Олег Иванов

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Тогда были определенные правила игры.

(июль 2013)

3. "Сябры".

3

Олег Иванов.

-И тут Вы пишите свой очередной хит «Олеся»?

Одновременно с выходом пластинки с песней «Горький мед» в 1978 году я написал песню «Олеся» на стихи Анатолия Поперечного. Я ее писал конкретно для ансамбля «Песняры». Показал ее на ТВ в редакции народного творчества, редактору Ольге Молчановой. Она высоко оценила эту песню, но сказала, что у «Песняров» есть песня с таким названием, Игоря Лученка. Вряд ли они возьмут в репертуар вторую «Олесю». И посоветовала отдать ее молодому коллективу из города Гомеля «Сябры». Готовый, профессиональный коллектив, но у них пока нет песни, то есть узнаваемого хита.

-И как Вы передали им песню?

Я оставил ноты и сделал запись в студии на пленку. Авторское исполнение под фортепиано. Ольга им это все отправила. Где-то осенью 1978 года она впервые прозвучала в передаче «Шире круг».

-Хочу спросить, как стихи Поперечного попали к Вам?

В начале лета 78 года мы с моим знакомым поэтом Николаем Зиновьевым пришли в ЦДЛ, в ресторан. Навстречу нам выходит Анатолий Поперечный. Николай нас представил друг другу и первое, что мне сказал Поперечный это:
- У меня есть для Вас песня!
Присели на кушетку. Он достал бумагу, карандаш (не ручку – карандаш!) и написал мне текст.

-Тогда в «Сябрах» еще работал Валентин Бадьяров?

Да, конечно. Он был музыкальным руководителем. Да и потом еще долго работал С ним делали еще песню «Глухариная заря». Хотя, аранжировку сделал клавишник Николай Сацура. А потом «Родная деревня», Колдунья», «Белое облако» на стихи Рождественского, очень здорово они сделали. Это все при Бадьярове.

-А когда Вы познакомились с участниками ансамбля «Сябры»?

На записи «Олеси» и познакомился. Я приехал в Москву на эту запись. Помню, что писали на четырехдорожечный магнитофон. До этого писали на двухдорожечный.

-Вы для «Сябров» написали песен десять?

Песен 35-40.
Вообще «Сябры» для меня счастливый билет. Практически все, что я писал и показывал, «Сябры» исполняли. За исключением единичных случаев. Там были удачи, были относительные неудачи, но исполнялось почти все. Что я отнес бы к удачам? Конечно же, «Олеся», «Глухариная заря», «Завалинка», «Печки-лавочки», «У криницы» и «Родная деревня». Считаю, что эти шесть песен попаданием в десятку. Не дали развернуться (до сих пор не понимаю почему?) песне «Лесная колдунья». Она появилась в начале 1980 года и пошла на радио, но потом резко ее убрали. Кто это сделал? Зачем? Не знаю…

«Колдунья, мое ты сердце расколдуй.
Колдунья, лесная сказка наяву…»

Песня была сделана в джаз-роке, может даже в стиле фьюжн.

Олег Иванов, Анатолий Ярмоленко и Николай Сацуро.

-Все Ваши песни пел Ярмоленко?

Нет. Например, «Белое облако», которое я считаю тоже удачной песней. Ее исполнял Владимир Шалько.
Понимаете, работая с «Сябрами», я рос и как композитор. Я им писал песни, а они меня учили другим вещам. Например, яркое баянное вступление к песне «Завалинка» написал клавишник Николай Сацура. У меня этого не было. И послушав, я понял, что это замечательная находка. И еще многим моментам меня научил тот же Николай. Я редко выписывал такие моменты в песнях, как вступление, переходы и прочее. Хотя, если взять «На чем стоит любовь», то отыгрыш в середине песни это я написал. Или в песне «Тебе все равно» в припеве я прописал голосоведение. Но это бывало нечасто. А после работы с «Сябрами» я стал полностью «оформлять» песню.
Кстати говоря, есть композиторы прекрасные аранжировщики, делающие песни от и до. Например, Давид Тухманов или Александра Николаевна Пахмутова. А есть композиторы и аранжировщики и звукорежиссеры. К этому числу относится Александр Зацепин. Но таких единицы.

-Вы помните тот конфликт в «Сябрях»?

Да, был конфликт, но мне не хочется это вспоминать. Очень болезненная тема. Скажу только, что я в том конфликте принял сторону Валентина Бадьярова. Ведь Валентин сделал аранжировку песни «Олеся» и таким образом определил стиль «Сябров» на долгие годы.
Валентин собрал группу, пригласил известного гитариста Валерия Цакадзе из Ленинграда, будущего участника «Верасов» и «Песняров» Владимира Стамати, прекрасного барабанщика, одного из лучших в СССР, Владимира Болдырева. Я написал для них восемь песен на стихи Харитонова, Рождественского и Некляева. Был записан альбом на фирме «Мелодия». Я считаю, что альбом не получился, то есть получился, но экспериментальный.
Бадьяров со мной никогда не согласится, он считает этот альбом колоссальной работой. У меня же другое мнение. Ни одну из этих песен не запел народ, да и никто не помнит их. А это говорит о многом.
Я очень благодарен Толе Ярмоленко. Он мудрый человек и понял мою позицию. Мы все обсудили, он всё принял и …мы продолжили нашу человеческую дружбу и нашу работу.
Помню, значительно позже, ближе к концу 80-х, написал для «Сябров» песню «У криницы». Я был на гастролях в городе Рубцове Алтайского края и мне прямо в гостиницу позвонил Толя Ярмоленко и сказал, что на их концертах эта песня идет на ура. Решили, что надо записывать на ТВ. Прошел эфир и песня стала хитом.

-Да, «Сябры» - это Ярмоленко. Любой человек на просторах СНГ это может сказать.

Безусловно. У него с годами не потускнел голос, он узнаваем. Анатолий – это личность очень большого масштаба. Выходит на сцену не только певец с приятным голосом, но прежде всего выходит личность.

Олег Иванов,Алеся и Анатолий Ярмоленко.

-Вы участвовали в 1978 году в фестивале молодежи на Кубе?

Да, участвовал. Перед отъездом был концерт перед всей нашей делегацией. Мы, композиторы, исполняли свои песни под фортепиано. Помню, что Жора Мовсесян тогда впервые представил свою песню «Куба далека, Куба рядом». А я представил песню «Олеся». Когда я сказал второе ее название «Девушка из Полесья», в зале началась овация. Оказывается, так отреагировала белорусская часть делегации. А когда закончил петь, то возникла пауза секунд в семь-восемь. Думал, провал. Но потом сумасшедший шквал аплодисментов…
Туда плыли четырнадцать дней, обратно – шестнадцать. И весь теплоход пел «Олесю» и «Горький мед».
Кстати, за пару лет до этого я был в составе делегации, которая ездила в Румынию. Были Олег Янковский, Евгений Киндинов, кто-то еще из актеров. Мы давали совместные выступления. Я исполнял две своих песни, в том числе и «Путь» на стихи Кольцова. Исполнял в стиле фолк-рок. И румынская публика принимала на ура. Очень серьезный прием был, принимали как рок-музыканта. Я помню, каково было удивление Олега Янковского…

-В культурной программе Олимпиады-80 участвовали?

Нет, в это время я находился в Новосибирске. А еще раньше, в 72 году случилась неприятная история. Я должен был участвовать в составе творческой делегации, сопровождающей наших спортсменов на Олимпиаду в Мюнхен. Но областной комитет ВЛКСМ ответил на запрос, что Иванов не сможет поехать. То ли занят, то ли болен. Тогда такое было частым явлением.

-Помимо работы с «Сябрами» с кем довелось поработать в начале 80-х?

Целый альбом под названием «Ташкентская легенда» я написал для узбекского ансамбля «Садо».

-Солисткой там была Азиза?

Одной из солисток. А ведущей солисткой на тот момент была Кумуш Раззакова. Руководителем был Владимир Барамыков.
Лев Ошанин написал пьесу в стихах, посвященную Ташкентскому землетрясению 1966 года. Музыку он попросил написать меня. Пьеса была поставлена в Ташкентском русском драмтеатре им. Горького. Все музыкальные номера исполнял в пьесе ансамбль «Садо». Позже была записана пластинка на «Мелодии». Песня с этой пластинки «Счастье первому дому» стала очень известной. Даже лауреатом «Песни года» стала. Первый куплет в этой песне поет Кумуш Раззакова, а второй – Азиза. Кстати, третьей солисткой была Мила Романиди.
Продолжение