Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


самое важное – это качество песни.

(январь 2019)

3

Константин Тарасов и Олег Митяеев.

-Какие песни были первыми аранжированы?

«Как здорово», «В осеннем парке», «Самая любимая песня»… Я каждый день что-то делал. И это была очень необычная техника аранжировки, по крайней мере, для бардов. Много элементов джаза. И на это сразу стали обращать внимание. Олег многих спрашивал, как им нравится такое решение – все одобряли.
Я понял, что у нас что-то получается. И тут я сделал решительный шаг – уволился из ЦК комсомола и поехал в Челябинск оформляться в филармонию. В моей трудовой книжке после записей «Инструктор ГК и ЦК Комсомола» появилась запись – «Артист разговорного жанра Челябинской филармонии». На тот момент у них не было другой ставки, и меня оформили как артиста разговорного жанра. И только спустя какое-то время меня перевели на ставку концертмейстера.
После моего появления в Челябинске, мы сразу поехали на Ильменский фестиваль авторской песни. Выступили очень удачно. Все друзья Олега стали моими друзьями. Перспективы вырисовывались очень интересные.
Дальше Олега пригласили на концерты по санаториям юга, потом в круизы на корабли. Мы с ним ежедневно делали по одной-две песни. Стал накапливаться серьезный репертуар. 2-го сентября мы вернулись из этих поездок: я – в Москву, Олег – в Челябинск. И на нас обрушился просто вал приглашений на концерты. Положенные 54 концерта в месяц от филармонии мы отрабатывали за пару недель, а дальше шли кооперативные выступления.
Вспоминается такой факт. Я занял в Москве довольно крупную сумму для поездок, чтобы ни в чем не нуждаться. Так вот, после первых же гастролей по нефтяным месторождениям Тюменской области, когда я вернулся в Москву, то сразу отдал этот долг и еще осталась приличная сумма на жизнь. В общем, все складывалось очень хорошо.
Забегая вперед, скажу, что только лет через десять все это мне надоест. Очень много было мелкой работы: концерты, концерты, концерты… А мне хотелось что-то нового, интересного, участия в каких-то крупных проектах. Плюс накопились какие-то человеческие проблемы. Нам стало вместе некомфортно. Мне приходилось очень многое исправлять. Где-то текст, где-то мелодию. Например, Олег придумывал очередной мотив, но я его останавливал, говоря, что такой-то кусок напоминает что-то из уже записанного. Чем больше росла наша слава, тем проще становились песни. Постепенно моя фамилия стала исчезать из афиш, потом из визиток…
Так все и закончилось…

-Митяев к тому времени перебрался в Москву?

Мои знакомые уезжали в Израиль и недорого продали ему трехкомнатную квартиру.
В 1991 году мы уволились из филармонии и стали работать только на себя. И хотя, концертов по-прежнему было много, мы все-таки смогли записать несколько совместных пластинок.

-Какая была первой?

«Давай с тобой поговорим». Мы записали этот альбом на студии наших друзей. Очень красивая, хорошая работа получилась. Вторым был альбом с песнями Визбора «Теперь толкуют о деньгах». Я много всякого придумывал, но не все пригодилось тогда. Зато позже эти все задумки пригодились в «Песнях нашего века».
Константин Тарасов и Олег Митяеев.

-Третьим альбомом был на немецком языке Lieder und poesie?

Это был немецкий концерт.

-В Германии были большие гастроли?

С 1991 по 1996 по нескольку раз в год. У нас там жили друзья, которые и устраивали концерты. Иногда, когда здесь не было особой работы, я по два-три месяца жил в Германии, по согласованию с Олегом.

-На концерты приходила русскоязычная публика?

Не только. Тогда был огромный интерес ко всему русскому, мы это чувствовали. Мы даже были пару раз на национальном радио Дойче Велле на прямом эфире, и нам заплатили большие деньги заучастие. Но потом интерес стал очень резко угасать.

-Следующим альбомом был «Письмо из Африки»?

Это концерт в Йоханнесбурге. В Южной Африке мы были два раза в 94 и в 96 году. Это тоже через Германию. К нам подошел человек, представился, и сказал, что у него есть возможность устроить нам концерты в ЮАР. Мы согласились. В концерте участвовал переводчик. Он объявлял название песни, рассказывал краткий смысл. И мы пели.

-Вы вместе с Митяевым еще два альбома записали?

Да, «Светлое прошлое» и «Лето – это маленькая жизнь».

-Заглавную песню альбома «Светлое прошлое» записал и ансамбль «Ариэль», в таком немного джазовом стиле. Вы слышали это исполнение?

Слышал, но я не назвал бы это джазом. У джаза другие задачи. Эстрада, хорошая эстрада. Но с формой они не очень угадали.

-Музыканты «Ариэля» тоже входили в число друзей Олега Митяева, которые стали вашими друзьями?

Конечно. С Валерой Ярушиным мы живем недалеко друг от друга, часто общаемся. С челябинскими ребятами реже, но тоже бывает.

-Напомните, пожалуйста, что за история была с двумя песнями Митяева, которые записал Михаил Шуфутинский?

На одном из челябинских концертов Олег подарил кассету со своими песнями Михаилу Шуфутинскому. Тот взял пару песен и стал исполнять, записывать, снимать клипы. Поменял названия песен: «Соседка» стала «Ночным гостем», а «Француженка» - «Парижанкой». Причем, не указывая автора. А мы тогда давали много различных интервью. И вот в одном из них, Олег, как обычно, в своей простецкой манере заявил, что вот, мол, поет и автора не называет, и даже спасибо не сказал. И спустя какое-то время к Олегу приезжает Евгений Кобылянский. Передает Олегу то ли 500, то ли 1000 долларов, и просит подписать бумагу. Олег подписывает. И после этого Шуфутинский везде стал говорить, что рассчитался с Митяевым за эти песни. Конечно, это лукавство. Эти песни принесли Шуфутинскому в творческую копилку довольно много. Но такое было время. Кстати, именно тогда я познакомился с Женей Кобылянским. И мы поддерживаем отношения до сих пор.

-В записи альбома Олега Митяева «Крепитесь, люди, скоро лето» вы уже не принимали участие?

Это первый альбом, который был записан без меня. Но для приблизительно половины песен аранжировки, даже заготовки, делал я. И записывались они в моей редакции, усиленные оркестром. Кстати, у нас с Олегом были записаны две пластинки с применением синтезированного звука.

-Мне кажется, что альбом «Лето – это маленькая жизнь» был пиком вашего совместного творчества?

Согласен. На этом альбоме были просто чудесные аранжировки, сделанные вместе с Александром Прокоповичем. Кроме того, несколько песен были с моей музыкой.

-«С добрым утром, любимая», например. Очень удачный кусок из музыки Андрея Петрова к фильму «Берегись автомобиля»?

Я взял цитату из этой музыки для прохода. 15 секунд. Тогда все бурлило и летело. Писалось и игралось очень легко.
Могу вспомнить такой эпизод. Мы с Олегом поспорили по поводу одной аранжировки и я предложил следующий вариант. Олег приглашает музыкантов, и они с ним делают эту песню. А я на два дня исчезаю из Москвы. И уехал к друзьям на дачу. Через пару дней я появляюсь и предлагаю вернуться к дискуссии по поводу аранжировки. Но Олег мне говорит, что даже показывать не будет мне тот вариант, записанный с профессиональными музыкантами. И мы продолжили работу.

-Еще в этом альбоме выделяется песня «Вечная история»?

Тема стихов, на мой взгляд, была навеяна начинающимися отношениями Олега с Мариной Есипенко. Аранжировка получилась неплохая. Мы с Сашей Прокоповичем даже вставили несколько музыкальных цитат из классики.

-А кто придумал заключительную фразу про Банк Империал?

Это Олег придумал. Просто от балды ляпнул, да так и оставили.

-Вы наблюдали за процессом написания песен Олегом Митяевым? Насколько легко у него получалось?

Садился и писал. Еще Окуджава нам говорил, что работать нужно каждый день. Олег так и делал. Но Олег не музыкант, и моя роль заключалась в том, чтобы четко выверять музыкальную сторону, чтобы не было повторений, похожести. Знаете, у группы «Любэ» есть песня «Дорога»? В конце этой песни вставлен (сознательно или нет) кусок из песни Мокроусова «Я знаю, друзья, что не жить мне без моря…». Так вот такого рода моменты мне и приходилось исправлять, так как их было много. А вообще творчество – это всегда озарение. А озарение это чей-то знак свыше. Процесс творчества не должен быть процессом вымучивания. Это своего рода подключение. Как будто кто-то водит твоей рукой. А над людьми, которые назначили себя, например, бардом, и вымучивают что-то из себя, Бог может и посмеяться.

-В следующих пластинках Олега Митяева вас что-то зацепило?

Пожалуй, две песни. Это «Алыкель» и «Жизнь замечательных людей».

-«Жизнь замечательных людей» замечательно (простите за тавтологию) исполнила группа «Доктор Ватсон»?

Да, с музыкантами из этой группы я дружу. К сожаленью, недавно ушел из жизни бывший участник коллектива Игорь Браславский. Очень хороший певец. С «Доктором Ватсоном» я записывал некоторые композиции, когда они делали альбом, посвященный авторской песне. И даже было одно выступление по ТВ. Они пели, а я на заднем плане играл на гитаре.

-Вы упомянули клавишника Александра Прокоповича?

Мы познакомились на свадьбе Вадима Мищука. Я был свидетелем, а Саша там играл. Мы пообщались, и я предложил Саше поработать с нами в студии. Первый альбом, записанный с ним – «Светлое прошлое». А уж к записи «Лето – это маленькая жизнь» у нас уже было полное взаимопонимание. Я писал контрапункты, он точно их оформлял, понимая, где должен быть контрапункт оркестровым, где с сольным инструментом. Повторюсь, тогда все катилось. Даже был такой факт. Нас пригласили поучаствовать в спектакле Театра Маяковского, посвященного 100-летию Маяковского. Я написал пять номеров для спектакля за один день. Потом этот спектакль возили в Италию, и он получил очень положительные отзывы от самых маститых режиссеров.
Хочу заметить, что я никогда не был театралом. Не стремился на подмостки, но при этом знаком с большим количеством артистов. Так же я никогда не работал серьезно в эстрадных коллективах, но при этом почти всех знаю из этого направления. Все это удивительно осознавать. При всем при этом моя душа принадлежит авторской песне.

-Были клипы на некоторые песни с альбома «Лето-это маленькая жизнь», где вы играли милиционеров?

Клипы были сняты на песни «С добрым утром, любимая» и «Лето – это маленькая жизнь». Нам очень помогла Галина Хомчик, которая тогда работала на телевидении. Она выделила рабочую группу, которая все это снимала, и сама выступила режиссером.

-В начале 90-х по ТВ однажды прошла программа «Восемь мужчин под одним абажуром». В ней вы с Митяевым исполнили очень интересную песню «Марк Шагал»…

Да была такая программа с участием бардов. Были Берковский с Богдановым, Бережков, Бачурин и другие. Мы исполнили несколько песен, в том числе и эту.

-Эта песня не принадлежит перу Митяева?

Музыку написал Виктор Берковский на стихи Роберта Рождественского. Мы ее исполняли на концертах. Да мы много исполняли песен других авторов, и народные песни тоже.

-Когда вы познакомились с Митяевым, его супругой тогда была Марина Митяева. Она тоже автор-исполнитель?

Марина очень интересный и тонкий бард. У нее очень добротная музыка и поэзия. В Челябинске в то время она входила в определенный круг бардов, с которыми и выступала. Запомнилось, что ее почти не поддерживал Олег. Если бы он ее поддержал, то возможно у нее была бы другая судьба. Уже после того, как они расстались, Олег все-таки помог ей выпустить альбом, который прошел совершенно незаметным. Но это можно назвать поздним извинением с его стороны.

-Вы написали несколько популярных песен. Хочу спросить, как была вами написана песня «Ольга», и как она попала к Маркину?

Эта песня была написана в середине 80-х по просьбе одной барышни, которую звали Ольга. Шли мы, молодые и счастливые, по улице, и она в шутку предложила мне написать такую песню. И я как-то очень легко написал. Эта песня была довольно популярна в моем круге. А в 1994 году нас с Олегом Митяевым пригласил отметить свое 35-летие Володя Маркин. Торжество происходило на корабле. Были приглашены и другие артисты – Антонов, Макаревич, группа «Квартал»…. Помимо выступления с Олегом, я исполнял еще три свои песни. Аккомпанировала мне группа «Квартал». Среди этих трех песен была и «Ольга». Подошел Володя Маркин и попросил разрешения спеть «Ольгу». Я, разумеется, разрешил. Но самое обидное, что я не получил за эту, не побоюсь этого слова, популярную песню ни копейки. А все из-за того, что мы с Олегом отдали все свои права на песни проходимцу Шульгину.

-Еще про одну песню хочу спросить – «Ты живешь на облаках». Ее записала Екатерина Гусева?

Автор стихов этой песни Александр Вулых. Однажды он заехал ко мне и показал три новых стихотворения, явно песенных, как он выразился. Одним из них было – «Ты можешь превратиться в дождь». Мне очень понравились стихи, но чего-то для песни не хватало. Саша пообещал переработать. И получились стихи «Ты живешь на облаках». Решили предложить Алсу, но ей песня не понравилась. Тогда я ее сам записал, чтобы не потерялась. И через какое-то время мне позвонила Катя Гусева и попросила разрешения исполнять ее. Я разрешил. Мы даже ничего не подписывали, никаких договоров.
И записала Катя ее очень здорово, причем не в одном варианте, а в нескольких. Мне особенно нравится ее исполнение в передаче «Что, где, когда». Там просто изысканная джазовая обработка. В Интернете есть эта запись. Надо сказать, что Екатерина Гусева поет все лучше и лучше. И ее нынешний вокал мне очень нравится.
Сейчас у меня есть для Кати еще одна песня, называется «Скажи, художник». К ней проявляет большой интерес руководство Детского хора, но я вижу ее в исполнении именно Кати.
А «Ты живешь на облаках» в моем исполнении я разместил в альбоме под названием «Калейдоскоп». Вообще, я в нем собрал песни разных исполнителей. Маркина, Митяева, Хомчик и другие. Сам я исполняю как свои песни, так и песни Юрия Визбора. Получился такой немного эстрадный альбом. В широкой продаже его не было, но когда я езжу в США, то обязательно беру несколько десятков дисков, и они разлетаются в один момент. Кстати, еще один диск, который там прекрасно продается, это «Разрешите вам напомнить о себе», состоящий из песен Визбора. Мы с Сашей Прокоповичем наложили на голос Юрия Иосифовича наши музыкальные обработки. Получилось 16 песен. Из них 6-7, считаю, очень удались.

-Если говорить о Визборе, то это неисчерпаемый родник. Вам понравилось исполнение Варварой Визбор песни деда «А зима будет большая»?

Именно это выступление мне понравилось. Но как она поет другие песни своего деда или песни Высоцкого, мне совершенно не нравится. Да и наше сообщество не признает манеру исполнения Варвары. Оно, можно сказать, вызывает отторжение. К тому же, со многими Варвара конфликтует.
Человеческий фактор. Часто об этом рассказываю. Я бывал в Переделкино у Окуджавы. И когда выходил от него, мне казалось, что выходил от посланника небесного. Был настолько просветленным, что казалось вышел из храма. Булат Шалвович был настолько прост и точен в своих суждениях, и я понимал истоки этой простоты. Но сейчас это не нужно, сейчас мир принадлежит глянцу и гламуру, под который все подстраиваются. А это абсолютная бесовщина. Цивилизация, но не от бога. Отсюда доблестью считается, что можно кого-то обокрасть, и это называется бизнесом. Да что тут говорить!

-Не у всех такое мнение о Булате Шалвовиче…

Люди, которые не ищут чистоты, с испачканной душой, они всегда его будут обгаживать. Понимаете, это борьба цивилизаций, цивилизаций цифры и души. А славянская цивилизация - это цивилизация души. Но ее всегда хотели разорвать, раздербанить. Вспомните, что творилось в 90-е у нас, а сейчас мы это видим на Украине. Я считаю и всегда буду считать, что встреча с Окуджавой – это одно из лучших событий моей жизни.
Окончание