Валерий Колпаков.
"Лауреаты".
( апрель 2020, март 2024)
1
От автора.
Был ли ВИА "Веселые ребята" лауреатом каких-то эстрадных конкурсов, как об этом утверждает афиша, сегодня уже никого не волнует. При любом раскладе его популярность это никак не затронет. И его вклад в историю ВИА Эры нисколько от этого не уменьшится.
Это был великий коллектив в истории культуры моей великой страны.
Концертная афища 1988 года.
|
Я занимался вопросом "лауреатства" в русле общей истории этого ансамбля. В процессе работы выяснилось, что его официальная история сильно расходиться с фактами, но при этом оказалась, что реальная история интересней вымышленной.
К ней и обратимся.
На сегодняшний момент официальная информация об их лауреатстве выглядит следующим образом:
-В 1968 году ансамбль «Весёлые ребята» стал первым ансамблем этого жанра в СССР, удостоенным звания лауреата Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение молодёжной песни и I премии, что способствовало официальному признанию поп- и рок-музыки в СССР. В 1969 году ансамбль был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса и I премии, на лучшее исполнение советской песни.
(
Википедия)
А теперь заглянем в Историю.
Первые сведения об участии ансамбля в эстрадном конкурсе находим в журнале "Кругозор" 1973 №3:
"Спустя полгода, в ноябре 68-го, "Веселые ребята" становятся победителями Первого всесоюзного конкурса молодежной песни, посвященного пятидесятилетию комсомола."
Журнал "Кругозор" 1973 №3.
|
Статью написал известный советский музыкальный критик
Аркадий Петров. Именно с его слов эта информация попала в публичное пространство и дошла до сегодняшнего времени. Откуда он её взял легко можно догадаться, конечно же, от П.Я.Слободкина.
В 1979 году в газете "Московский комсомолец" появилось
интервью с П. Слободкиным, где ему был такой вопрос:
-Ансамбль участвовал в эстрадных конкурсах?
Да, конечно. В 1969 году в Москве мы стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады, получив на нем первую премию.
Шли годы.
"Пришли иные времена, взошли иные имена".
В 2007 году в Сети появился некто Иван, который представился главным администратором по концертной работе Центра Слободкина и пообещал информацию из "первых рук" по истории ВИА "Веселые ребята".
Загадочный "администратор" сразу вызвал определенные подозрения.
Как же так?
Человек всего полтора месяца работает у Слобдкина, да еще в должности "главный администратор по концертной работе". Когда же он сам-то успел изучить "правильную историю" ансамбля, да еще на основе документов, чтобы утверждать, что "много материалов не соответствуют действительности и не подкреплены ни какими документами"?
Забегая вперед скажу, что в дальнейшем вся информация от этого "администратора" ни разу не была подтверждена никакими документами.
Однако, он предложил помочь с нужной информацией по истории ВИА "Веселые ребята" и это было воспринято аудиторией с восторгом.
Среди прочего он написал по поводу лауреатства ансамбля "Веселые ребята" следующее:
Здесь уже фигурируют два конкурса 1968 и 1969 годов. Все попытки расспросить "администратора" Ивана и ряд других персонажей из этой же серии по поводу какой-то фактической конкретики об этих конкурсах натыкалась на стену молчания. Это вызывало обоснованные подозрения и сомнения в достоверности этих фактов.
Однако подтвердить их или опровергнуть было довольно хлопотно.
Но вот редакция газеты "Культура" (бывшая "Советская культура") сделала большое общественно значимое дело: она выложила в свободный доступ оцифрованный
архив своих номеров, начиная с 1929 года. Это позволило уточнить и понять многие вопросы связанные с тематикой нашего сайта.
Наконец, дошла очередь и до внесения ясности в "лауреатскую" эпопею. Чтобы быть максимально объективным я решил изучить все значимые
эстрадные конкурсы, проходившие в СССР с 1960 года. Для этой цели газета "Советская культура", бывшая, в то время, органом Министерства культуры СССР, подходила, как нельзя, лучше.
Я внимательно изучил и выложил историю эстрадных конкурсов до 1987 года включительно. И могу смело утверждать, что не в 1968 году, не в 1969 году ВИА "Веселые ребята" не был лауреатом эстрадных конкурсов.
Более того, в
1968 году Всесоюзного конкурса молодежной песни не было.
Так же не было в
1969 году Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни.
Мне могут возразить, что газета "Советская культура" освещала на своих страницах не все конкурсы, проводившиеся на территории СССР. Да, это так, она писала о наиболее значимых. Политика газеты в этом вопросе была следующей.
Самыми важными и масштабными были Всесоюзные конкурсы, в них участвовали артисты со всей страны. Организовывали их Министерство культуры СССР и ЦК комсомола. Эти конкурсы газета освещала всегда.
Следующими по ранжиру были Республиканские конкурсы, в которых участвовали артисты конкретной республики. Организовывали их республиканские Министерства культуры и ЛКСМ союзных республик. Об этих конкурсах газета тоже писала всегда, но в меньшем объеме.
Дальше уже шли краевые, областные и прочие конкурсы, которые организовывались территориальными Управлениями культуры. Вот об этих мероприятиях газета информировала выборочно.
Возвращаясь к ВИА "Веселые ребята". Согласно их официальной версии, все их победы достигнуты во Всесоюзных конкурсах, о которых не могло не быть информации на страницах газеты.
В сентябре
1970 года ВИА "Веселые ребята" был заявлен от Москонцерта для участия в Четвертом всесоюзном конкурс артистов эстрады, но в итоге от него отказался в пользу одного из своих солистов Юлия Слободкина, который в итоге стал обладателем 3-й премии.
Почему Павел Слободкин отказался от участия в конкурсе?
У меня есть на этот счет своя версия, но прежде чем я её изложу, сделаю небольшое отступление, которое будет касаться сольных концертов.
Зачем вообще эстрадные артисты стремились получить сольный концерт?
Главной причиной были -деньги.
Каждый артист имел концертную ставку (стоимость своего разового выступления в рамках одного сборного концерта в одном отделении). Сольный концерт конкретного артиста состоял из двух отделений и соответственно эта концертная ставка удваивалась. А кроме того, право на сольный концерт позволяло много работать и быть очень мобильным в плане организации концертов на стороне.
Например, отработав два положенных концерта в одном месте небольшой эстрадный коллектив (ВИА) быстро перемещался в новую ближайшую точку, где опять давал два законных концерта и один-два не вполне законных концертов. И так "молотил" целый месяц, зарабатывая огромные по тем временам деньги. Это называлось "чесом", и было возможным только в рамках небольшого популярного коллектива с правом сольного концерта.
Получить право на сольный концерт было неимоверно тяжело. Тем более, неизвестным артистам. Тут существовала определенная последовательность. Начинающий артист тарифицировался (получал концертную ставку) в своей концертной организации (в данном случае в Москонцерте) и там же получал право на номер (разовое участие в концертной программе). Далее при успешной работе он мог претендовать на сольное отделение в сборном концерте (то есть, на половину концерта из двух отделений). Однако разрешение на сольное отделение может дать только Министерство культуры союзной республики ( в нашем случае Минкульт РСФСР), а сольный концерт в двух отделениях может дать и только в исключительных случаях Министерство культуры СССР по ходатайству Министерств культуры союзных республик и по представлению Государственной тарификационной комиссии при Министерстве культуры СССР.
Столь трудно достижимое право на сольный концерт объяснялось довольно просто: всем концертным организациям СССР свои популярные исполнители с правом сольного концерта были не выгодны экономически. С правом сольного отделения были выгодны, а с правом сольного концерта, нет.
А теперь вернемся к "Веселым ребятам" 1970 года.
Ещё в октябре 1969 года ансамбль получил право на сольное отделение. Первые гастроли с правом сольного отделения были 28 октября 1969 года в Волгограде.
1969 год.
|
Дальше перед Слободкиным встала задача получить сольный концерт.
Подавая заявление на участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады от Москонцерта, Павел Яковлевич, наверняка, рассчитывал получить звание Лауреата конкурса. В то время было подобный успех был очень значим и довольно редок.
К 1970 году только два эстрадных ансамбля имели такие звания: ансамбль Дружба" стал обладателем 1 премии на Втором Всероссийском конкурсе артистов эстрады
1962 года, а вокальный квартет "Гайя" получил в
1966 году 1 премию на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской песни.
По этому же пути хотел пойти и Павел Слободкин. Однако, в последний момент он отказался от участия в конкурсе.
Почему?
Потому что Слободкин не был уверен, что удастся получить 1 премию. А Павел Яковлевич всегда был очень тщеславным человеком и никаких других мест иметь не хотел. Если почитать его достижения в жанре советской эстрады (даже те, которых в реальности не было) то там всегда будут фигурировать только первые места в конкурсах или, на худой конец Гран-при. Единственный раз, когда его устроило второе место- это был "конкурс в Ливерпуле".
Забегая вперед, отметим, что его опасения были не напрасными. В итоге на конкурсе первая премия не была присуждена никому.
И вот чтобы подстраховаться от подобного случая руководитель ВИА "Веселые ребята" сделал умный тактический ход: он передал право ансамбля на участия в конкурсе своему солисту Юлию Слободкину, справедливо рассудив, что тому, занять любое из трех призовых мест, будет много легче. Таким образом, став Лауреатом конкурса, он получит право на сольное отделение. А поскольку Юлий Слободкин работал внутри коллектива, то "Веселые ребята", таким образом, получили бы возможность работать сольный концерт только своим составом.
И эта комбинация была реализована. По итогам конкурса в вокальном жанре первую премию не присудили никому. Даже
ВИА "Песняры" заняли только второе место. А вот Юлий Слободкин смог получить одну из трех третьих премий, а с ней и сольное отделение.