может Пресняков определять музыкальную идеологию в коллективе Маликова?
Никак.
А с другой стороны не Маликов говорил музыкантам, как надо звучать. Это говорил Пресняков. Но потом мог придти Маликов, послушать и сказать:
-Нет, ребятки, так не будет.
Или:
-Это можно оставить.
Маликов определял идеологию жизни "Самоцветов". Уже потом, когда наступили 80-е годы и уже костюмы были не нужны. И был клич:
-А не ударить ли нам по фуззам!
-Давайте, попробуем!
Мы ударили. Маликов посмотрел:
-А что? Хорошо! Значит можем!
Но делал-то это все не он, а Пресняков.

-Ты пришел из "Аракса, где была довольно вольная творческая жизнь. В "Самоцветах" с творческими ограничениями сталкивался?

Да. В основном это касалось звучания. Мое желание слышать более жесткий звук, как правило, мягко отвергалось.

-Кем?

Юрием Федоровичем.
Правда, уже во второй мой приход в "Самоцветы", мои подобные же пожелания реализовывались почти на 100%. Но для этого потребовалось, чтобы прошло 4 года. А мне обрасти более важными творческими мусулами.

Сергей Беликов.

-В период 76-77 годов в "Самоцветах" ты участвовал в каких-то их записях?

Конечно. Я записал песню "Уголок России". Записывался в цикле песен "Мужество" на стихи Н. Добронравова. И в самом главном хите "Самоцветов" того времени -"Все что в жизни есть у меня".

-Впервые на ТВ "Самоцветов" с этой песней появились в конце 1976 года. Кто делал для нее аранжировку?

Аранжировщиками у нас были Виталий Кретюк и Владимир Пресняков. Наверное, кто-то из них. А вокальные идеи в этой песне были мои. Добрынин хотел в этой песне уйти от классического "самоцветовского" звучания, когда они впятером негромко поют:
-Там, где багульник на сопках цветет…
А тут требовалось добавить коксу!

-Ты в этой песне записывался, как музыкант?

Да, там я играю на басу. Я и был приглашен как солист и бас-гитарист.

-А как же Маликов?

В этой ситуации он выходил на первую песню, а потом- за кулисы.

-Какую ставку ты получил?

В соответствии с самой высокой ставкой тарификации - 20 рублей.

-В "Самоцветах" были группировки?

Нет, группировок не было. Я их не помню не в первый свой приход, ни во второй.

-Чем запомнился 1976 год в "Самоцветах"?

Успех, удача. Ощущение, что тебя любят. Были нюансы, которые делали меня в составе "Самоцветов" достаточно свеженьким, привносило что-то новое. Мой приход привнес в те "Самоцветы" другую музыкальную идеологию. Понимаете, были штампы. Что коллектив звучит приблизительно так. А я выходил за эти рамки и штампы.

1977 г.
Сергей Беликов и Елена Преснякова .

-Ты пришли в середине 76, а ушел в конце 1977. С чем связан первый уход из "Самоцветов"?

В какой-то момент я заскучал по другой музыке. Мои договоренности с Маликовым тоже не сработали. А тут как раз поступило приглашение из Ленкома под новую постановку.
И я вернулся.

-Получается, что на твое место в "Самоцветы" пришел Глызин?

Получается, так.
Продолжение