Эволюция истоков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Эволюция истоков.

(2011-2023).

3

Часть 2. Кто был первый советским ВИА.


Вопрос- кто был первый советским ВИА- продолжает будоражить умы ныне уже весьма немногочисленных приверженцев жанра. В то время, как для всей остальной страны, этот вопрос сегодня не имеет никакого значения. Однако, так будет не всегда. Я уверен, что необходимость пристального изучения всей советской истории, всего лишь вопрос времени. И даже совсем не далекого. Не избежит этой участи и история самого многочисленного и успешного музыкального жанра в истории нашей страны - ВИА. Жанра, на удивления так мало изученного сегодня, но при этом так усердно забитого мифами и небылицами.

Вопрос о первом советском ВИА, казалось бы, простой по сути с течением времени и появлением новых знаний становился все более и более сложным и разбивался на подвопросы, которые в свою очередь хотя и были связаны между собой, но вполне могли бы существовать отдельно друг от друга.
Выглядело это так.

Первый советский ВИА:
- первый ВИА;
- первый советский ВИА;
- основатель жанра ВИА.


Казалось бы, к чему такие сложности? Очевидно же, что первый ВИА- это, конечно же, и первый советский ВИА, и именно с него, пошел отсчет истории "Вокально-инструментальной Эры".
Однако жизнь, как всегда, вносит свои коррективы в стройные теории. Вдруг выяснилось, что первый ВИА был не советским, а первый советский ВИА никакого отношения к жанру не имеет. Но если, в этих случаях вопрос первенства никаких сложностей не вызывает- это просто "медицинский" факт, то вот вопрос об основателе жанра требует другого более творческого подхода.

Для того чтобы объективно ответить на этот вопрос необходимо выработать методологию. То есть, набор критериев по которым можно было бы сравнивать разные ансамбли в исторической перспективе их существования. Этим и займемся в первую очередь, но для начала несколько важных уточнений.
Первое: мы рассматриваем период времени ограниченный временем существования СССР (до 1991 года), поскольку сам термин рожден именно в этой стране.
Второе: мы рассматриваем ансамбли, созданные и существовавшие в границах СССР до 1991 года.
И третье: термин ВИА мы применяем ТОЛЬКО к профессиональным музыкальным коллективам.

А теперь, собственно, обозначим критерии оценки. Они, по моему мнению, состоят из ответа на два вопроса.

Вопрос первый:
-Какие признаки подводили тот или иной музыкальный коллектив под определение ВИА?
Они, на мой взгляд, следующие :
1. Ансамбль должен был работать с приставкой "вокально-инструментальный ансамбль" перед своим названием. И этому должны быть фактические исторические и официальные свидетельства в виде: афиш, печатных публикаций, концертных программок, кассет, грампластинок, записей в трудовых книжках или иных бесспорных подтверждений данному факту.
2. В его составе основная и большая часть музыкантов должна играть на музыкальных инструментах и петь одновременно.
3. Ансамбль должен использовать в работе звукоусилительную аппаратуру, а основными инструментами коллектива должны быть электрогитары.
4. Ансамбль должен в истории жанра быть известен именно, как ВИА.

И вопрос второй:
-Какое именно событие в жизни вокально-инструментального ансамбля надо считать днем его рождения, от которого дальше можно вести отчет возможного влияния данного коллектива на историю жанра в целом?
Вопрос этот не так очевиден, как кажется на первый взгляд. Поскольку отсутствуют общепризнанные критерии отсчета, то и возникают сегодня всякие несуразные "юбилеи", основанные на мифотворчестве, которое все более и более смещается корнями в добитловскую эпоху.
Я уже писал на эту тему в 2009 году и с тех пор мое мнение на эту тему принципиально не изменилось,но дополнилось. И на сегодняшний день звучит так:
-Днем рождения каждого конкретного ВИА должен считаться день первого публичного концерта в качестве профессионального коллектива с названием в дальнейшем не менявшемся.
Почему важно не измененное название? Потому что в противном случае ряд коллективом будут иметь право вести свою историю от значительно более ранних времен, чем это есть в реальности. Например, "Верные друзья" смогут приватизировать историю "Москвичей", а "Пламя" историю "Самоцветов" и т. д.

Итак, мы имеем четыре критерия. Причем, надо подчеркнуть, что только сочетание всех ЧЕТЫРЕХ пунктов в истории коллектива дают ему основание претендовать на на роль "отцов-основателей" жанра ВИА.
Теперь очертим круг возможных претендентов: "Дружба", "Аккорд", "Орэра", "Диэло", "Гуниб", "Авангард", "Поющие гитары".

Ансамбль "Дружба" не предоставил точной даты своего первого профессионального концерта, но известен год, когда он стал профессиональным -1957.
Я не встречал афишных подтверждений, что "Дружба" гастролировала, как ВИА. В наиболее доступных источниках (Дискографиях) он упоминается сначала, как "вокальный ансамбль", а потом и просто, как "ансамбль".
Однако на пластинках фирмы "Мелодия" этот коллектив дважды упоминается, как ВИА. Причем первый раз в начале 1966 года, когда, например, ансамбль "Поющие гитары" еще не существовал.
33ГД 000339

Второй раз в 1973 году на пластинке "Юрий Саульский. Песни" (ГД 0003835-6).
33ГД 000339

Справедливости ради надо сказать, что на сольных пластинках "Дружбы" эта песня тоже выходила, но там никогда больше аббревиатура ВИА не присутствовала. Так что "Мелодия" без всякой внятной системы присваивала определение ВИА, кому попало.
Однако "Дружба" точно не проходит под определение первого советского ВИА по п.2 и п.4.
Продолжение