Валерий Колпаков
Фирма "Мелодия" Михаила Шаброва... и не только.
октябрь 2022
5
Как в СССР "не платили" за творческий труд.
Шабров:
-Автор, о котором я пишу в этом небольшом отступлении, был человек небесталанный и его фамилия была хорошо известна в музыкальных кругах — он был
из семьи известного музыканта и тот авторитет и уважение, которым пользовался его отец, безусловно, коснулись и его. И некоторые филармонии, чьи
музыкальные коллективы и солисты постоянно испытывали репертуарный голод и, чем дальше от столицы, тем он был сильнее, брали его песни в работу,
благо это им ничего не стоило. Платить за творческий труд в нашей стране никогда не любили и не любят до сих пор, поэтому в сопроводительном письме
к клавирам прочувственно говорилось, что авторы (сопроводиловка писалась как бы и от имени поэта) будут глубоко признательны (и не более того, в
противном случае письмо вместе с клавиром порвут и выбросят), если филармония (концертная организация) найдет возможность рекомендовать своим
исполнителям включить в репертуар прилагаемый к этому письму музыкальный материал.
В чем была заинтересованность авторов? С каждого концертного исполнения в их пользу шло, пусть и мизерное, но вознаграждение, за чем неукоснительно
следило Всесоюзное агентство по охране авторских прав (ВААП), которое, в отличие от современного и бесправного Российского авторского общества (РАО),
было учреждением государственным и шутки шутить с собой не позволяло. При этом раскладе автору нашего лирического отступления бутерброд с маслом и
даже, пусть он не с икрой, но сырокопченой колбасой, был гарантирован.
Опять Шабров говорит одно, а дальше сам себя опровергает.
В приведенной выше цитате есть посыл, что "платить за творческий труд в нашей стране никогда не любили", а ниже он же говорит, что автором бутерброд "пусть он не с икрой, но сырокопченой колбасой, был гарантирован". А на что тогда они сырокопченую колбасу покупали?
Дальше он приводит еще более убедительный пассаж в том, что авторы жили припеваючи, как раз на то, что им платила страна.
- Это время, кстати, было райским периодом жизни для композиторов и поэтов, сочинявших песни. Если удавалось в год написать даже одну
шлягерную песню, то о хлебе насущном, и не только о нем, целый год или два можно было не думать. Что уж там говорить о пяти или шести таких песнях?!
Конечно же, платили в СССР за творческую работу хорошо, куда лучше, чем за реальный труд на производстве. Приведу один отрывок из монографии
"Государство и культура в СССР: от Хрущева до Горбачева" (автор Белошапка Н. В.):
-В начале 1971 г. Госкомтруд совместно с Министерством культуры СССР и Союзом Композиторов СССР, а также Минфином СССР разработал конкретные предложения по устранению излишеств в выплате авторских гонораров и внесет их в установленном порядке». При этом в записке прилагались сведения о гонорарах ведущих композиторов за 1967 г., согласно которым председателю Союза композиторов СССР Тихону Хренникову был выплачен гонорар в размере 14732 руб., ведущим советским композиторам Дмитрию Шостаковичу - 40468 руб., Никите Богословскому - 15079 руб.
Здесь же были представлены сведения о среднемесячной заработной плате композиторов: Т. Н. Хренников - 1231 руб., Д. Д. Шостакович - 3372 руб., Н. В. Богословский - 1257 руб.78.
В сентябре 1971 г. в ЦК КПСС поступила совместная записка председателя Госкомитета по вопросам труда и заработной платы А. Волкова и министра финансов СССР В. Гарбузова. В документе, в частности, указывалось: «В последние годы действующая оплата труда творческих работников создает условия для необоснованно высоких заработков отдельных творческих работников, что противоречит политике партии и правительства в оплате труда и не способствует созданию высоко художественных и глубоких по идейному содержанию произведений культуры и искусства. Наиболее значительные и необоснованно высокие заработки имеют композиторы, поэты-песенники, концертные исполнители, драматурги, а также некоторые творческие работники, занятые постановкой многосерийных телефильмов.
Так, композитор Бабаджанян на протяжении последних четырех лет получал около 6 тыс. руб. в месяц только за публичное исполнение своих произведений. За этот же период среднемесячный заработок композитора Френкеля составил 2520 руб., Колмановского - 2274 руб., Фельцмана - 2270 руб., Богословского - 1659 руб. Большие выплаты производятся не только авторам произведений, постановщикам и исполнителям, но и наследникам композиторов и драматургов. Например, в 1969 г. наследникам композитора Дунаевского было выплачено более 22 тыс. руб., композитора Островского - более 14 тыс.»...
В августе 1976 г. Комитет народного контроля СССР направил в ЦК КПСС записку о результатах выборочной проверки работы концертных организаций. Следует сказать, что народный контроль проводил проверку прежде всего с точки зрения выявления излишеств в оплате труда отдельных категорий концертных исполнителей: «...Как показала проверка работы «Союзконцерта», «Росконцерта», «Москонцерта» и некоторых других концертных объединений,. многие исполнители эстрадных жанров по- прежнему имеют заработки, в несколько раз превышающие установленные им месячные оклады. Например, среднемесячный заработок заслуженного артиста РСФСР И. Кобзона составил 3063 рубля, заслуженной артистки РСФСР А. Стрельченко - более
1500 рублей при окладах по 350 рублей...
Неоправданно высокие заработки имеют не только популярные артисты, но и малоизвестные исполнители. В «Москонцерте» четвертая часть
творческого состава - более 500 человек - имели в прошлом году заработную плату в два-четыре раза выше установленных окладов»...
Большое количество разного рода надбавок и дополнительных выплат, например, доплата за совмещение жанров, приводило к тому, что многим артистам, особенно высшей категории, чтобы заработать тарифный оклад, надо было выступить всего в 2-3 концертах в месяц. А некоторые исполнители, давая два сольных концерта в день, зарабатывали месячный оклад за сутки.
Напомню, что средняя зарплата по стране было около 100 рублей. Подобных нарушений в советской творческой среде было гигантское количество. И тем не менее власть смотрела на все это сквозь пальцы. Периодически проходили легкие
"чистки", иногда
сажали "стрелочников", но чаще всего все отделывались
выговорами.