Валерий Ободзинский

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Совсем другая история.

(апрель 2012, июль 2020).

11

Глава 10. Ободзинский и "песни о БАМе, партии и пр".

Меня могут упрекнуть, что я слишком часто цитирую книгу Стронгина. Да, это так. И причина здесь довольно проста. Еще с советских времен мы привыкли, что для того чтобы узнать о каком-то известном человеке, достаточно найти книгу о нем и прочитать. Существовала даже специальная серия книг ЖЗЛ- "Жизнь Замечательных Людей". И сегодня мало что изменилось на эту тему. Любой, кто заинтересуется творчеством Ободзинского скорее прочтет книгу о нем, чем будет копаться в газетных публикациях, которые в большинстве своем тоже сделаны на основе этой книги. Только по этой причине я столь подробно касаюсь этой книги, хотя она этого совершенно не заслуживает.
Вообще, работая над этим материалом и сравнивая разные источники с книгой Стронгина я сделал для себя один важный вывод. Сейчас очень часто всякие исторические исследования дополняются подзаголовком- "Как это было"!
Так вот всю книгу Стронгина надо было выпустить с подзаголовком- "Как этого не было".

На фоне такого позитивного вывода, не могу отказать себе в удовольствии еще раз процитировать этот труд, а заодно порассуждать на тему "Ободзинский и песни про БАМ".

Стронгин:
Потом гастрольная судьба свела меня с Ободзинским лишь однажды – в Братске, на фестивале «Огни магистрали». Мы с ним выступали в одних концертах, виделись часто, но говорили мало. Я видел, что-то раздражало Валерия, злило его. Настроение, словом, было не лучшим.
– Черт возьми, заставляют петь о БАМе! О стройке века! – бросил он мне однажды, выходя из кабинета начальства.
– Как можно петь о железнодорожных путях, рельсах, шпалах, каких-то стыках и прочей чепухе? Да еще прославлять их! Как будто бамовцы не люди, а железные истуканы! Разве они не влюбляются и ни о чем не думают, кроме укладки шпал? А живут в нечеловеческих условиях. Видел я эти песни о БАМе – знаешь, где – выругался он и направился к сцене.


Могло ли такое быть?
Этот фестиваль существовал под эгидой ЦК ВЛКСМ. Если артист попадал на это мероприятие, то все необходимые разрешения и согласования у него были. Его репертуар был утвержден и разрешен.
Общеизвестно, что в репертуаре Валерия не было песен о БАМе. Тем не менее его включили в число участников фестиваля и без них.
И вот вдруг, мы читаем, что оказывается в Братске кто-то требует у Ободзинского включить в утвержденный репертуар новые песни.
Кто этот тайный смельчак?
Где, по его мнению, Валерий должен был эти песни в Братске взять?
Когда разучить?
Кто их должен был утвердить и дать разрешение на исполнение?
Афиша фестиваля "Огни магистрали"-1980 года.
На ней написано, что Ободзинский -лауреат Всесоюзных конкурсов, что было чистой выдумкой организаторов концерта в Тынде.

Как всегда, Стронгин не говорит что либо конкретное о мифическом смельчаке- начальнике, который отважился пойти наперекор установленным правилам и воли начальства, но мы попробуем, по возможности, его представить.

Итак, судя по словам:"...выходя из кабинета начальства....выругался он и направился к сцене", дело было в каком-то концертном зале или ДК. Самое высокое начальство, которое я могу представить в этих условиях- это директор (или парторг) Братской филармонии. Не уверен, правда, что такая филармония существовала. Но пусть будет, хотя бы в теории.
И вот вызывает директор (парторг) Братской филармонии Ободзинского перед концертом и начинает его склонять к административно- уголовной афере: включить в программу не утвержденные песни. Даже парторг филармонии, не говоря уж о директоре, прекрасно знают как этот процесс происходит в действительности. А тут решают его нарушить?
Почему?
Какое им дело до репертуара Ободзинского, ведь Валерий не является артистом Братской филармонии. У него есть свое начальство, которое этим вопросом ведает.
И почему подобное деяние было предложено только Ободзинскому?
Почему не предложили это же сделать Штоколову или Ольге Воронец?
Или самому Стронгину?
Зачем это было нужно Братскому начальству?
Им надоело работать на своих местах?
Совершенно очевидно, что этот случай- чистая выдумка автора и не более.

Чтобы покончить с буйными фантазиями Стронгина, приведу последний фрагмент из его книги:

- Положенные ему концерты на том фестивале он отработал полностью, а вот число запланированных выступлений в Москве, в Театре эстрады, ему сократили вдвое.
– У вас в репертуаре нет песен о партии, комсомоле, начисто отсутствует колхозная и военная тематика, – заметило ему московское начальство в Управлении культуры.
– Я расстался с комсомолом, – хмуро ответил Ободзинский. – И не могу быть вечно молодым, вырос из пионерских штанов…
– Ваше право, – отрезало начальство. И дало негласное указание не предоставлять певцу генеральных и престижных концертных площадок.


Читая этот отрывок я, извините за грубое слово, ржал, как... Да-да, правильно. Именно так! Потому что как не напрягался так и не смог вспомнить ни одного советского эстрадного певца, у которого бы присутствовала в творчестве "колхозная тематика". И даже песню смог вспомнить только одну:
-Зачем он в наш колхоз приехал, Зачем нарушил мой покой...

И этот эпизод полностью выдуман, потому что произойти в таком виде он не мог.
Свои гастроли (официальные) Ободзинский никогда не планировал сам. За него это делал Росконцерт, где он работал. Если гастроли уже запланированы, то Управление культуры Москвы (подчиненное в этом аспекте Росконцерту) не могло их отменить. По этой же причине оно не могло диктовать Ободзинскому какой у того должен быть репертуар. Это мог делать только Росконцерт. И если у Валерия на тот момент не было в репертуаре "песен о партии, комсомоле, начисто отсутствует колхозная и военная тематика", то это только потому, что этого от него Росконцерт не требовал.

И вообще, любое утверждение, что Валерий Ободзинский пел что-то, что петь ему запрещали, и не пел то, что от него требовали, является выдумкой.
Продолжение