Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


XI Международный фестиваль эстрадной песни "Сопот-71"

февраль 2022

2

Лещенко говорит, что его заменили за неделю до конкурса, Кодряну говорит, что за две. Думаю, что они ошибаются оба. Решение о замене было принято, минимум за месяц. Иначе, она бы не смогла не только репетировать с Фельцманом, но и даже оформить все документы на поездку. Возможно, окончательное решение было принято после возвращения Пахоменко из Болгарии.
Мария Кодряну.

Вот как о поездке на фестиваль рассказано на сайте М.Кодряну:

Мария проводила летний отпуск в Ялте. Отдыхая на пляже, вдруг услышала по местному радио: "Певица Кодряну из Молдавии, срочно зайдите в радиорубку!". Через минуту она держала в руках телеграмму из ЦК ЛКСМ Молдавии, в которой ей предписывалось срочно вылететь в Москву, в Министерство культуры.
Заместитель министра встретил ее в своем кабинете словами:
-Деточка, поедешь в Сопот, вместо Лещенко, будешь петь "Балладу о красках".
Мария оторопела, - А можно я спою что-нибудь другое, знакомое, из своего репертуара? Ведь времени на подготовку всего две недели осталось, Лещенко - то уже целый год репетирует, три аранжировки сменил - попыталась возразить Мария.
-Не советую, деточка, спорить. Пой, что говорят.
Первую десятиминутную репетицию с полным составом оркестра Кодряну устроили только уже в Сопоте...А в Москве репетировали немного под !баян!, да на дачу к Оскару Фельцману Марию возили, где репетировали под рояль. Там, во время одной из репетиций, Мария потребовала изменить у песни финал, который был и коротким, и сразу громким и "кричащим", - ну не может мать, - убеждала Мария Фельцмана, - увидев своих живых, но седых сыновей, сразу "закричать", "завопить", наоборот, она оцепенеет, замрёт, ей горло перехватит от ужаса. Так в финале появилось это неожиданное пианиссимо, переходящее в душераздирающее форте, в котором было всё, - и смертная горечь войны, и радость возвращения любимых сыновей. Фельцмана так потрясла эта находка Марии, что у него на глазах выступили слёзы.
Аранжировка же была готова только к отлёту, ноты привезли прямо к трапу самолета. Причина тому банальна, но по тем временам весьма обыденна, - просто... аранжировщик запил, только и всего, правда, в череде всех организационных "накладок" это даже и не выглядело чем - то необычным, скорее наоборот, гармонично "дополняло", придавало всему происходящему некую "завершенность" и "красоту" формы. Запивший аранжировщик и ноты в последний момент, к трапу... Подготовка шла в спешке и суматохе и более безобразной организации поездки на фестиваль трудно и представить.
Весь Сопот был обклеен плакатами Льва Лещенко, а для Марии Кодряну плакаты сделать не успели, их напечатали сами поляки только в последний момент.
И все же Мария тогда спела, вытянула. Более того, Мария Кодряну получила звание Лауреата за лучшее исполнение политической песни. Запомнились ей странная атмосфера, царившая в жюри, чехарда при голосовании, намеренное занижение и завышение оценок с целью вытянуть "своих". Дошло до нелепости - лауреатом стал какой-то африканец, которому все завышали оценки, что бы перебить конкурентов. В результате перестарались и, нечаянно, лауреатом стал другой.


Тут, конечно, присутствует изрядная доля фантазий, но в целом оценить ситуацию можно.
Заместитель министра, который её встретил, это, наверняка, Кухарский В.Ф.
Утверждение, что до конкурса она ни разу не репетировала с оркестром песню "Балладу о красках", сомнительно. С ней вместе ехал Юрий Васильевич Силантьев- главный дирижёр Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. С нашим участником дирижер ехал впервые.
Это была одна из реализованных претензий, высказанных в адрес Министерства культуры по итогам неудачи в Сопоте-70. Тогда в газете "Советская культура" безымянный Журналист писал:

... почти все выступавшие здесь (на Сопоте-70 прим. автора) приехали со своими дирижерами, ансамблями или в худшем случае пианистами-репетиторами. Те, кто посылал Галину Ненашеву на конкурс в Польшу, об этом не позаботились.

Для конкурса 1971 года эту проблему решили. Именно Юрий Силантьев дирижировал польским оркестром, когда Мария Кодряну выступала. Песня "Баллада о красках", безусловно, очень эмоционально мощная, не может оставить равнодушным русского человека, но для развлекательного фестиваля в Сопоте, где присутствует разношерстное международное жюри, этот аргумент не играет никакой роли. На мой взгляд, песня эта мужская с изрядной долей пафоса и Кодряну она не подошла. В итоге на международном конкурсе песни Мария Кодряну ничего не получила.
Эту песню потом пели многие, но мне лично больше всего нравится исполнение Иосифа Кабзона.

Для участия в "польском дне" Кодряну приготовила песню "Дай мне мир", за которую получила приз Центрального совета профессиональных союзов Польши (CRZZ = Centralna Rada Związków Zawodowych).
31 августа 1971 года в газете "Советская культура" появилась заметка "Песни Сопота". В ней в частности говорилось:

Солистке Молдавской государственной филармонии Марии Кодряну ... присуждена премия Совета Профессиональных союзов Польши за лучшее исполнение общественно-политической песни.


От фирмы грамзаписи "Мелодия" в этом фестивале впервые принял участие белорусский ВИА "Песняры", который так же, как и Лещенко стал лауреатом Четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1970 году.
Это было вообще первое участие советского ВИА в Международном конкурсе.

Владислав Мисевич в своей книге "Я роман с продолженьем пишу..." так поведал об этом событии:

... "Мелодия" в рабочем порядке, безо всяких согласований, заявила "Песняров", своего лидера продаж, на конкурс фирм грамзаписи. Об этом факте нас просто поставили в известность.Настолько молниеносно всё это произошло- настолько же спокойно мы и восприняли известие. А чего париться, если тур на конкурсе всего один, тематической привязки песен нет-бери лучшее из своего репертуара, аппарат в Польше наверняка покачественнее. Сложили инструменты в футляры- и готовы! Да ради такого выезда за рубеж налегке можно и несколько часов экзекуции от пенсионеров в райкоме партии потерпеть ( а они тогда, в первый раз, вдоволь над нами поизмывались!).

"Песняры" в Сопоте.
Фото из книги В.Мисевича "Я роман с продолженьем пишу..."

Выступление "Песняров" в Сопоте не получило никаких наград. Белорусский фольклор на развлекательном эстрадном конкурсе не встретил понимания.
Однако Леонид Борткевич в своей книге "Песняры" и Ольга" писал:

Кстати, в Сопоте после опроса английской прессы именно «Песняры», к удивлению музыкального мира, по популярности заняли среди эстрадных ансамблей второе после «АББА» место. И тогда на ансамбль посыпались, как из рога изобилия, зарубежные приглашения — Европа, США, Африка, Азия, Латинская Америка... Но все они застревали у чиновников...

Вот яркий пример постсобытийных фантазий.
Кто и зачем в польском Сопоте мог проводить опрос английской прессы?
Кто эти люди, которые в музыкальном мире Англии 1971 года могли знать и слышать "Песняров" (которых и в СССР еще не везде знали) настолько хорошо, чтобы обеспечить им такое высокое место?
И главное.
Откуда в Англии 1971 года могли знать про "АББА", если это название появится только 2 года спустя, а известным за пределами Швеции квартет станет только в 1974 году после конкурса "Евровидение-74"?



Сопот-71 опять подтвердил свою "женскую сущность". Из шести призовых мест на обоих конкурсах, все они были заняты певицами. А в звуковом журнале "Кругозор" №11 за 1971 год написали:

Я сомневаюсь, что кто-нибудь хотел бы лишить себя удовольствия не только слушать, но и смотреть на прекрасных девушек, которые ежегодно выступают в Сопоте, таких, как приезжавшая в Польшу испанка Кончита Баутиста или же победительница нынешнего года болгарка Паша Христова и англичанка Саманта Джонс, не говоря уже о черноволосой польке Здиславе Сосницкой или советской певицы Марии Кодряну.
Окончание