Обо мне.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Комсомольск-на-Амуре:
ноябрь 1984- декабрь 1986.

3

1. CУ-257.


К 1984 году я уже 5 лет отработал линейным ИТР ( инженерно-техническим работником) на стройке в Управлении строительства №620 в Подмосковье, а точнее в одном из его подразделений СМУ-4 (строительно-монтажное управление). Начальником СМУ-4 был Ярослав Теодорович Кищак. Наше строительное управление относилось к Министерству среднего машиностроения, поэтому основным рабочий контингентом были военные строители.
Мы вели строительство Института прикладной микробиологии в Оболенске. Мой первый обьект в этом комплексе здание №88.

За эти 5 лет я приобрел достаточный опыт в профессии, пройдя путь от мастера до прораба. Однако по мере приобретения опыта и практических знаний, я стал терять интерес к профессии строителя. Осознавая это, я решил резко сменить окружающую среду. Осенью 1984 года я приехал в Серпуховской военкомат и попросился в армию. Я окончил военную кафедру при МИСИ и поэтому имел звание "лейтенант запаса".
В ноябре того же года меня вызвали в военкомат и вручили повестку. При этом сказали, что служить буду в Московском военном округе, но пунктом назначения почему-то был указан Хабаровск. Летел я туда самолетом ИЛ-62 больше 7 часов.

В Хабаровске я прибыл в Главное управление специального строительства в районах Сибири и Дальнего Востока (Главспецдальстрой), которое возглавлял Герой Социалистического труда генерал -лейтенант Чуйко Леонид Иванович. Там я получил новое назначение в г.Комсомольск-на Амуре в в/ч 95505. До Комсомольска ехал поездом ночь.

В/ч 95505 представляло собой военно-строительный трест и называлось Управление строительства №103. В его состав входило несколько строительных управлений и вспомогательных организаций. Начальником его был полковник Гавриленя. Почему-то в УС-103 было много офицеров -моряков.
Прибыв туда, я получил направление в в/ч 73696, которое располагалось на Дземгах (район Комсомольска). В часть ехал на трамвае, сначала до остановки "ул. Лермонтова", а дальше через частный сектор километра полтора в сторону берега Амура.
1985 год.
Противоположный берег Амура.

Место, где располагалась в/ч 73696 представляло собой недостроенный военный городок примерно в полутора километрах от Амура. Городок не имел забора и не имел никакого КПП.
В/ч 73696 представляло собой военное строительное управление №257 (СУ-257). В городке было четыре здания готовых и несколько начатых. Готовыми были штаб части, казарма, склад и баня. Штаб представлял собой 5 этажное кирпичное здание, где на 1 этаже была столовая (слева) и общежитие офицеров (справа), на 2 этаже целиком общежитие, на 3 этаже размещались отделы СУ-257, на четвертом штаб в/ч 73696 и на 5 этаже тоже было общежитие.
В единственной казарме располагались два военно-строительных батальона в/ч 28762 и в/ч 28763. Первым командовал майор Загоруйко, вторым подполковник Труфин Иван Николаевич.
Фото наших дней.
Слева- четырехэтажная казарма, справа- пятиэтажный штаб.

Прибыв в часть, я представился командиру, оформился через отдел кадров и получил для проживание место в общежитии офицеров на втором этаже (справа 3 дверь).
В комнате уже жили два лейтенанта-двухгодичника из СУ-257, призванные на полгода раньше. Это были Сергей Деменев из Перми и Аширхан Калибеков (Алма-Ата).
Сергей Деменев, Валерий Колпаков и Аширхан Калибеков.

Вскоре к нам подселили еще одного лейтенанта-двухгодичника. Он был зам. командира роты в СУ-258. Звали его Сергей, фамилию забыл. Он был из Москвы, одного со мной призыва.
1986 год.
Сергей (СУ-258), Сергей Деменев, Руслан Кинзикеев, Валерий Колпаков.

Строительное управление №257 (оно же в/ч 73696) возглавлял подполковник Манохин Виталий Михайлович, замполитом был подполковник Гуменюк, отдел снабжения возглавлял полковник Васенков, начальником ПТО был майор Зайцев.
Нашему стройуправлению почему-то не везло на главных инженеров. Большей частью все два моих года эта должность оставалась вакантной. Периодически появлявшиеся на ней офицеры долго у Манохина не задерживались, потому что работать с ним было неимоверно трудно, но в то же время это была великолепная школа и человеческих взаимоотношений и профессионального роста.

Структурно СУ-257 состояло из двух участков. Участок №1 строил какие-то гражданские обьекты на Дземгах и наш военный городок. Начальником участка был вольнонаемный старший прораб Эльдар (фамилию забыл). Участок №2 строил завод "Парус" (расширение территории завода им.Ленинского Комсомола, выпускавшего подводные лодки). Почти все линейные ИТР на "Парусе" были офицерами-двухгодичниками. Их призывали с гражданки на два года.
В качестве рабочей силы к СУ-257 был прикреплен батальон военных строителей (вч 28763, командир подполковник Труфин), так же были вольнонаемные строители разных специальностей.

Когда я прибыл в СУ-257, на Дземгах первый участок сдавал кафе и меня направили туда. Прорабом на этом объекте был лейтенант Сергей Расщупкин. Меня дали ему в помощь. У него это был дембельский обьект. Сразу после его сдачи, Сергей демобилизовался.
Кафе надо было сдать до конца года, поэтому сдача шла в авральном режиме, практически круглосуточно. Солдаты первой смены и гражданские работали с 8 утра и до 8 вечера (до ужина), потом приводили солдат на вторую смену. Мы- офицеры, работали вместе с первой сменой, потом нас увозили ужинать, а после ужина привозили снова. Когда мы спали, уже не помню.
Со мной был такой случай. Во вторую смену около двенадцати часов, когда начальство разьехалось, и все задания солдатам на вторую смену были розданы, я решил вздремнуть. Кафе было большим и там было много разных укромных помещений. В одном таком я и расположился, сел на пол на какую-то доску, привалился спиной к стене и тут же заснул. Проснулся от того, что почувствовал на себе чей-то взгляд. Открыл глаза, передо мной стоит начальник СУ-257 подполковник Манохин. Я поднялся, стою молча. Он мне:
-Устал, сынок?
-Да.
-Ну, спи.
И пошел дальше. У Манохина была такая привычка, он мог приехать на любой обьект в любое время дня и ночи, чтобы проверить ход работ. Но тогда я об этом ещё не знал.
Вот это кафе, сейчас там ресторан "Дземги".

Обычной практикой в УС-103 был закрепление за сдаточными обьектами разных начальников. И вот кафе было разбито на несколько пусковых зон (например, обеденный зал, кухня, т.д), за каждой из которых был закреплен какой-нибудь начальник из УС-103. Его роль была помогать непосредственным линейным ИТР в сдаче их пусковой зоны. В этом было в теории какое-то рациональное зерно, но на практике пользы от этого никакой не было. Во-первых, лейтенанту просить что-то сделать полковника было сложно, а во-вторых, эти ответственные появлялись на обьекте только перед приездом ещё более высокого начальства, и с отьездом последних испарялись вслед за ними.
Как бы там ни было, но к Новому 1985 году кафе мы сдали. Правда, с недоделками, но это была обычная практика того времени. Недоделки устранялись уже в спокойной обстановке после сдачи.

А меня сразу после нового года перевели прорабом на "Парус".
Продолжение