Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

"Дорогой" товарищ, Смольный!

июнь 2024 г.

1
Посвящается Сергею Львовичу...




На канале ТВЦ показали очередной фильм на тему "тайны советской эстрады"- "Миллионы из-за кулис". В его основу положена судебная история знаменитого советского концертного администратора, режиссера и артиста эстрады Эдуарда Смольного, которого почему-то в фильме называют импресарио.

Я уже обращался к этим событиям в 2018 году, когда излагал историю злоключений молдавского ВИА "Норок", который именно Смольный сделал успешным концертным коллективом всесоюзного масштаба.

Нынешний фильм построен на этой моей публикации, но на неё намазали густым слоем откровенные байки и вымыслы, многие из которых рассказаны Борисом Сичкиным в его книге "Я из Одессы! Здрастье!". Однако, пользовались ей довольно вольно, по-своему.
Так, автор утверждает, что на допрос в тамбовскую прокуратуру он приехал 12 декабря 1973 года. С этой сцены начинается фильм, но там дата названа почему-то 12 октября 1973 года.

Среди героев фильма присутствуют еще несколько персонажей из книги Сичкина.
Следователь Терещенко.

В книге Сичкин его характеризуется так:
-Если представить себе огромную, рыжую, плешивую, с острыми зубками, с тупыми садистскими глазками крысу, это будет портрет старшего следователя по особо важным делам Терещенко Ивана Игнатьевича.

Следователь Шичанин

По словам Сичкина:
...следователь Шичанин — тихий, спокойный дегенерат.

Ревизор Беренс.

В книге Сичкина она представлена так:
-Он ушёл, оставив меня в кабинете с одной старушкой. Впоследствии оказалось, что она Беренс, ревизор Министерства культуры РСФСР и профессиональная сволочь, посвятившая свою жизнь делу уничтожения работников культуры.

В кино старушка выглядит подозрительно молодо, но я уже говорил, что авторы фильма любые события, даже происходившие в реальности трактуют весьма вольно.
Впрочем и сама книга Сичкина под завязку набита фантазиями, так что и книга и фильм стоят друг друга.

Основной интригой фильма авторы сделали гадание на тему- кто из высших чиновников Советского Союза мог стоять за громким уголовным процессом по делу тамбовского администратора Э.Смольного и актера Б.Сичкина?
Забегая вперед скажу, что гадание это ни к чему не привело, не отгадали. Однако в процессе этого гадания авторы нагородили кучу нелепых версий, которые даже в теории произойти в таком виде не могли.

Кстати, а с какого перепуга процесс этот назван "громким"?
Кроме тех, кого он касался (а это не больше нескольких десятков человек в стране с населением под 300 миллионов), остальные люди не ведали о нем ничего до самого развала СССР. А после того, интерес пропал у всех.
Нынешний фильм- попытка наделать много шума из ничего. Именно для этого к рядовому событию из прошлого притянули главный женский медийный персонаж в истории СССР Е.А.Фурцеву.

А теперь разберем версии из фильма.

Версия 1. Инициатором компании против тамбовского администратора была министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева.

Обоснование этому в фильме служит следующий сюжет.
В 1973 году на одном из совещаний Фурцева возмутилась алчностью некоторых популярных артистов. Она продемонстрировала список эстрадных исполнителей, которые зарабатывали баснословные суммы на левых концертах.
-Рассказывают, что на том самом совещании Фурцева метала громы и молнии, мол, как это так, я министр получаю 700 рублей в месяц, а некоторые артисты, она ткнула пальцем в список, зарабатывают в два раза больше.
Кто-то из участников встречи ей ответил:
-В том, то и дело Екатерина Алексеевна, что вы получаете, а они зарабатывают.
Эта реплика поразила Фурцеву, но не переубедила её.
Вскоре началась настоящая охота на известных эстрадных исполнителей и концертных администраторов."


Это самый "вкусный" сюжет фильма разбирать его одно удовольствие.

Был такой советский певец Лауреат Сталинской премии Михаил Александрович в 1971 году перебравшийся в Израиль. И вот в книге "Екатерина Фурцева. Любимы министр" приводится фрагмент его воспоминаний:
-В Министерстве культуры вопрос о регулировании заработков артистов ставился неоднократно.
На одном таком совещании, рассказывал Михаил Александрович, Фурцева стала возмущаться «алчностью и стяжательством» некоторых артистов.
— Передо мной список заработков наших уважаемых мастеров, — говорила Екатерина Алексеевна.
— Ну посудите сами, товарищи, разве это не безобразие? Я, министр культуры СССР, получаю семьсот рублей в месяц, а Александрович зарабатывает в два раза больше.
В этот момент встал Смирнов-Сокольский и хриплым голосом воскликнул:
— В том-то и дело, Екатерина Алексеевна, что вы — получаете, а Александрович — зарабатывает!
Эта реплика буквально сразила оратора, Фурцева онемела. У присутствовавших же она вызвала бурные аплодисменты и вскоре стала крылатой. В какой-то мере шутка Смирнова-Сокольского затормозила наступление министерства на артистов-миллионеров. Но ненадолго.


Есть и другая версия этих событий, где уже нет Александровича, а есть один Смирнов-Сокольский.

А если покопаться в Сети, то можно найти другой вариант этого события, где роль Смирнова-Сокольского исполняет Эрнст Неизвестный.

Удивительное дело,казалось бы, один "героический поступок", а сколько набралось претендентов на его авторство. Правильно говорится, у победы много отцов, и только поражение-всегда сирота.
А теперь серьезно.

Я уверен, что подобной ситуации в действительности никогда не было. Это кто-то придумал, а дальше эта байка распространилась, как реальный факт, в среде творческой интеллигенции и каждый желающий при необходимости стал притягивать её в свою биографию. С началом перестройки поток "героев" заметно увеличился, как и версий происходившего.

Это случай очень похож на историю с буквой "Л" в биографии Валерия Ободзинского.

Почему я уверен, что подобного случая с Фурцевой в реальности не было?
Потому что мне уже приходилось разбирать нечто подобное в отношении Фурцевой.
Речь идет о её посещении в 1970 году Апрелевского завода грампластинок.

Не могла Фурцева возмутится тем, что эстрадные артисты на гастролях зарабатывают больше, чем она получает. Она об зтом хорошо знала. Она знала, что заработок артиста зависит от числа его выступлений и чем их больше, тем выше заработок. Подобный порядок сложился до неё и продолжился после неё. Всё это было оформлено и утверждено документами её Министерства и ею самой.
Почему её вдруг возмутили заработки именно эстрадников, ведь в её ведомстве были и другие категории работников зарабатывавшие вполне официально много больше?

Приведу один отрывок из монографии "Государство и культура в СССР: от Хрущева до Горбачева" (автор Белошапка Н. В.):
-В начале 1971 г. Госкомтруд совместно с Министерством культуры СССР и Союзом Композиторов СССР, а также Минфином СССР разработал конкретные предложения по устранению излишеств в выплате авторских гонораров и внесет их в установленном порядке». При этом в записке прилагались сведения о гонорарах ведущих композиторов за 1967 г., согласно которым председателю Союза композиторов СССР Тихону Хренникову был выплачен гонорар в размере 14732 руб., ведущим советским композиторам Дмитрию Шостаковичу - 40468 руб., Никите Богословскому - 15079 руб.
Здесь же были представлены сведения о среднемесячной заработной плате композиторов: Т. Н. Хренников - 1231 руб., Д. Д. Шостакович - 3372 руб., Н. В. Богословский - 1257 руб.78.
В сентябре 1971 г. в ЦК КПСС поступила совместная записка председателя Госкомитета по вопросам труда и заработной платы А. Волкова и министра финансов СССР В. Гарбузова. В документе, в частности, указывалось: «В последние годы действующая оплата труда творческих работников создает условия для необоснованно высоких заработков отдельных творческих работников, что противоречит политике партии и правительства в оплате труда и не способствует созданию высоко художественных и глубоких по идейному содержанию произведений культуры и искусства. Наиболее значительные и необоснованно высокие заработки имеют композиторы, поэты-песенники, концертные исполнители, драматурги, а также некоторые творческие работники, занятые постановкой многосерийных телефильмов.
Так, композитор Бабаджанян на протяжении последних четырех лет получал около 6 тыс. руб. в месяц только за публичное исполнение своих произведений. За этот же период среднемесячный заработок композитора Френкеля составил 2520 руб., Колмановского - 2274 руб., Фельцмана - 2270 руб., Богословского - 1659 руб. Большие выплаты производятся не только авторам произведений, постановщикам и исполнителям, но и наследникам композиторов и драматургов. Например, в 1969 г. наследникам композитора Дунаевского было выплачено более 22 тыс. руб., композитора Островского - более 14 тыс.»...

Исходя из всего вышесказанного, могу смело утверждать, что про происхождение высоких заработков внутри советской культуры Фурцева хорошо знала и возмущаться по этому поводу не стала бы, поскольку сама, как министр культуры СССР, этому и способствовала.

Есть и ещё один аргумент против.
Творческие работники периода развитого социализма были людьми боязливыми, изнеженными. Ярко выраженными приспособленцами и к конфликту с начальством, от которого зависели, были не способны.
Да, они могли в компании себе подобных под водочку ругать начальников и рассказывать друг другу, как надо правильно руководить культурой, но вступить в открытое противостояние с министром культуры СССР никто из них способен не был.
"Бойцов" среди них не наблюдалось.
Привыкшие к большим деньгам и жизненному комфорту никто из них рисковать потерей таких благ не собирался. Все их после перестроечные рассказы о "геройских подвигах"- фантазии.
По этой причине фраза из рассказа Александровича, что
эта реплика буквально сразила оратора, Фурцева онемела. У присутствовавших же она вызвала бурные аплодисменты...
- ничего кроме улыбки вызвать не может.

Однако вернемся в первой версии фильма- "Фурцева против Смольного".

Во всех сюжетах на эту тему Фурцева возмущалась высокими заработками ИЗВЕСТНЫХ эстрадных артистов, но Смольный в этот список точно не входил. Почему же его притянули в этот круг?
Ответ содержится в словах одного "эксперта":
-Конечно, она была царица в области эстрады. Она так видела мир. И если кто-то не входил в эту её концепцию восприятия мира... Естественно, он выпадал... И, естественно, существовали какие-то меры наказания... Видимо, эти меры наказания... касались именно тех, кто не склонял голову к этой царице.

То есть, Смольный не входил в "мир Фурцевой" потому что не склонял перед ней голову, и потому она решила его посадить. Так это следует из фильма.
А как он должен был "склонять голову"?
Упасть при виде её на колени или делиться с ней своими доходами?
Бред какой-то!
Фурцева не была знакома со Смольным, никогда с ним не встречалась, и, наверняка, даже не знало о его существовании.

Смольный работал в Росконцерте- структуре подчиненной непосредственно Министрству культуры РСФСР.
Свою концертную деятельность Смольный осуществлял только в границах Российской Федерации (РСФСР). Все административные наказания он получал от Минкульта РСФСР. Его уголовное дело вела Прокуратура РСФСР. Суд вершили тоже судебные органы РСФСР.
То есть, "союзных" признаков в деле Смольного не видно. Министром культуры РСФСР в тот момент был Николай Александрович Кузнецов. Он был одним из 15 республиканских министров культуры в подчинении у "союзного" министра культуры Фурцевой.

В фильме есть упоминание, что за время следствия над Смольным сменился министр культуры. Вместо умершей Фурцевой (24 октября 1974 года) министром стал Пётр Нилович Демичев.
Однако еще раньше 28 февраля 1974 умер министр культуры РСФСР Кузнецов, которого сменил Юрий Серафимович Мелентьев.
Так что "дело Смольного" "стоило" жизни двум министрам культуры Советского Союза.
Теперь авторы фильма, если задумают снять его продолжение, смогут шире развить эту тему.

В общем версия про Фурцеву, как "заказчика" Смольного не катит.
Окончание