Аида Ведищева

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков

Если веришь, сказка оживет...

(декабрь 2022)
3

5. Кино.

А.Ведищева записала песни для восьми художественных фильмов:

«Три плюс два», 1963 — «Пусть говорят» в дуэте с Геннадием Ниловым (музыка — А. Волконский, стихи — С. Михалков)
«Кавказская пленница», 1966 — «Песенка о медведях» (музыка — А. Зацепин, стихи — Л. Дербенев)
«Красное, синее, зелёное», 1966 — «Уходим в старину» (музыка — Г. Фиртич, стихи — Д. Иванов, В. Трифонов)
«Белый рояль», 1968 — «Дорожная песня», «Первая весна», «Песня о Душанбе», «Я буду ждать тебя» (авторы всех песен: музыка — А. Зацепин, стихи — О. Гаджикасимов)
«Бриллиантовая рука», 1968 — «Помоги мне» (музыка — А. Зацепин, стихи — Л. Дербенев)
«Ангел в тюбетейке», 1968 — «Все равно ты будешь мой» (музыка — А. Зацепин, слова — Л. Дербенев)
«В гостях у московской милиции» (фильм-спектакль), 1968 — «Весна — это музыка» (музыка — Р. Майоров, слова — А. Ольгин)
«Ох уж эта Настя!», 1971 — «Лесной олень» (музыка — Е. Крылатов, стихи — Ю. Энтин)

Не в одном из этих фильмов она не упоминается в тирах. Почему так получилось никто точно сказать не может, но это была обычная практика в то время. В подавляющем большинстве фильмов, где звучат за кадром песни, исполнители не указывались. Хотя случались и исключения.
Так в фильме "Король-олень" (1969) режиссера Павла Арсенова с музыкой композитора Микаэла Таривердиева исполнители песен, среди которых и Алла Пугачева, указаны.
Кадр из фильма "Король-олень".

А вот другой фильм, значительно более известный и популярный, "Ирония судьбы" (1975) с тем же композитором М.Таривердиевым.
В нем за кадром поют несколько исполнителей, среди которых была и уже очень известная А.Пугачева. В тирах их нет, зато есть сам композитор, за кадром, сыгравшим на рояле.
Кадр из фильма "Ирония судьбы".

Еще пример.
В фильме "Мировой парень" (1971) за кадром звучит песня "Березовый сок" в исполнении ВИА "Песняры". В титрах он есть.
Кадр из фильма "Мировой парень".

А в фильме Л. Гайдая с музыкой А.Зацепина "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) за кадром Нина Бродская исполняет песню "Звенит январская вьюга" на слова Л. Дербенева. Дербенев в титрах есть, а Бродской нет.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".


Очевидно, что указывать или нет исполнителя закадровых песен в титрах фильма решали только режиссер фильма и автор музыки. Республиканское или союзное министерство культуры к производству фильмов никакого отношения не имело.

Почему же, создатели фильмов поступали то так, то не так?
Выскажу предположение, что это как-то было связано с деньгами. Если ты попадал в титры и значит в число создателей фильма, то тебе полагались какие-то выплаты, которые автоматом уменьшали фонд заработной платы. Соответственно, если не попадал, то не уменьшал.

А кроме того, эстрадные исполнители имели легко ранимую душу и стремились лечить её, исключительно, за бугром. Ровно так же, как это происходит и сейчас.
По этой причине создатели фильма опасались последствий для своих картин, в случае отъезда на "лечение" за пределы СССР кого-либо из тех, кто был указан в титрах. И, надо сказать, опасения эти были не беспочвенны и сбывались с завидной регулярностью.
Так что создателей фильмов можно понять.

Несправедливости, подобные случаю с Ведишевой, случались в жизни каждого советского человека. Да и любого другого человека в мире.
Например, группа людей работает на каким-то изобретением, а потом при оформлении авторского свидетельства в него попадают не все.
Это ровно такой же случай.

Однажды к С.Г.Лапину обратился Л.П Дербенев и пожаловался, что его песни несправедливо вырезают из "Песни года". Лапин философски заметил:
-В жизни вообще много несправедливого.
И хотя, вполне возможно, что такого диалога никогда не было в действительности, суть жизни в нем ухвачена верно.

Публичные жалобы на подобные события среди обычных людей почему-то не приняты, а среди артистической братии раздуваются до космических пределов, чтобы вызвать сочувствие. При том, что сама Ведищева могла легко решить эту проблему во второй или, хотя бы, в третий раз, а не наступать на одни и те же грабли восемь раз подряд, а потом публично жаловаться на кого-то.

Справедливости ради, надо отметить, что хоть и с восьмого раза, но Ведишева так и поступила.
Каков же был результат?
Он был вполне предсказуем. Композиторы перестали приглашать её для озвучивания фильмов.

За кадром в фильмах пели многие из известных советских исполнителей и это не помешало им стать успешными и знаменитыми, а душевные раны лечить, исключительно, внутри страны среди своего зрителя.
В качестве примера могу вспомнить Игоря Иванова:

-У меня много песен выходило инкогнито. Без упоминания моего имени. Это, конечно, неправильно, но я просто любил записываться. И никогда не отслеживал где, когда и под чьим именем эти песни выходили. На тот период мной записано большое количество песен. Я их все сегодня уже не помню. Многие из них звучат в кинофильмах, в мультфильмах. Сейчас бывает, смотрю фильмы тех лет и с удивлением узнаю, в звучащей там песне, мой голос.
Продолжение