Мелодия.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


Загадка "Мелодии"-2 (проверка на лояльность).

июнь 2025

1

В 1969 году "Мелодия" выпустила пластинку с двумя песнями на английском языке (ГД 0001639) . Авторы песен указаны, а исполнителем назван безымянный ВИА.

Почему же не было указано название коллектива, хотя авторы песен уже давали конкретную подсказку, что это Би Джиз?

До 1973 года СССР не входил в число стран соблюдавших Женевскую конвенцию по авторским правам.
И, соответственно, весьма вольно относился к музыкальным записям, как сейчас бы сказали, недружественных государств.
Такой подход можно было бы кратко сформулировать так:
-Ни цента пиндосам!

По этой причине музыкальные редактора фирмы "Мелодия" использовали в своей работе чужие записи без всякого зазрения совести и с позволения начальства. Как правило, это были иностранные грампластинки, полученные разными путями. Сделать это в Москве было не трудно. Соответственно, всегда в таких случаях редакторам "Мелодии" были известны правильные названия произведений, их авторы и исполнители. Однако, тут возникал рад затруднений.

Прежде чем, иностранные песни попадали на диск их обязательно переводили на русский язык и проверяли на предмет допустимости публичного исполнения. А исполнителей проверяли на антисоветизм (различные высказывания в адрес СССР, участие или неучастие в борьбе за мир, публичная поддержка наших врагов и т.д).
Перевод песен делали довольно быстро, а вот проверка исполнителя была долгой. Со временем был сформирован список лояльных исполнителей, записи которых можно было издавать на пластинках.
Однако на Западе в 60-е годы стала набирать популярность новая музыкальная мода -бит-ансамбли, на которых "Мелодия" могла бы хорошо заработать, если бы проявила большую оперативность.
Вот тут и скрывалась одна из трудностей. Если проверка лояльности отдельного солиста было делом не быстрым, то проверка на лояльность всех участников музыкального коллектива требовало времени гораздо больше. И вот чтобы ускорить процесс появления на советских грампластинках актуальных западных мелодий редактора "Мелодии" нашли удачное решение: если музыкальный коллектив не входил в разрешенный список, то его название на диске не упоминали во избежании ненужных последствий.

Причем такой подход не был придуман на "Мелодии". Еще до её появления, такая практика сложилась на ВСГ.
1963 год.

После создания "Мелодии" к этой практике просто вернулись. Впервые это случилось в 1968 году, когда вышла грампластинка "Музыкальная мозаика" (ГД 000945-6), где были представлены зарубежные мелодии.

В том же году история повторилась на диске "Музыка кино" (ГД 0001115-6).

В 1969 году именно в русле этой тенденции и появилась пластинка Би Джиз (ГД 0001639), но без упоминания его названия.

В 1970 году "Мелодия" выпустила подобный же диск "Мозаика" (ГД 0001919-20).

При этом подход к выбору нужного был довольно осторожным. Как правило, выбирали малоизвестный коллектив, поскольку сама аббревиатура ВИА, да еще зарубежного, автоматически подстегивала спрос на пластинку.
Окончание