Фирма грамзаписи "Мелодия"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Чужая "Мелодия"-2.

июль 2021.

1

В 2020 году я подготовил материал о пластинках "Мелодии", на которых были записаны зарубежные исполнители. И вот 2 июля 2021 года мне пришло письмо от Юрия Долгова, в котором он развивал и значительно дополнял эту тему. Ниже публикую это письмо целиком с разрешения автора.

Добрый день, уважаемый Валерий!

Прежде всего хочу выразить Вам и Вашим коллегам по сайту "ВИА Эра" огромное спасибо за то, что вы делаете. Это всё так нужно всем нам, знающим музыку и понимающим толк в ней людям, особенно в сегодняшние дни! Как будто на машине времени переносишься туда, в безоблачные 70-е! Или вот, как Анатолий Алёшин пел в песне "Старое кино" - наступает "...тёплая усталость после старого кино...".

Я, просмотрев материалы в рубрике "Чужая мелодия", решил её основательно дополнить. Списочек получился "мама не горюй". Сегодня закончил собственно раздел "Диски", а разделы "Архив популярной музыки", "На всех широтах" и "Всем, кто любит песню" были закончены мною ранее. Остался только один раздел, который, пожалуй, самый большой и трудоёмкий, - "Миньоны". То, что было ещё в музыкальном журнале "Кругозор" я, пожалуй, не осилю, да и Бог с ним. Итак глаза разбегаются, такой огромный перечень дисков зарубежной эстрады у нас выпускался на "Мелодии" до 1992 года! И это всё без учёта исполнителей из социалистических стран, я намеренно их не включил. Кроме того, много чего было издано до 1970 года, я решил этого тоже не отражать, потому что пластинок у меня тех вообще не было, ведь моя эпоха винила началась только в 1973 году.

Поскольку большая часть работы мною сделана, решил отправить Вам эти материалы, чтобы Вы и Ваши помощники их просмотрели, и по возможности разместили на сайте, потому что это многим будет очень интересно! Раздел "Миньоны" будет готов где-то не раньше, чем через месяц. Потом его тоже Вам пришлю.

Теперь о себе. Родился я в феврале 1963 года в городе Усолье-Сибирском Иркутской области. С 1965 года мы жили в Иркутске. А в 1970 году переехали на Украину, где я и обитаю уже 51 год. Как я уже писал, моя музыкальная жизнь началась осенью 1973 года, когда мы купили радиолу "Ригонда". Жили мы тогда в городке Краснограде Харьковской области, тысяч 30 населения, 100 км до Харькова, 70 км до Полтавы и 120 км до Днепропетровска. Одной из первых наших пластинок была тухмановская "Как прекрасен мир", где песня Любовь - дитя планеты меня сразила наповал, конечно же голосом Лермана!

В отделе грампластинок городского универмага у нас работала мамина хорошая знакомая, так что с пластинками у нас проблем не было никогда. У меня были старшие сестра 1957 г.р. и брат 1960 г.р., именно они вначале пополняли нашу коллекцию. А я реально начал этим заниматься в начале 1975 года, в неполные 12 лет. Помню, наколядовал на Старый Новый год рублей 10-15, и все деньги потратил на пластинки-миньоны. Стоили пластинки тогда довольно дёшево: 60 коп. - гибкий миньон, 70 коп. - винил моно, 85 коп. - винил стерео. Моно-гигант стоил 1-90, стерео - 2-15. Я набрал кучу всего - Весёлые ребята, Самоцветы, Ариэль, Поющие сердца, Коробейники, Добры молодцы, что-то такое… С тех пор я так и делал - экономил на школьных завтраках, летом где-то работал с месяц, когда-никогда просил у родителей, и всё тратил на неё, любимую. Сестра моя, учась в ПИСИ (Полтавский инженерно-строительный институт), тоже регулярно привозила пластинки, потому что в областном центре они всегда появлялись раньше на 2-3 месяца, чем у нас. В конце концов, к лету 1980 года, у нас дома собралась огромная коллекция винила. И всё это было роздано по глупости, подарено кому-то, потому что мы тогда переезжали в Николаев, это во-первых, а, во-вторых, у меня тогда в возрасте 16-17 лет были уже другие приоритеты в музыке - западный рок и Воскресение. Да чего уж говорить об этом…

Ухажёр и будущий муж моей сестры Гали, Сергей, как-то в начале 1977 года привёз из Полтавы несколько бобин с записями западных групп. Как сейчас помню, привёз двойной Лед Зеппелин 1975, два альбома Дип Пёрпл 1974, Пинк Флойд 1973/75, Грэнд Фанк 1973/74, Юрай Хип 1973/74, два альбома Иглз 1976 (Отель Калифорния и Лучшие хиты 1971-75), двойной Элтон Джон 1973, Род Стюарт 1975/76, Демис Руссос, Би Джиз и т.п. А получилось так, что его однокурсник-меломан Валерий имел в Полтаве знакомого моряка, который, приходя из рейса, сдавал ему диски по хорошей цене. Тот делал себе нулёвую запись на бобины ORWO (ГДР), а затем толкал диски, имея себе при этом хорошую разницу. Сергей же потом делал себе первую запись с нулёвки, конечно, уже на отечественную ленту Свема или Тасма, но в принципе они тогда были очень даже хорошими.

Короче, привёз Серёга музон, а слушать не на чем. Ну, взяли у соседа на пару дней Маяк 001, а дальше что? Месяц уговаривали маму, чтобы дала денег, тогда отец мой в январе 1977 уехал на 3 года в Нигерию работать по контракту. Любовь к музыке победила, и мы с братом купили Юпитер 202 стерео, с усилителем Арктур 001 и хорошими динамиками. С этой поры у меня в жизни, кроме пластинок с нашими ВИА (и не только), появились и бобины с шикарной западной музыкой. Другого источника западной музыки, чем Сергей из Полтавы, у меня тогда ещё не было. Но отмечу, что оттуда почти всегда был такой свежак, и такие группы, про которые в нашем городке вообще мало кто знал - Who, Mud, Guess Who, Yardbirds, Procol Harum, Gentle Giant, Supertramp и т.п.

О концерте Весёлых ребят. Получилось так, что я случайно попал в Харьков на их концерт в конце 1977 года, т.к. должны были ехать Галя с Сергеем. Но сестра сильно заболела, и поехал я. Честно скажу, был разочарован. Не тем, что концерт был плохой, нет, всё было замечательно!
Когда весной 1975 года у нас появился диск "Любовь - огромная страна", я сразу влюбился в голос Лермана, остальные голоса меня почти не интересовали (я тогда вообще понятия не имел, что это поёт именно Лерман, хотя конверт пластинки у нас был с фотографиями участников). Потом диск Тухманова "По волне моей памяти" появился летом 1976, опять этот голос в Сердце, человек этот уже вроде как в Добрых молодцах. В общем, я ехал на концерт с надеждой его увидеть и услышать, этот известный голос неизвестного мистера Х. А его нету там... Облом получился!
Не постеснялся спросить про этого певца у незнакомых мне старших ребят с пластинками ансамбля (видно, брали автографы), и наконец-то получил ответ на интересующий меня вопрос, что Саша Лерман уже свалил за бугор, и ты его больше никогда не увидишь. И совет мне - посмотреть фильм "Афоня", где он поёт. Потом ещё я несколько месяцев ждал этого фильма по телеку. В общем, вспомнить смешно. А в 1978 я, послушав диск "Дружить нам надо", отметил для себя, что голоса там (Алёшина и Гатауллина) настолько великолепны, и так они вдвоём спеты! На концерте этого, конечно, не было, там как-то они больше пели в отдельности, да и Роберт Мушкамбарян ещё много чего пел.

Весёлые ребята - моя первая любовь в ВИА. А Лерман и Алёшин - это вообще любовь на всю жизнь. После КПМ были миньоны с песнями Если любишь ты, Варшавский дождь, На Земле живёт любовь и т.д. А на ЛОС Лермана уже полно. Это сейчас я уже понимаю, что без голосов Алёшина и Пузырёва, их бэков и подпевок Лерману, диск был бы намного тусклее. Кстати, в песнях Качели и Это Москва очень много слышно Алёшина. Ушёл Алёшин в 1979, почти капец! Но пока в Весёлых ребятах оставался Гатауллин, коллектив мне ещё хоть немного был симпатичен. Как только же ушёл Игорь, любовь прошла... Потому что для меня, любителя ВИА и рока, такой вот дешёвый, однообразный синтпоп был как-то неинтересен.

Вторая большая любовь в ВИА - Ариэль. Про них я прочитал в начале 1975 года в каком-то молодёжном журнале, наверное, в "Студенческом меридиане", как о лауреате Всероссийского конкурса артистов эстрады 1974 года. Через пару дней приобрёл первый гибкий миньон Ариэля с песнями Отдавали молоду и Орган в ночи. Долго не мог врубиться, что же это за музыка такая навороченная... Но голоса Гурова и Ярушина, конечно же, сразу поразили моё сердце. Ну, а когда мы купили их первый гигант (примерно осенью 1975), я вообще офонарел, такие там шедевры! А "Русские картинки" и "На острове Буяне" - это вообще сказка! Переслушивал по нескольку раз, чтобы понять и прочувствовать все эти навороты-перенавороты прогрессив-фолька. И вообще, Ариэль - это гордость России, потому что они из Челябинска, это никак не Москва, и не Питер, это Урал, истинное сердце Родины. Когда в конце 70-х я услышал у кого-то на бобине Обращение к России, очень долго не мог оторваться от такой неземной красоты слов и музыки!

Третья любовь в ВИА - это Цветы, Саша Лосев. 1973-74 годы. И, казалось бы, ну что такое два миньона, семь песен? А запали так глубоко в душу! Сашу жалко более всего, такой талантище, такой вокалище! Я пластинки Красных маков всегда покупал, не задумываясь, исключительно из-за него...

Теперь русский рок. Вначале влюбился в Воскресение. Ансамбль мы впервые услышали 31 декабря 1979 года. Получилось так, что мы, десятиклассники, впервые решили встретить новый 1980 год всем классом дома у одной девчонки. А у неё старший брат учился в институте Губкина в Москве, и он как раз привёз только что записи Воскресения. Никто про них ничего не знал, хотя Машина времени тогда уже года 3 у нас была на слуху (меня она как-то вообще не цепляла, да и постоянный плагиат Макаревича очень отталкивал, - я очень любил Грэнд Фанк, знал много их песен, в т.ч. Heartbreaker, и когда услышал песню Солнечный остров, сразу же понял, с чего она тупо снята... А когда услышал Синюю птицу от Машины, сразу же вспомнил мажуковскую Нашу биографию, - безбожно передрал её Макаревич, вот же сволочь, даже не подшаманил!).

Послушали мы Воскресение и улетели сразу в астрал, ну такой же крутой музон! Вещи Музыкант, Я сам из тех, Ночная птица и Когда поймёшь умом лично мне сразу понравились, и вокалом (Сапунова), и мелодией, и игрой, особенно клавишных (Кавагоэ). Ну, а вещь Кто виноват - это вообще шедевр! Там поёт Романов. Конечно, мы тогда не знали, кто это такие, и т.д. Узнал я про них уже в институте на 1-м курсе. Так что Воскресение, равно как и Аракс, Ариэль, Весёлые ребята и Цветы, - это моя любовь на всю жизнь!

И наконец, Аракс. Замечательные были три миньона с Юрием Антоновым, но причина любви не в этом. Весной 1981 года я приехал к подружке из Одессы в Киев, и мы пошли на концерт Аракс. Думал, вот увижу Юрия Антонова, а там такое... Антонова нет, зато есть Алёшин! С первых аккордов песни Этот мир снов и грёз я утонул в этом драйве, в этом мощном тяжёлом саунде. А Дороги наши разошлись меня вообще сразили наповал! Вся команда настолько профессиональна, все музыканты - нету слов, просто виртуозы! Подобного коллектива в СССР никогда до этого не было, с таким составом музыкантов, да и потом уже не было никогда! Вот. А Алёшин меня вообще настолько поразил своим мощным и красивым голосом, я даже это не передам приличными словами! Голос у него просто ох-енный!!!!!!!

К сожалению, в 1979 году источник моей западной музыки иссяк, тому были объективные причины, - Сергей, муж моей сестры Гали, закончил институт, и т.д.
В 1980 я поступил на кораблестроительный факультет ОИИМФа (в этом институте, на минуточку, учились Ильченко и Жванецкий). Я, конечно, привёз десятка три-четыре кассет с записями всего того, что у меня было дома на бобинах. Соседи мои по комнате в общежитии, тоже любители рока, что-то своё тоже из кассет привезли. Весело, конечно, было! Мы со своим другом спорили без конца, доходило не раз до мордобоя, так кто же всё-таки лучше, Лед Зеппелин (говорил я) или Дип Пёрпл (говорил мой друг), Воскресение (я) или Машина (друг).

И вот весной 1981 мы подружились с Димой из Кишинёва, нашим однокурсником. Это было всё! Музон наилучший по тем временам! Дима регулярно привозил бобины с записями Йес, Кинг Кримсон, Джентл Джайнт, Алан Парсонс, ЭЛО, Стоун Зе Кроуз, Уайтснейк, Форинер, Сурвивор, Стикс, Канзас, Раш, Кэмел, Караван. Парень серьёзно, со школьных лет, занимался рок-музыкой и дисками, имел целую комнату-студию дома, в трёхкомнатной квартире в центре Кишинёва! Дима просто собрал году в 1978 немалый стартовый капитал (мать - еврейка, а отец - украинец и высокий партийный работник в Кишинёве), что позволило ему всё это обустроить, и начать покупать винил на муз. рынке. Этот винил копировался на бобины Agfa, Basf и им подобные. Потом диски перепродавались, и так по кругу! А поскольку Кишинёв был недалеко от границы, проблем с музоном никаких не было, были бы только бабки!
Мы много раз были у Димы дома, и я, как знаток рока, всегда что-то там советовал Димону, и он меня за это очень ценил. Кстати, насчёт наших споров. Дима всегда был для нас авторитетом во всём, и не только в музыке. Так вот он, бесспорный знаток рока, нас с Сергеем рассудил только лишь двумя фразами: 1) Цеппелины лучшие, они творцы нового, и поэтому вечные, а Дипурпле - уже почти коммерция; 2) Воскресение - таланты до мозга костей, а Машина времени - тупые подражатели западу, клише. В общем, до середины 1985 года у нас была самая передовая западная рок-музыка! На шару (почти...)!
К сожалению, Дима ушёл в 2007... В возрасте 44 лет. На операционном столе, как легендарный Фрунзе. Обычная язва с сердечными осложнениями...
Нет уже в живых и мужа моей сестры Сергея. В декабре 2019, обширный инфаркт, в Симеизе. Умер ранее, в 2018, и его дружбан Валера в Полтаве...

Если говорить о западной музыке, то я люблю, безусловно, Лед Зеппелин (хард-рок). Это вообще, на мой взгляд, вершина всей рок-музыки (любой)! Чуть ниже для меня Пинк Флойд (рок-психоделия), Кинг Кримсон, Йес и Джентл Джайнт (прогрессив). Также люблю хороший поп или диско (Би Джиз, Тич Ин, АББА). Обожаю ретро-музыку 30-40-х годов - Чиквита, В парке Чаир, Голубая луна и т.п. Из классической музыки предпочитаю Сергея Рахманинова. Это есть монолитная фундаментальная музыка, очень сложная и, одновременно, очень красивая! Это всё у него - ностальгия, тоска по Родине, любовь к России, т.е. всё то, что сейчас испытываю я, находясь волею судьбы в чуждой мне, по духу и сердцу, стране...

В 1987 году мы переехали из Николаева в Бучу Киевской области. Тогда уже пошла тема компакт-дисков, я вначале активно записывался на кассеты в студии. В 1990 году купил себе проигрыватель Вега 122, и с тех пор начал усиленно собирать компакт-диски. Насобирал уже тыщи полторы. Теперь уже лет 10 не собираю, да и слушаю музыку дома и в машине, в основном в формате МР-3.

Музыки в мире хорошей так много, что слушать всё - не переслушаешь! А жизнь не вечна... Поэтому мне просто жалко тратить своё время на прослушивание современной музыки, рэпа и хип-хопа, я в подобной эрзац-музыке совсем не разбираюсь.
К счастью!
На этом всё. Надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество.
СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Долгов Юрий. 01 июля 2021 года.

Материалы подготовленные Юрием:

1. Музыкальный калейдоскоп (1964-69).
2.Всем, кто любит песню (1968-70).
3.На всех широтах (1974-76).
4. Диски зарубежных исполнителей (1970-91):
1970-1975
1976-1980
1981-1985
1986-1991
5.Архив популярной музыки (1987-89).
6.Инструментальная музыка (1970-91).