Председатель ГосТелеРадио СССР Лапин С.Г. глазами советского эстрадного артиста.
(сентябрь 2025)
Фрагмент книги Нины Бродской "Хулиганка" под заголовком:
«…Пока в стране будут управлять такие люди, как Лапин, мне здесь делать будет нечего».
Тут стоит заметить, что Бродская участвовала в конкурсе не впервые. В 1966 году она приняла участие во
Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской песни, организованном
Министерством культуры СССР, но не прошла первый тур.
В 1968 году он участница
Международного музыкального фестиваля "Золотой олень" в г.Брашов (Румыния) , где никаких наград не получила.
1972
В афише сказано, что Бродская Дипломат конкурса Бухарест-1970. Это не правда.
 |
|
В 1970 году председателем Гостелерадио СССР становится Лапин, который тут же распорядился убрать из Радиокомитета всех, кто «не подходил» в соответствии с пресловутым пятым пунктом. Боже, сколько тогда моих друзей осталось без работы! Людей с большим опытом, музыкантов способных, понимающих. В список неугодных Лапину людей попала и я. Мне закрыли вход на радио и телевидение, а какой артист может просуществовать без средств массовой информации. Вот тогда, чтобы как-то остаться на плаву, я решила принять участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады, чтобы показать многим, в том числе недоброжелателям, что я есть и буду.
|
Дальше было бы любопытно узнать хоть какие-то фамилии уволенных друзей, но в книге об этом не говорится.
Нина Бродская никогда с Лапиным не встречалась и не общалась. Зная об этом, зададим себе два вопроса:
-Откуда она узнала, какие причины были у нового Председателя комитета по Радиовещению и ТВ для чистки старых кадров?
-Откуда она узнала, что попала в список неугодных Лапину?
Ответ на оба вопроса содержится в приведенной выше цитате:
-Боже, сколько тогда моих друзей осталось без работы!
То есть, от своих друзей, которых Лапин уволил. Из приведенной выше цитаты следует, что все уволенные друзья Бродской на Радио и ТВ были евреями, и пострадали именно по этой причине. Так, во всяком случае, они изложили те события для Бродской.
Эти же люди, сказали Бродской, что она (по той же причине) попала в
"Список Лапина", которого в реальности никогда не было.
Применительно к последнему, расскажу историю из личного опыта. В 2015 году я общался Леонидом Бергером и среди прочего спросил его о причинах его эмиграции.
Л.Бергер:
|
Тухманов написал для меня песню «С полуслова, с полувзгляда» и ее сняли для новогоднего огонька в 1971 году на ТВ. Но за несколько часов до передачи мне сказали, что ее вырезали по приказу Лапина. А я очень рассчитывал на эту пеню. И Тухманов, кстати, тоже. Эта песня должна была стать моим творческим стартом. Для меня это было сильное разочарование... Но вот этот Тв облом стал той каплей, которая переполнила чашу, и я решил что - пора. Я знал, что ТВ для меня закрыто. Лапин выпустил закрытой приказ, где был список из несколько человек: Мондрус, Мулерман, Ободзинский… я, которых было запрещено показывать на ТВ.
|
Я спросил Бергера, откуда он узнал об этом приказе Лапина?
Леонид ответил, что ему сказали люди то ли «близкостоящие», то ли слышавшие от «близкостоявших».
На самом деле такого приказа никогда не было.
Снова вернемся к событиям, связанным с чисткой кадров ГТР, якобы, по национальному признаку.
Наверное, среди уволенных было много людей еврейской национальности. Однако, занимаясь давно историей ГТР СССР, я прочитал большое число различных материалов по его истории. В том числе и множество воспоминаний его работников или их знакомых. Некоторые из них упоминали о чистке рядов ГТР СССР с приходом Лапина, но почти никто из них не назвал ни одной фамилии человека, который был среди пострадавших.
Лишь главный редактор Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения Нина Нерсесовна Григорьянц упоминает двоих, которых Лапин отправил на пенсию. Это Николай Петрович Чаплыгин -главный редактор Главной редакции музыкального вещания Гостелерадио СССР и его заместитель Вера Леонидовна Сухаревская. Первый был отправлен на пенсию в 1972 году в возрасте 67 лет, а вторая годом позже в возрасте 70 лет. Кстати, оба евреями не были.
Если бы целью Лапина было бы желание снизить число лиц еврейской национальности в ГТР, то взамен уволенных принимать новых, очевидно, не стали бы. Однако и после прихода Лапина их продолжали принимать на работу. Так, например, известный советский музыкальный редактор Диана Иосифовна Берлин пришла работать в ГТР, как раз, в 1970 году и проработала там дольше Лапина.
А теперь обратимся к свидетельству людей, которые видели все это изнутри.
Анисим Гиммерверт (1932-2014):
Окончил Государственный институт театрального искусства им.А.В.Луначарского в 1961 году. На телевидении с 1967 года. Редактор, старший редактор, зав.отделом, редактор-консультант Главной редакции музыкальных программ ЦТ. Работал над циклами «Голубой огонек», «Песня года», «Политическая песня мира», программами о мастерах эстрады прошлых лет (В.Козин, И.Юрьева, А.Вертинский, Г.Виноградов, О.Строк, П.Лещенко). Автор книги о певице Майе Кристаллинской. Член Союза театральных деятелей.
Он написал очерк
"ПОРТРЕТ НА ФОНЕ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ" , где неоднократно упоминается Лапин. И там есть такой фрагмент:
|
-Лапин слыл не просто антисемитом, а антисемитом воинствующим. Да и воинство он собрал вокруг себя, которое готово было выполнить любое его повеление. Сказал бы устроить погром — оно бы его устроило. Впрочем, погромы эти устраивал он сам. Из телевизионной эстрады были изъяты все «лица еврейской национальности». И неважно, что это были исполнители очень популярные. В передачи не позволялось брать Эмиля Горовца, Нину Бродскую, Ларису Мондрус, Вадима Мулермана, Майю Кристалинскую. Оставался один Кобзон. Лапин ему благоволил — Иосиф Давыдович уже в ту пору мастерски пел гражданские и патриотические песни, чем покорил сердце Сергея Георгиевича.
|
Как видно из этого фрагмента, Гиммерверт тоже считал Лапина антисемитом, но он, почему-то, будучи непосредственным свидетелем, ни словом не обмолвился о чистке кадров ГТР с приходом Лапина. Хотя понять его можно, тогда бы ему пришлось как-то обосновать свою неприкосновенность в тех событиях и свой дальнейший карьерный рост под крылом антисемита.
Антисемитизм Лапина, по словам Гиммерверта, был направлен на удаления из эфира эстрадных артистов- евреев.
Но, почему-то, не всех.
А почему это касалось только эстрады?
Лапин не любил эстраду?
А как же появление с его приходом культовых эстрадных программ на Радио и ТВ, таких, как
"Лейся, песня",
"Трижды три",
"Песня года", "Артлото", "Утренняя почта" и многих других?
Между прочим, Гиммерверт вместе с Леонидом Сандлером придумали на ТВ передачу "Утренняя почта". Как это Лапин им это позволил?
А теперь послушаем другую точку зрения на приход Лапина.
ЕГОРОВ Вилионар Васильевич родился 5 июля 1931 года в г.Ногинске Московской области. Окончил юридический факультет Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова в 1954 году. На телевидении с 1966 года: секретарь парткома, главный редактор ряда главных редакций. Автор документальных фильмов, в том числе: «Хлеб Востока», «Дорогой отцов», «Наша биография»; более десяти книг и учебников по телевидению и радиовещанию: «Теория и практика телевидения», «Телевидение и зритель», «Очерки по истории канадского ТВ», «Телевидение между прошлым и будущим», «Телевидение: страницы истории» и др.Лауреат Государственной премии СССР. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Награжден орденами и медалями России. Доктор исторических наук. Профессор. Был ректором Института повышения квалификации работников ТВ и РВ. Член Союза журналистов.
|
-... в апреле 1970 года председателем Государственного Комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию был утвержден Сергей Георгиевич Лапин, опытный дипломат, журналист и политик. Работая до этого генеральным директором ТАСС, бывая в командировках в Японии, он серьезно изучал природу и особенности организации телевизионного вещания, внимательно наблюдал за работой советского телевидения. Поэтому уже в первые дни на новом месте председатель принял ряд принципиальных решений и шагов, которые во многом оздоровили телевидение, укрепили его организационно. Было сокращено около полутора тысяч работников, которые оказались беспомощны в огромном, открывшемся после введения в строй Останкина, море программ.
|
Из всего выше сказанного следует, что придя в ГТР Лапин в первую очередь занялся омоложением коллектива, а так же очищением его от бездельников и лишних людей. И этот вывод обьясняет причины, почему почти никто из стенавших по этому поводу не называет ни одной конкретной фамилии.
Однако, вернемся к воспоминания Нины Бродской:
В ту пору, когда должен был начаться конкурс, мы были в Тюмени. Горячей воды в номере как назло нет, а тут и морозы. Я сильно простудилась. И надо было так случиться, что в это время я получаю из Москвы телеграмму о начале конкурса. Мы тут же прилетели в Москву, надеясь, что у нас в запасе имеется несколько свободных дней, я смогу отдохнуть и подлечиться, но вдруг раздался телефонный звонок, и нам сообщили, что конкурс начинается сегодня. Мне аккомпанировал тогда ансамбль «Мелодия» под руководством В. Чижика. Слава Богу, не надо было долго репетировать. Сыграли и вышли на сцену. В зале было много артистов...
Я, честно говоря, не помню, как тогда пела, но думаю, что все эти невзгоды, скопившиеся в моей душе — Слободкин, Калинин, Лапин и прочее, — вызвали целый вулкан чувств, которые с болью вырвались на свободу. Когда я подошла к гримеру, меня окружила толпа артистов. Я была счастлива в ту минуту, понимая, что большей благодарности, чем благодарность артистов, не бывает. Но недолго я радовалась. Выйдя в фойе Театра эстрады в окружении композитора Вячеслава Добрынина, его жены Иры и подруги Аллы Пугачевой, я услышала голос моего супруга, который осторожно сообщил мне: «Тебя сняли с первого тура конкурса».
Поначалу я думала, что это — очередная шутка, а потом, убедившись, что так оно и есть, стала понимать и приходить к выводу, что пока в стране будут управлять такие люди, как Лапин, мне здесь делать будет нечего.
|
Приведенный выше фрагмент поставил меня в тупик. Что значит «Тебя сняли с первого тура конкурса»? Никто её с первого тура не снимал. Бродская участвовала в первом отборочном туре, но по решению жюри во второй не прошла. А из приведенной в книге формулировки следует, что Лапин не допустил её к участию в первом туре.
Что за дичь?
Я никак не мог понять, почему свою неудачу на конкурсе Бродская связала кознями С.Г.Лапина?
Пятый Всероссийский конкурс артистов эстрады, проводимый с 29 октября по 13 декабря 1973 года проводило
Министерство культуры РСФСР. В конкурсе приняло участие около 500 артистов, мастерство которых оценивало жюри под руководством народного артиста СССР И.Туманова. Когда были подведены итоги, то первую премию по разделу вокалистов было решено не присуждать- достойных претендентов на неё не нашлось.
В газете "Вечерняя Москва" была опубликована заметка по итогам прошедшего конкурса. В частности там говорилось:
-Не может не огорчать, что такой представительный конкурс не выдвинул, по существу, ни одного нового эстрадного певца, ни одной яркой исполнительницы эстрадных песен.
Ведомство Лапина никакого отношения к организации и проведению этого конкурса не имело. За исключением того, что 15 декабря показало его по 1 программе ТВ, а потом еще повторило по 4 программе. Однако претензии Бродской почему-то направлены не на Туманова или, в крайнем случае, на Министра культуры РСФСР Николая Александровича Кузнецова, а почему-то на Лапина.
С чего бы это?
Тут стоит опять вернуться немного назад к словам Бродской, о целях, которые она ставила перед собой, участвуя в конкурсе:
-... я решила принять участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады, чтобы показать многим, в том числе недоброжелателям, что я есть и буду.
Как видим, еще до конкурса у неё было достаточное количество недоброжелателей, а не только один гипотетический
Лапин. Вряд ли, своим участием в конкурсе (даже успешным) Бродская, могла бы, что-то доказать Председателю ГТР СССР. Думаю, что он тогда даже не знал о её существовании. Тем не менее, свою очередную неудачу в конкурсе Нина поставила в вину именно ему.
И дальше на протяжении этой книги пытается сделать Лапина виновником всех своих бед, которые в итоге привели её в эмиграцию. Надо сказать, что получается это у неё не очень, поскольку она не знает в деталях принципы управления советской культурой и потому много и очевидно фантазирует.
Н.Бродская:
Я продолжала петь, хотя на телевидение и радио меня не пускали. Как-то мне позвонил композитор Эдуард Колмановский и предложил записать с ним милую песенку для телефильма «Три дня в Москве»...
Одна снежинка —Еще не снег, еще не снег,
Одна дождинка — Еще не дождь...
Э. Колмановский был горд этой песней и очень любил меня как исполнительницу. Однажды ему позвонили из «Останкино» и предложили сделать на телевидении передачу с этой песней, но певицу, то есть меня, заменить другой. На что абсолютно порядочный и честный человек Эдуард Савельевич ответил: «Песню эту будет исполнять или Нина Бродская, или никто!» Посовещавшись, они согласились снимать передачу с моим участием, при этом долго крутили меня на стуле, не акцентируя внимание на моем лице.
|
Телефильм «Три дня в Москве» (1974) создавался по заказу ГТР СССР (то есть, С.Г. Лапина).
Все телефильмы в обязательном порядке принимали два зама Лапина: Стелла Ивановна Жданова (курировала сам процесс создания) и Энвер Назимович Мамедов. В некоторых случаях участвовал и сам Лапин.
Могла ли в телефильм попасть песня в исполнении Бродской, если бы для неё существовал запрет от Лапина?
Конечно, нет.
Существовал ли такой запрет в реальности?
Конечно, нет. Что и следует дальше из рассказа самой Бродской о её сьемках на ТВ в передаче посвященной этой песне вместе с композитором Э. Колмановским.
Если запрет Лапина существовал, то никакой Колмановский нарушить его, не то что не смог бы, а даже не рискнул. Лапин был членом ЦК КПСС и входил в Правительство СССР, а таких композиторов, как Колмановский, ежедневно отиравшихся в коридорах ГТР СССР, десятки.
В свое время другой композитор В.Шаинский о своей значимости на ТВ сказал так:
-По сравнению с редакторами я просто ноль без палочки.
Это по сравнению с редакторами ТВ, а по сравнению с С.Г. Лапиным?
То-то и оно!
История с т/фильмом «Три дня в Москве» повторилась в 1975 году в другом телефильме "Приключения Буратино". Одну из песен в этом фильме исполнила Н.Бродская. Телевизионная премьера состоялась 1 и 2 января 1976 года на Первой программе ЦТ СССР. Лапин опять никак этому не воспрепятствовал.
Продолжим изучать "запреты Лапина" в изложении Бродской:
У меня была совершенно замечательная подруга Таня Гудкова...
Танюша в пору, когда я была «закрыта» для «ящика» и «слухового» аппарата, работала в должности редактора литературно-драматической редакции в «Останкино». Случайно встретившись и узнав о моей проблеме, она изо всех сил старалась мне помочь. Она пригласила меня для участия в телепередаче «Театральные встречи», которую вел тогда Василий Лановой. Поначалу все шло хорошо, но когда дело дошло до определенного этапа, то есть до Лапина или его референта, мою запись с песней вырезали из передачи. Я уже была к этому готова, а Таня сказала: «Если мне завтра скажут, чтобы я ушла с работы, я уйду, но тебя пробью!» Вот такие настоящие друзья были тогда в моей жизни, но, конечно, есть и сейчас. Таня все-таки пробила меня в другой передаче «Театральные встречи». Сколько было счастья и восторга! Такую радость мы поспешили отметить в ресторане «Арагви».
|
Съемки для передачи "Театральные встречи".
Главная редакция литературно-драматических программ, 1977 г.
Певица Нина Бродская в сопровождении ВИА "Апрель" исполняет песню Алексея Мажукова на слова Владимира Лазарева "Мы тебе желаем счастья".
 |
Сначала о Гудковой.
ГУДКОВА Татьяна Михайловна (1941 - 2004), окончила Московский институт культуры. С 1966 года – в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения. В качестве музыкального редактора сотрудничала с отделами: театральным, литературным, изобразительных искусств. С режиссерами: Г.Зелинским готовила цикл телеспектаклей «Кабачок «13 стульев», В.Бровкиным (и композитором М.Минковым) – цикл «Следствие ведут Знатоки», С.Евлахишвили (и композитором А.Мажуковым) - спектакль «Когда-то в Калифорнии», П.Резниковым (и композитором А.Шнитке) «Капитанскую дочку», В.Давидчуком – телеспектакли «Джентльмены, которым не повезло», «Операция на сердце».
Зададим себе простой вопрос:
-Почему рядовой музыкальный редактор ТВ, зная что Бродскую ранее вырезал из эфира Лапин, повторно приглашает её в ту же программу и наперекор запрету Председателя ГТР СССР выпускает её на экран? И по результатам этого демарша Гудкову не только не уволили, но даже не обьявили выговор!
Ответ -потому что такого запрета не существовало. Более того, если бы такой запрет был, то Бродскую никогда не пригласили бы, сниматься. А тут, даже в первом случае, и пригласили и сняли для программы, а вырезали только из окончательного варианта. А во втором случае, почему-то, не вырезали.
И в первом случае из телепередачи «Театральные встречи», Бродскую, наверняка, вырезали решением кого-то из редакторов этой программы.
В том же 1977 году на ТВ был снят фильм-концерт «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика», основанный на популярных комедиях Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина. Среди прочих там прозвучала и песня из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» с закадровым исполнением Нины Бродской.
А вот теперь пришла пора поговорить о более общих проблемах в карьере Нины Бродской.
Первое, что сразу стоит отметить- большое количество коллективов, в которых она работала. Это оркестры Э.Рознера, О.Лундстрема, Ю.Саульского, ВИА "Веселые ребята", Московский мюзик-холл, оркестр "Советская песня", концертный коллектив Б.Брунова. Расставалась она со всеми этими коллективами не по- доброму.
Композитор Ян Френкель доверил ей записать песню "Любовь-кольцо" для фильма "Женщины", но на грампластинку записал её с другой певицей.
По словам Бродской ей первой Френкель отдал для исполнения песню "Август", но на пластинку записал эту песню с другой певицей.
За свою карьеру Бродская записала на диске только одну малоизвестную песню Френкеля "Если сердце черствое" (1976).
Композитор Эдуард Колмановский, по словам Бродской, очень любил её, как певицу, но почему-то песня из к/ф "Три дня в Москве" была единственной, которую он с ней записал на грампластинку.
Композитор Александр Зацепин записал с Бродской песню для к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Песня "С любовью встретиться" стала хитом, но больше Зацепин с ней не работал. Это был последний хит в репертуаре певицы, больше ни одна песня не имела подобной популярности.
В 1974 году на "Мелодии" Бродская записала свой первый гигант, но ни одна песня с него не стала хитом.
У неё явным образом наметилась общая слабость репертуара. Дефицит новых песен привел к тому, что она стала включать в свой репертуар популярные песни других исполнителей, в том числе и ВИА. Но это не помогало.
Именно эта причина была главной, в её малой востребованности на Радио и ТВ. Показывать ей там было просто нечего.
При этом сама Бродская, много гастролировала и сравнительно часто выезжала за рубеж в социалистические страны (Румыния, Польша, Венгрия, Монголия, Болгария, ГДР). Чего никогда бы не было, если бы к ней были хоть какие-то претензии внутри страны.
Не смотря на это, даже спустя много лет, она возлагает вину за своё желание покинуть страну на Лапина.
|
Радио и телевидение практически были для меня закрыты и, кажется, навсегда. На телевидении, куда однажды я случайно проникла, одна редактор музыкальной редакции мне так и сказала: «Нина, уезжайте отсюда. У нас талантливых людей не любят, они здесь не нужны». И хотя я по-прежнему работала на лучших площадках страны, и всюду меня звали и приглашали, в душе моей росло чувство обиды, душа была сломлена. Все вокруг то и дело говорили: «Надо ехать». Эта мысль после последней поездки в Германию стала убеждением, которое послужило решительным толчком к принятию решения. Мы стали подумывать об отъезде.
|
Это заблуждение она пронесла через всю свою жизнь. Как и многие другие, ей подобные.
Нина Бродская практически повторила судьбу другой певицы
А.Ведищевой, выступавшую с ней в одно время.
"Эпилог", написанный мной для одной в полной мере можно отнести и к другой.
Просто их время прошло.