Борис Удалов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Борис Удалов.

(февраль 2022 г.)

1

Предисловие

С Борисом я познакомился в Сети, наткнувшись на пост, где упоминалась его работа с ансамблем "Серебряные струны".

Борис Удалов.

-Давайте начнем с самого начала. Откуда вы родом, кто ваши родители, чем увлекались в детстве, как появились музыкальные увлечения?

Родился в городе Москва. Воспитывала меня одна мама. Музыкой стал заниматься совершенно случайно. Потом ушел служить в армию, мне повезло, я остался в служить в Москве в полковом штатном оркестре. После армии поступил на работу в Московское объединение музыкальных ансамблей знаменитое (МОМА).

-А как вы стали барабанщиком?

В 1964 году в пионерском лагере был духовой оркестр, в оркестре были мои друзья и они мне предложили играть на большом барабане, а когда закончился сезон лагерей, я поступил в музыкальную школу на класс ударные инструменты, где преподавал наш руководитель духового оркестра.
Оркестр пионерлагеря издательства "Правда" 1964 г.
Борис Удалов справа на большом барабане.

-Где территориально в Москве жили? Уточните годы службы в армии. Жил на улице Вучетича (бывшее Старое шоссе).

-В какой школе учились? Какие-то ансамбли в том районе уже существовали?

Учился в 216 школе. В школе был духовой оркестр, где руководителем был брат нашего руководителя пионерского оркестра, но я в этом оркестре не участвовал. Из этого школьного оркестра вышло очень много профессионалов высокого класса, которые после окончание учебы работали в Большом государственном симфоническом оркестре и в оркестре Большого театра.
Это был 1967 год и в Москве группы уже были, и даже проводились подпольные выступления в кафе "Синяя птица", а что касается нашего района, я этой информацией не владею.

- В каком году вы поступили в музыкальную школу?

В 1964 году я поступил в музыкальною школу №20 по классу ударных на Новослободской улице прямо на против Бутырской тюрьмы. Потом перешел в музыкальную школу им Дунаевского в Чапаевском переулке на Соколе.

- Какую школу игры вы там изучали?

Тогда была только одна школа игры на ударных, это ксилофон и отдельно малый барабан, а что касается ударной установки, то тогда этого предмета никто не преподавал, только частные уроки.

- Когда учились, где-то пробовали играть?

Били случайные выступления на выпускных вечерах и на свадьбах, но это были не рок- группы а эстрадные оркестры.

- А какой был репертуар?

Танцевальная музыка. В основном мелодии наших популярных песен и танцевальные твист и шейк.

-Вокалисты были в составе?

Вокалистов не было, поскольку очень сложно было достать хоть какую то аппаратуру. Исполнялся только инструментал и только в живую.

- Давайте обратимся к "Серебряным струнам". Расскажите, как вы туда попали?

Мои друзья по двору и бывшего школьного оркестра пришли ко мне вместе с Юрой Айзеншписем, и Юра предложил мне работу. Группе нужен был нужен барабанщик. На следующий день мы сели в такси и поехали в Тулу. Я работал в группе всего одну поездку.

-Откуда ваши друзья знали ЮА? Какие условия он вам предложил?

Мои друзья учились в муз училище при консерватории и там, возможно, они пересеклись с Айзеншписем. Он пришел прямо ко мне домой и, переговорив со мной, что надо играть, мы поехали в Тулу. Я даже не знал никаких условий, я просто был счастлив, что меня берут на работу. После был репетиционный момент, потом группа поехала по Тульской области с концертами. Закончив концерты по Тульской области, группа отправилась на гастроли на Кавказ. По срокам это был один месяц Баку и месяц Тбилиси. После этих гастролей я уволился и поступил на работу в МОМА.

- Кто персонально входил в состав? Какой был репертуар? Вы лично официально были оформлены в филармонии?

Конечно, я был оформлен официально. Попробую перечислить состав: Юрий Ермаков -соло -гитара,Валерий Сироткин- ритм -гитара, Игорь Гончарук- бас, Аркадий- клавишные и Удалов Борис ударные. Что касается репертуара, то практически все песни в исполнении нашего вокалиста (Альберт Баяджан) и группы был сплошной зарубежный репертуар.

- Айзеншпис тоже был оформлен официально?

Айзеншпис был официальным директором и администратором коллектива. На всех концертах всегда были полные аншлаги, и публика принимала нас очень тепло и восторженно.

-Вы месяц работали в Баку или по окрестностям тоже?

По окрестностям тоже конечно работали. В Азербайджане кроме Баку работали в Кировабаде и Сумгаите, а в Грузии выезжали в Гори на родину Сталина- это примерно 80 км от Тбилиси. Работали даже утренники по воинским частям.

- Работали сольные концерты или сборные?

Сольные.

-Вы знали, что основу вашего ансамбля составляли музыканты группы "Сокол"?

Конечно, знал.

- А почему из него в Тулу подались только Ермаков и Гончарук, а двое других не поехали?

Я не в курсе, что у них там произошло, но до меня уже в "Серебряных струнах" работал другой барабанщик, как сейчас помню, Илья Нарижный.

-Приглашение от Айзеншписа было в 1967 году, а месяц помните?

20 октября 1967года я был уже оформлен ( судя по записи в трудовой книжки), а 2 января 1968 года я уволился. Я точно не помню, но и остальные ребята уволились тоже, и Айзенцпис набрал ребят из Баку. Кто потом работал в Струнах, я не знаю.

- А почему все уволились?

У Айзенцписа был конфликт с вокалистом Альбертом Баяджаном. Aльберт был психически нездоров, у него было много фобий. Это всех раздражало, и постоянно были конфликты.

- А почему было бы не проще избавиться от него и продолжить работу?

Возможно, новая команда так бы и поступила, но там случилось другое, Айзенцпис связался в Баку с подпольными дельцами и его осудили на 10 лет. Насколько я помню, что после этого "Серебряные струны" вообще перестали существовать.

- Старая команда уволилась из филармонии, а Айзеншпис остался с Баяджаном?

Насколько мне известно, новая команда была не поющая, значит, они просто аккомпанировали Альберту, но я могу и ошибаться, ведь прошло почти 50 лет. Я думаю, что Айзенцпис так и остался администратором коллектива.

- А почему ваша команда ушла от Айзенцписа?

Как говорят, не сошлись характерами, нюансов я не знаю.

- Все ребята одновременно уволилась из Тулы или каждый сам по себе уезжал?

После гастролей на Кавказе уволились все.

- У Айзеншписа был конфликт с Баяджаном, но уволились вы, а он остался с ним. Так?

Они ругались, но Айзеншпис деловой человек, и он понимал, что без Альберта коллектив не может существовать.

- Разве Баяджан был такой важной фигурой? Аншлаги собирал он или ансамбль?

Альберт, как вокалист, был высокого уровня, и публика принимала его на ура, но и группу принимали очень восторженно, Я думаю 40 на 60 в пользу группы.
Кстати, Альберт дружил с югославским с певцом Джоржем Марьяновичем, по тем временам был очень популярен в СССР, и когда он приезжал на гастроли, то он дарил Альберту кассету с записей своего концерта. Альберт исполнял много песен из репертуара Марьяновича.
От автора

Много позже Юрий Айзеншпис написал книгу, где в том числе рассказал о работе в Туле.
Продолжение