Валерий Колпаков.
ВИА "Веселые ребята": чехословацкие гастроли 1971 года.
(январь 2025)
2
В 1972 в ЧССР году вышли четыре "сорокопятки" из восьми песен: две выпустила Supraphon и две OPUS.
Suprafon:
- «Down On The Corner» (J.C.Fogerty – arr. P.Slobodkin)
- «Дом горит» (русская нар.)
- «Горлица» (Олег Иванов)
- «Нет тебя прекрасней» (Юрий Антонов)
OPUS:
- «Нет тебя прекрасней» (Юрий Антонов)
- «Первая любовь» (Сергей Дьячков- Онегин Гаджикасимов)
- «Записка» (Сергей Дьячков- Онегин Гаджикасимов)
- «Рыбацкая песня» (Олег Иванов- Роберт Бернс)
Почему получился такой расклад: записали четыре песни, а вышло на пластинках восемь?
На диски Supraphon попали три песни записанные в ЧССР: «Down On The Corner», «Нет тебя прекрасней» и «Горлица». Четвертая "Дом горит" была выбрана редакторами фирмы из присланных ранее московских записей.
Похожая ситуация была с дисками OPUS: «Записка» были записана в Чехословакии, три остальные взяты из записей присланных из Москвы.
Все четыре диска подготовила к печати фирма Supraphon. А затем поделила их между своим заводом в Чехии и заводом в Словакии. Последний, как раз, в 1971 году был выделен из общего состава предприятий Supraphon, и стал основой новой фирмы грамзаписи OPUS.
То есть, OPUS в 1971 году представляла собой только завод грампластинок.
А почему песня "Нет тебя прекрасней" оказалась представлена дважды?
Ответ на этот вопрос дают воспоминания двух участников этой записи:
Петерсон:
|
-В Чехословакии мы должны были записать пластинку. Первое время работа шла с трудом, потому что местные звукорежиссеры всячески нам мешали. Какая-то маленькая ошибочка инструментальная – сразу «Стоп!» Но когда Леня Бергер начал петь «Для меня нет тебя прекрасней», чехи от изумления рты пораскрывали: кто это? Это музыканты из России? Да такого не может быть!
|
Пузырев:
|
- Я помню, что мы записывались в какой-то кирхе, внизу была студия, а наверху сидели звукооператоры. Они очень ехидничали насчет русских музыкантов, но, как только Бергер запел, сразу примолкли...
|
То есть, в исполнении Бергера песня настолько понравился редакторам Supraphon, что они решили сделать её "чешский" вариант, хотя у них уже была готовая фонограмма от "Мелодии".
Ни одну из сделанных в ЧССР фонограмм, Слободкин так и не использовал для выпуска пластинок на "Мелодии". Хотя еще до отъезда на гастроли он имел договоренность с редактором "Мелодии" В.Рыжиковым о подготовки новой пластинки из "чехословацких" записей.
Почему эти готовые фонограммы так и не пригодились?
Издать на пластинке песню "Нет тебя прекрасней" Слободкин не успел. В конце 1971 года, когда "Веселые ребята" вернулись из ЧССР, она уже вышла на пластинке ВИА "Поющие гитары" и гремела по всей стране из каждого окна.
История этой песни
ЗДЕСЬ.
В начале 1972 года ансамбль покинул Леонид Бергер. Причем Бергер поставил Слободкина в известность, что планирует уехать из страны в ближайшее время. По этой причине песню «Down On The Corner» Павел Яковлевич оставил у себя, предполагая переписать её с другим солистом, и только потом издать на "Мелодии".
Что он позже и сделал: после ухода Бергера песня была переписана с новым солистом, а потом вышла на пластинке.
С песней "Записка" произошла другая история.
Была в структуре
ГосТелеРадио СССР радиостанция "Маяк". На её волнах существовала регулярная передача "Запишите на ваши магнитофоны". И вот 2 января 1972 года в этой передаче за № 35 прозвучала песня "Записка", которую предваряли такие слова ведущего:
-Продолжает нашу программу ансамбль "Веселые ребята". Сейчас вы сможете записать композицию Сергея Дьячкова и руководителя ансамбля Павла Слободкина на слова Онегина Гаджикасимова "Записка". Ансамбль "Веселые ребята".
|
Нет сомнения, что фонограмму песни "Записка" привез из ЧССР в декабре 1971 года Павел Слободкин. И он же передал её на Радио для "раскрутки". Соответственно и всю информацию об авторах передал редакторам тоже он.
В реальности Слободкин был только аранжировщиком этой песни и долгое время мне казалось, что редактора радио, готовя передачу "Запишите на ваши магнитофоны" №35, что-то напутали, и им надо было вместо того текста, передать в эфир:
-Музыка Дьячкова, слова Гаджикасимова, аранжировка Слободкина...
Однако много лет спустя в гостевой оф. сайта "Веселых ребят" появилось такое сообщение:
Имя: Валера123 12.06.2016 09:00,
В передаче «Запишите на ваши магнитофоны» (ЗНВМ), которая выходила на радио «Маяк», прозвучала песня «Записка». Песня прозвучала в передаче ЗНВМ выпуск № 35 - от 02 января 1972 года, т.е. фонограмма этой песни уже существовала в 1971 году и её принесли в редакцию для передачи в эфир на всю большую страну.
В эфире были названы такие авторы:
композиция Сергея Дьячкова и руководителя ансамбля Павла Слободкина на слова Онегина Гаджикасимова - «Записка».
=== В Реестре Российского Авторского Общества (РАО) зарегистрирована песня с таким названием –
ЗАПИСКА (ГАДЖИКАСИМОВ ОНЕГИН ЮСИФ ОГЛЫ - ДЬЯЧКОВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ )
=== Прошу ответить:
в) Почему в Реестре РАО не указан автор песни П.Я. Слободкин
е) Подскажите, пожалуйста, всех участников, которые записывали песню «Записка» в 1971 году с указанием инструментов, на которых они играли. Кто солировал и кто был на подпевках. Спасибо
Имя: admin 12.06.2016 19:52,
Уважаемый Валерий, С.Дъячков зарегистрировал эту песню только на себя, ПЯС был в это время на гастролях, а потом не стал ругаться.
В записи песни «Записка», (аранжировка П.Слободкина), участвовали:
ПЯС, Л.Бергер, В.Витебский, В.Избойников, В.Полонский, Ю.Петерсон, В.Фазылов, В.Хабазин.
В вокальной группе пели: Бергер, Витебский, Петерсон, Фазылов.
|
Из этого сообщения явным образом вытекало, что П.Я. Слободкин считал и считает по сей день себя соавтором С.К.Дьячкова в этой песне. Отсюда следовало, что никакой ошибки редактора передачи «Запишите на ваши магнитофоны» в 1972 году не допустили.
Однако, объяснение этого события, представленное на сайте вызывает много вопросов. Например:
-Почему Дьячков должен был зарегистрировать в ВААП (Всесоюзное Агенство Авторских Прав) не только себя, но и Слободкина (даже, если они и соавторы)?
-Почему это не сделал сам Слободкин позднее, вернувшись с гастролей? Ведь регистрировать свои права на произведения должен сам автор, лично присутствуя при этом, и оформляя соответствующие документы подтверждающие его права на произведения.
-Как Дьячков мог в этом случае зарегистрировать Слободкина?
Я думаю, что между Дьячковым и Слободкиным, после возвращения последнего из ЧССР, была достигнута устная договоренность зарегистрировать эту песню на двоих. В итоге Дьячков себя зарегистрировал, а Слободкин почему-то делать это не стал.
Почему?
Между Госконцертом СССР (организатором гастролей в ЧССР) и принимающей стороной от ЧССР в 1971 году был заключен договор, в рамках которого предусматривалась запись грампластинки. Договор был заключен еще до начала гастролей, и по нему советская сторона предоставила чешской стороне готовые аудиозаписи ансамбля с указанием всех авторов.
После сессии звукозаписи, редактора фирмы Supraphon (без всякого участия в этом советской стороны) отобрали из всех имевшихся у них фонограмм понравившиеся им песни и подготовили макеты будущих дисков. Произведения и их авторы, попавшие на диски были оформлены договором между внешнетоговым обьединением "Международная книга" (продававшей за рубеж советские музыкальные произведения) и фирмой Supraphon. В этом договоре у песни "Записка" был только один композитор -С.Дьячков.
В 1972 году четыре диска с этими песнями вышли в ЧССР. На диске с песней "Записка" указан только Сергей Дьячков.
Дальше, вероятно, события развивались так.
Советская сторона получила за них деньги и заплатила участникам записи и авторам. Причем авторы получили гонорар за 8 песен, а исполнители только за 4. Поэтому Юрий Петерсон и считал, что в ЧССР выпустили только одну пластинку с четырьмя песнями (типа нашего миньона).
Так Павел Яковлевич узнал о выходе грампластинок и о том, какие песни попали на них. Даже, если бы он после этого оформил в ВААП свои права на "Записку", то получать авторские из ЧССР, всё равно, не смог бы. В тамошнем договоре, как автор, он не фигурировал. Вероятно, по этой причине он и не стал заморачиваться с "Запиской", но в назидание Дьячкову песню эту издавать на "Мелодии" не стал.
Чуть позже Дьячков "исправился" в песне
"Расставание" (С.Дьячков, П.Слободкин – П.Леонидов), и она на пластинку "Веселых ребят" попала.
Но альянс Дьчков-Слободкин продлился после этого недолго. В второй половине 1972 года Слободкин узнает, что в репертуаре ВИА "Самоцветы появилась песня С.Дьячкова "Школьный бал", которая в их концертной программе неизменно вызывала шквал аплодисментов. Возмущению Павла Яковлевича не было пределов, когда он узнал, что песню эту Ю.Маликову передал сам Сергей Дьячков.
Дело было в том, что песня эта была записана ВИА "Веселые ребята" (солист Л.Бергер) в 1971 году до поездки в ЧССР и готовилась к изданию на "Мелодии". Но поскольку Бергер покинул ансамбль и готовился к эмиграции, Слободкин эту песню придерживал. Он хотел её переписать с другим солистом и выпустить на грампластинке. Так же, как он сделал с песней «Down On The Corner».
Повторить этот вариант с песней "Школьный бал" Слободкин не успел. Маликов его опередил: записал песню в студии и выпустил её на своей первой грампластинке.
Поступок С.Дьячкова стоил ему полного разрыва отношений со Слободкиным. Подробнее об этом
ТУТ.
Ситуацию усугубляло еще и то, что в августе 1972 года
Маликов "сманил" у Слободкина двух важнейших участников "Веселых ребят": солиста Юрия Петерсона и директора коллектива
Михаила Плоткина.
С песней "Горлица" произошла похожая история.
В течении 1971 года фирма "Мелодия" готовила к выпуску несколько пластинок ВИА "Веселые ребята". Часть песен для них уже была записана, а другую часть должны были составить записи, сделанные в ЧССР. Среди прочих на них планировалось записать и несколько песен О. Иванова. В их числе была и "Горлица".
5 ноября 1971 года "ребята" отправились в Чехословакию. А в это время во ДС в Лужниках проходил всесоюзный песенный турнир с участием ВИА "Самоцветы". 7 ноября он закончился и были названы лауреаты. Первое место заняли два ансамбля "Ялла" и "Самоцветы".
Причем последние победили именно с песней "Горлица".
Вернувшись с гастролей об этом узнал Слободкин. Причем, он узнает, что О.Иванов передал его главному конкуренту Юрию Маликову сразу несколько песен, которые уже были в репертуаре "Веселых ребят". Поступок Олега Иванова Слободкин счел "предательством" и исключил из репертуара ансамбля все его песни.
В 1972 году на одной из пластинок "Веселых ребят" вышли сразу два произведения этого композитора "Песня, моя песня" и "Рыбацкая песня". Пластинка эта готовилась еще до отьезда ансамбля на гастроли и потому остановить её выпуск, уже было нельзя. Но больше ни одна песня Иванова на пластинку не попадала.
В 1973 году выходит миньон ВИА "Самоцветы", где присутствовали две песни О.Иванова "Песня, моя песня" и та самая "Горлица".