Волки и овцы

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Волки и овцы.

апрель 2022 г.

1

Любой солист всегда смотрит в лес, как волк!

(Вадим Голутвин)


В составах всех популярных ВИА всегда были узнаваемые и харизматические солисты, которым чаще всего персонально и доставалась вся слава своих коллективов. Однако мало кому из них удалось сделать сольную карьеру вне ВИА. И теперь оглядываясь назад, мне было интересно понять:
- почему мало кому-то из них это удалось?
- почему основная их часть не смогла реализовать свой очевидный потенциал?

Сначала стоит определить круг обсуждаемых лиц. В данной статье речь пойдет только о солистах, обсуждение солисток в эту тему не входит.

ВИА "Веселые ребята": Леонид Бергер, Анатолий Алешин, Алексей Глызин, Александр Барыкин, Роберт Мушкамбарян, Александр Лерман, Владимир Фазылов;
ВИА "Самоцветы": Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Владимир Кузьмин;
ВИА "Сябры": Анатолий Ярмоленко;
ВИА "Синяя птица": Сергей Дроздов, Сергей Левкин;
ВИА "Пламя": Вячеслав Малежик;
ВИА "Песняры": Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров;
ВИА "Акварели": Александр Мухатаев, Валерий Белянин;
ВИА "Цветы": Александр Лосев; Игорь Саруханов;
ВИА "Добры молодцы": Александр Евдокимов;
ВИА "Лейся, песня": Игорь Иванов, Владислав Андрианов;
ВИА "Поющие гитары": Александр Федоров, Евгений Броневицкий, Юрий Антонов;
ВИА "Поющие сердца": Игорь Офицеров;
ВИА "Веселые голоса": Альберт Асадуллин;
ВИА "Аракс": Сергей Беликов;

На самом деле известных солистов внутри ВИА было намного больше, но я выделил только самых известных.

Теперь очертим круг тех, кто в той или иной степени сделал сольную карьеру :

Анатолий Алешин, Алексей Глызин,Александр Барыкин,Игорь Саруханов, Владимир Кузьмин, Анатолий Ярмоленко, Вячеслав Малежик, Игорь Иванов, Юрий Антонов, Альберт Асадуллин, Сергей Беликов.

Что сразу бросается в глаза?
Из трех самых популярных ВИА СССР: "Песняры", "Веселые ребята" и "Самоцветы" реально сольную карьеру не сделал никто.

С некоторой долей условности в этой ипостаси удалось реализоваться Алешину (в "Араксе") и Глызину. Но у Алешина в этой карьере не оказалось ни одного своего хита, а у Глызина таковым стал только один "Зимний вечер в Соренто".
В эту же компанию следует отнести и главного ""Орфея" страны Альберта Асадуллина с песней "Дорога без конца".
Алешин. Глызин. Асадуллин.


Следующая группа: Игорь Саруханов и Вячеслав Малежик.
Певцы довольно специфические, оказавшиеся и неплохими композиторами, и это позволило им в лихую годину всеобщей неразберихи и хаоса остаться на сцене с целым набором популярных песен собственного сочинения. Но без хитов.
Саруханов. Малежик.


Владимир Кузьмин и Александр Барыкин.
Когда-то друзья и коллеги по "Карнавалу", затем "заклятые" соперники, каждый во главе собственного коллектива. Один классный гитарист и условный певец, другой классный певец и условный гитарист. Оба писали для себя музыку. Оба стали единственными солистами своих ансамблей. Барыкин реализовал себя абсолютно, Кузьмин- условно.
Кузьмин. Барыкин.


Игорь Иванов и Сергей Беликов.
Своих песен не писали, но громкое имя себя сделали. Всегда демонстрировали высокий вокальный класс в стилистически разном репертуаре, оставаясь при этом абсолютно узнаваемыми.
Иванов. Беликов.


Анатолий Ярмоленко.
Вот тут интересный момент и нестандартный подход к собственному продвижению. Придя когда-то давно одним из солистов в новый коллектив, он метр за метром и день за днем продвигал себя на вершину власти и, в конечном итоге, сделал из ВИА "Сябры" аккомпанирующий себе состав.
Подобную схему пыталась реализовать и А.Пугачева с "Веселыми ребятами", но П.Слободкин оказался сильно крепче духом Валентина Бадьярова. И схема не сработала.
Ярмоленко.


А теперь стоит сказать о главном герое в нашей теме.
Наиболее успешная карьера среди бывших солистов ВИА сложилась у Юрия Антонова. Причины этому очевидны: феноменально- хитовый композитор, прекрасный певец и пробивной администратор самому себе.
Антонов.


Тут следует заметить, что все состоявшиеся солисты были людьми с непростым характером и с обязательным внутренним стержнем. Слабых духом среди них не было.

Теперь несколько слов, о солистах, которые не реализовали себя сольно, хотя внутри своих ВИА были абсолютными звездами.
Это А.Лерман, А.Лосев и В.Дьяконове.

Мог ли реализоваться здесь Лерман?
Не мог.
Во-первых, не хватало характера, во-вторых, окружающая его реальность находилась в антагонизме с его внутренним иллюзорным миром. Невозможно создавать что-то позитивное, живя с рождения в стране пирамидального рабства:

"Я ушёл из «Весёлых ребят» и пошёл в «Добры молодцы», куда меня пригласил очень понравившийся мне тогда Сева Новгородцев. Вскоре Севу выжил Росконцерт (и он уехал в Англию), а я, съездив с «Молодцами» в одну поездку, перешёл в «Аракс», репетировавший тогда в захаровском уже Ленкоме «Тиля». Отыграв в театре один сезон, я зачем-то вернулся в «Весёлые ребята». Мои планы покинуть построенный на массовом убийстве, живущий пирамидальным рабством забитых своих подданных безнадёжный Совок к тому времени совсем оформились и приняли конкретную художественно-поэтическую форму. Подав заявление на выезд к вымышленному дяде в Израиль, я окончательно выбыл из «Весёлых ребят» и стал выступать соло под акустик. Последний мой перед отъездом концерт состоялся в начале декабря 1975 г. в Архитектурном институте в компании Андрея Макаревича и «Машины времени».

Ну, уехал и уехал. Причем после долгих мытарств попал в страну своей мечты, которая по случайному совпадению была общепризнанной страной векового рабства.
И что?
Ничего.
Другое рабство потребовало от него не просто стальной воли, но и крепких локтей, чтобы "вписаться в рынок". Отсутствие этих атрибутов "свободного мира" опять не дало Лерману реализоваться себя среди мелодий и ритмов зарубежной эстрады. В итоге на песенной стезе пришлось музыку забросить. Оставить только слова в прозе для американских недорослей в Йельском Университете.
Лерман.


Александру Лосева тоже, очевидно, не хватило характера.
Лосев.


Он мог бы занять место фронтмена в ВИА "Красные маки". Вероятно, что-то подобное Чуменко и замышлял, но тут Лосева позвал Намин и Александр ушел. Чуменко попробовал реализовать задуманное с другим "звездным" вокалистом ВИА "Лейся, песня" Владиславом Андриановым, но и тут не преуспел.
Сколько волка не корми...

Валентин Дьяконов.
На мой взгляд, вот у кого шансов реализовать себя вне ВИА не было никаких.
То, что ему, как и Лосеву, явно не хватало характера, пробивной мощи и целеустремленности, для меня очевидно, но не это главное.
Посетить концерт, где два часа слушать "Школьный бал" или "Ивушку" и при этом не пожалеть об этом, мне трудно.
При всей уникальности Дьяконова, как вокалиста, его амплуа занимает очень узкую нишу на концертной эстраде. Его доля- яркая краска в широкой палитре какого-нибудь известного ВИА.
Дьяконов.


В заключении, следует указать на еще одну обьективную причину слабой реализации личного потенциала многих известных солистов ВИА: к сожалению, их поход на "вольные хлеба" совпал с распадом страны, когда налаженная годами концертная жизнь превратилась в прах и публике стало не до песен.