Валерий Колпаков.
Эволюция истоков.
(2011-2023).
1
Часть 1. Как появился термин "вокально-инструментальный ансамбль".
Предыстория вопроса (июль 2010).
Занимаясь историей ВИА жанра нельзя пройти мимо возникновения самого термина "вокально-инструментальный ансамбль" (ВИА).
В советское время мне найти ответа на этот вопрос не удалось.
С появлением Интернета и связанной с ним доступности информации ситуация мало изменилась, поскольку большинство авторов не затрудняют себя обращением к источникам, а просто переписывают всякую чепуху, которую кто-то успел придумать раньше них.
Наиболее распространенной точкой зрения на эту тему сегодня значится такая:
"сам термин ВИА - "от лукавого", плод фантазии советских идеологов, пожелавших найти нейтральную замену идеологически-вредным терминам "рок-группа" и "бит-группа".
В
"Википедии" на это счет написано так:
"Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки.
Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку «рок-группами» именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть «продукт разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».
Суммируя все вышесказанное: этот термин появился в недрах советской идеологии, которую представляла Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Какой-то партийный функционер придумал это название, чтобы закрыть путь на нашу эстраду идеологически вредным терминам "рок-группа" и "бит-группа".
Абсурдность этого утверждения для меня была очевидна, поскольку не было прецедента, чтобы идеологи КПСС придумали какое-нибудь "правильное" название для хоть какого-то музыкального жанра. До появления ВИА, в СССР появился, куда более вредный, джаз. Его ругали иногда, но никакого другого "правильного" названия ему не придумывали.
Как же это все должно было происходить на деле?
Представим себе такую картину. В Ленинграде возникла группа музыкантов, которые хотят не только играть, но и петь. Руководство филармонии, куда они поступают на работу, в панике. Оно уже предугадывает, что это явление через некоторое время захлестнет страну и подорвет ее идеологические основы, поскольку несет в себе западное разлагающее влияние на молодежь. И чтобы свести его на нет, требуется придумать новое советское название, которое не позволит осуществиться этим коварным планам.
Короче говоря, парторганизация филармонии обращается в горком партии с этой проблемой. Горком обращается в Москву в ЦК КПСС. А кто еще может взять на себя ответственность придумать название новому музыкальному всесоюзному движению? Которого, вообще-то, еще нет. Создается только первый малопонятный и совершенно неизвестный никому коллектив. То есть, еще ничего нет, а в ЦК КПСС должны придумать уже антизападное название. Или хотя бы согласовать это название. Чтобы потом директивно распространить это решение на всю страну. Ибо решения уровня Ленинградского горкома партии не хватит, чтобы принять его к исполнению на территории всех 15 республик. А возможно ли такое, чтобы функционер ЦК в Москве стал придумывать что-то для группы музыкантов из Ленинграда, которые вдруг решили не только играть, но и петь?
Ответ очевиден и не требует долгих рассуждений.
Вот если бы в недрах ЦК было принято решение о создании этого музыкального жанра, то тогда бы и название ему придумали вполне адекватное. Например, "Ансамбль советской песни" (АСП) или "Ансамбль прогрессивной песни" (АПП) или "вокально-инструментальный ансамбль советской песни" (ВИАСП) или "вокально-инструментальный ансамбль прогрессивной песни" (ВИАПП). Вот тут уже можно было бы поговорить на тему идеологии. Но ничего подобного в истории Советского Союза НИКОГДА не было, поэтому подобное утверждение о происхождении термина ВИА выглядит полной фигней.
Потом в 70-е годы "Мелодия" будет выпускать пластинки, где записанные на них (идеологически вредные) западные группы будут именоваться именно ВИА. То есть, наши ВИА и ихние будут объединены в один музыкальный жанр и идеологические расхождения, а так же политическая вражда двух систем никак этому не будут мешать.
Только некоторые из пластинок "Мелодии" с записями Beatles, Blood Sweat And Tears, Chicago, Deep Purple.
|
|
Подобные рассуждения, тем не менее, нисколько не приближали меня к ответу на вопрос:
-Как возник термин "ВИА?
Хотя ответ на него, на мой взгляд, должен был быть тривиальным и легко прослеживался логически. Были до этого вокальные ансамбли, где только пели. И инструментальные ансамбли, где только играли. Когда произошло их слияние, то произошло и слияние названий.
И никакой тут идеологией не пахло и никто это название с КПСС не согласовывал.
Но этому рассуждению требовались какие-то веские аргументы для подтверждения. Желательно от людей имеющих отношение к первым ВИА.
И вот, наконец,несколько лет назад я нашел подтверждение своим предположениям в интервью с руководителем ВИА "Поющие гитары" Анатолием Васильевым:
"- Да, у нас были концертные ставки, нам платили зарплату. И в связи с нами и появился сам термин ВИА - вокально-инструментальный ансамбль. Потому что вначале было непонятно, как нас называть: то ли вокальный ансамбль, но тогда непонятно, ведь они же еще играют, то ли инструментальный ансамбль - так они же еще и поют..."
http://rus.625-net.ru/audioproducer/2005/09/dedushkaroka.htm
Это конечно, подтверждало ход моих рассуждений, но было несколько расплывчато.
Потом меня запутал Василий Борисов (гитарист "Поющих гитар") таким рассказом:
"-...А сама аббревиатура ВИА, обозначившая целый эстрадный пласт, родилась в недрах "Ленконцерта", в бухгалтерии. Чтобы не писать длинную фразу, легкая рука вывела: "ВИА". И уж совершенно точно:
"Поющие" первыми вынесли на афишу словосочетание "ВИА"...
(
http://popsa.info/bio/015/015b-5.html)
Наконец, в мае 2010 года я начал общаться с
Александром Петренко, который написал статью
"Первый ВИА в СССР" (речь идет о ВИА "Авангард").
Естественно, я задал ему и вопрос о происхождении этого термина. Вот его ответ.
Термин ВИА возник из наших предыдущих музыкальных занятий, выступлений и работ. Я как трубач и тромбонист участвовал и выступал в разных инструментальных ансамблях, играя джаз. Параллельно в то время существовали вокальные ансамбли – трио, квартеты. Например, трио сестёр Шмелёвых (кинофильм «Карнавальная ночь»), в Ленинграде квартет, где начинала Мария Пахоменко (фото), сёстры Фёдоровы, и другие. Когда мы стали играть на гитарах и одновременно петь, термин пришёл сам собой, и я предложил его в нашу первую афишу. Но в связи с тем, что мы уехали работать на Украину в Донецк, то и термин и первенство закрепилось за «Поющими гитарами», что в корне неправильно, и я это рассказал и доказал.
Вот и всё.
Термин "ВИА" не только точно выражал суть нового явления в смысловом плане, но еще и оказался очень выгодным в плане финансов. Совмещение в одном лице певца и музыканта позволило платить ему две ставки- вокальную и инструментальную.
Анатолий Васильев:
- Да, и это отразилось и на нашей зарплате (смеётся). Если у музыкантов была ставка тогда 5 рублей, то нам платили уже 7.50 за концерт, независимо от количества зрителей.
В дальнейшем подобная система позволила получать участникам ВИА совершенно сумасшедшие деньги по тем временам. В десятки раз выше средней зарплаты по стране и даже выше зарплаты партийной и советской номенклатуры высокого ранга (например, министра). Это сразу оценили "деловые люди" (руководители ВИА, администраторы и т.д.), от которых зависело развитие нового направления. И именно эта могучая экономическая составляющая нового названия, на мой взгляд, поставила крест на любом возможном изменении названия жанра в угоду моде. Никто бы не согласился терять хорошие деньги в обмен на, как сейчас бы сказали, "понты" типа "бит-группа" или "рок-группа" с неясным будущем в плане тарификации. И не было тут никакой идеологии, только расчет.
Это не означает, конечно, что идеология никак не влияла на новое начинание. Она проявила свое влияние через репертуар. И влияние это не было только отрицательным, как принято сегодня считать. Если профессиональным ВИА через худсоветы ограничили возможность исполнять западную музыку и тем заставили создавать национальный репертуар, то "любители" не стесненные ничем и не мотивируемые обстоятельствами, еще долго были в основном подражателями, а их собственный репертуар был на уровне их же статуса.