Валерий Колпаков
Светлая печаль Рудольфа Манукова.
(октябрь 2016)
2
Р.Мануков в комнате прослушиваний, слева музыкальный комментатор Константин Португалов.
Со стены смотрит Елена Камбурова.
|
-Вы стали писать песни, когда стали музредактором?
Намного раньше, ещё с 3-го курса Московской консерватории, когда меня приняли на композиторское отделение. На прослушивании солидной комиссией из старейших композиторов-профессоров: Голубева Е.К.,
Баласаняна С.А., Богатырёва С.С., Александрова Ан. Н. я показал свою пьесу для скрипки и фортепиано в исполнении Сейрана Ганиева - профессора Бакинской консерватории. Две песни-романса на стихи Гегама
Сарьяна в исполнении моей сокурсницы Миры Коробовой, впоследствии заведующей кафедрой эстрадного вокала Еврейской академии им. Маймонида. Ноты перелистывал, помогая мне, аспирант Альфред Шнитке, ныне
идол музыки 20-го века.
Радиостанция «Юность» же помогла мне тем, что я там много наслушался, но при этом я не стал повторять услышанное. У меня сформировался свой стиль. Я когда приносил свои новые песни на песенную секцию
в Союз композиторов, то Евгений Птичкин говорил:
-Сейчас мы услышим у Манукова новую форму!
В середине 60-х годов в Сибири нашли нефть, и мы стали под руководством ЦК ВЛКСМ организовывать творческие бригады из композиторов, журналистов, поэтов, певцов и ездить по всем новым месторождениям в
Западной Сибири. Я вместе с корреспондентами р/с «Юность» объездил много городов Западной Сибири, проплыв на речном судне ВТ-66 все пять крупных сибирских рек от Туры до Оби. Тогда же с нами поехал
Джеймс Патерсон, который маленьким негритёнком снимался в фильме «Цирк» с Любовью Орловой. В нашей концертной бригаде принимали участие поэты Владимир Лазарев и Борис Вахнюк (он же журналист и бард),
певица Ирина Таланова, драматическая актриса Галина Медведева и несколько музыкантов из оркестра кинематографии, которые составляли инструментальный ансамбль под руководством другого Владимира Лазарева,
но трубача, также выпускника Московской консерватории.
Фото из творческой поездки по Западной Сибири (Тюменская область, 1966 г.):
слева направо: Борис Вахнюк - бард, поэт и журналист, ВартанМикаэлян - певец, солист Всесоюзного радио, первый исполнитель «Песенки о нефтяных королях», Фарман Салманов – герой Социалистического Труда, первооткрыватель тюменской нефти, Владимир Лазарев с женой – руководитель инструментального ансамбля, трубач (не путать с поэтом Владимиром Лазаревым, которой тоже был в этой поездке), справа с краю композитор Р. Мануков.
|
Мы выступали там с концертами, а журналисты-корреспонденты посылали в Москву репортажи с места событий. Там я написал 5 песен, из которых известными стали «Нефтяные короли», «Песня геолога» и «За
Тюменью». Мне за них заплатили такой гонорар, что я смог оплатить свадьбу своему младшему брату в ресторане Прага. Песни из этой поездки я назвал журналистскими.
Первым исполнителем песни «Нефтяные короли» был певец с консерваторским образованием баритон Вартан Микаэлян, солист Всесоюзного радио. Он был с нами в поездке, в творческой бригаде. Вторым
исполнителем стал Георгий Мотинов, заслуженный артист России, солист Красноярской оперы, который сейчас живет в Красноярске. У меня до сих пор осталась оркестровка этой песни, которую сделал Георгий
Гаранян для своего ансамбля. Я приехал из этой поездки очень воодушевленным, но на меня сразу напали маститые композиторы, «старики», как я их называл. Например, Колмановский «стянул» у меня название и
тоже написал песню "Нефтяные короли" с моим тогда другом Мишей Пляцковским.
-А как Вы познакомились с М. Пляцковским?
Он сам пришел на радио. Он умел войти куда надо, умел дружить со всеми, поэтому много песен написал с разными композиторами. У меня с ним написаны 3 песни: «Ледовитый океан» для «Самоцветов»,
когда они ездили с р/с «Юность» по северу, «Звезды не умеют разговаривать» записал Муслим Магомаев и песня, которая стала народной -
«У мосточка возле брода». Её Зыкина записала. Миша сам ей эту
песню предложил. Он уже тогда всех знал.
Людмила Зыкина увидела в моих песнях русское зерно и записала в течение нескольких лет четыре моих песни. Потом взяла пятую «Я верну тебе колечко», но её первой записала А. Стрельченко и поэтому Л.
Зыкина не стала её записывать. Кстати, про эту песню композитор Иорданский М. В. сказал, что я интуитивно возродил 18-й век русской песни.
-Вы помните свою первую песню, которую записал ВИА?
Сейчас уже не помню. Наверное, это была «Вишня» с «Весёлыми ребятами».
-Как появилась песня «Ледовитый океан» и как она попала к «Самоцветам»?
Уже не помню. С Юрием Маликовым я был знаком и раньше, ещё до «Самоцветов». Он также как и я - консерваторец (контрабасист).
-А как познакомились с Павлом Слободкиным?
Он в начале 70-х сам ко мне пришел и принёс какие-то свои вещи.
-Свои как композитора или своего ансамбля?
И свои, и ансамбля. Мы послушали, выбрали лучшие и дали в эфир. Он тогда мне жаловался, что нигде пробиться не дают. И только на «Юности» можно что-то сделать. Ко мне ведь многие ВИАшники приходили с
уже готовым материалом, отрепетированной песней и дальше только запись. Если, конечно, она подходила по своему материалу к нашим передачам. Всё равно у нас возникали трудности, поскольку многие из них
были непрофессионалы. Они даже, бывало, с 3-4-го раза не могли записать, как сейчас говорят - минусовку. По этой причине и Паша, и Юра иногда для разовых записей приглашали не своих музыкантов, а
сторонних...
-Что такое разовая запись?
Это запись, предназначенная для одного исполнения в рамках какой-то передачи. Потом она должна была быть размагничена, но мы это делали не всегда, и такие записи давали в эфир много раз. Ведь мы
столько труда вложили в это дело, заплатили авторам: композитору - 70 рублей, поэту - 50 рублей, а также небольшую сумму музыкантам.
-За разовую запись платили 70 рублей?
За любую. На «Юности» не было фондовых записей. Это было только в Главной музыкальной редакции (ГМР). Чтобы мы могли сделать фондовую запись, мы должны были её показать в Главной музредакции. Если
принимал худсовет всего Радиокомитета, то это шло в фонд. Даже «великие» типа Пахмутовой записывались у нас, а потом эти записи предоставляли в ГМР, и они шли в фонд. А все ребята, которые не имели
туда входа, толпились у нас.
Р.Мануков и В.Шаинский в студии Дома звукозаписи.
Первая запись песни "Лада".
|
-Сколько всего студий звукозаписи было на Радио?
Первая - самая большая, где писались симфонические оркестры. Она была в центре. Там я впервые познакомился с Юрием Арановичем и другими известными в то время дирижерами.
Слева от неё в углу была вторая. Она считалась самой лучшей по качеству звукозаписи.
Потом через коридор была маленькая третья студия, где записывались маленькие ансамбли. Кстати, песню «У мосточка возле брода» Л. Зыкина записывала в третьей студии.
В последние годы моей работы на радио открылась концертная 5-я студия. Огромная студия, над ней очень долго работали. Там было не очень хорошо со звуком. Возникали резонансные волны и ее
долго доводили, даже иностранцев приглашали. В этой студии впервые записывали квадрофонию. Меня попросил звукорежиссер Николай Данилин, чтобы я присутствовал при этом событии от р/с «Юность».
В этот день записывали авангардные произведения композиторов: Николая Каретникова, итальянца Нино Рота, также талантливейшего композитора того времени Иосифа Андриасова. Было записано несколько пьес вышеназванных
композиторов. Исполняли их приглашенные небольшие камерные оркестры.
-А как эти студии были оснащены технически?
В конце 60-х появилось многоканальное оборудование для записи. Сначала 4 дорожки, потом 8 и 16, а до этого я не представлял, что так легко и качественно можно записывать музыку. Звукорежиссер работал в
паре с оператором, который коммутировал оборудование. От этих операторов тоже очень много зависело. Хороших специалистов было недостаточно. Потом, с опытом, что-то стало получаться.
-А как студии распределялись между желающими?
В разных редакциях формировались наряд-заказы на запись. Эти наряд-заказы попадали в ГДРЗ. Там две или три женщины их обобщали. Они могли дать тебе какое-то время, что оставалось от Главных редакций.
Основное время забирала Главная музыкальная редакция. У нее были свои постоянные оркестры и ансамбли, и их они систематически записывали с новыми произведениями. А уже потом, что оставалось, давали нам.
Там был специальный день (вторник или среда), когда верстались планы записей на следующую неделю. Кстати, там же делали записи и для ТВ.
-А эти студии работали круглосуточно?
Нет. В одиннадцать вечера всё закрывалось.
-А можно было договориться с кем-то лично и записаться после одиннадцати вечера?
Нет. Тогда этого не было. Там же был пост милиции. Всех выгоняли.
-А звукорежиссеры радио были прикреплены к конкретным студиям или менялись?
Менялись. Я в то время подружился с Колей Данилиным, Игорем Дудкевичем и Аркадием Мелитоняном. Вот я с ними и предпочитал работать. Многие из «великих», зная, что я дружу с Данилиным, меня специально
просили, чтобы я для записи их произведений сделал им именно Колю.
-А Вы сами могли назначать звукорежиссеров?
Нет. Но я мог сказать тому же Коле, чтобы он сам сходил к Главному звукорежиссеру и попросился на конкретную запись.
-А кто был там Главным звукорежиссером?
Брагинский, а потом Кокжаян. Хорошие звукорежиссеры, но они работали только с большими оркестрами или Народными артистами СССР.
-А кто назначал конкретных звукорежиссеров на конкретную запись?
Вот эти женщины, о которых я говорил, верстали план записей на следующую неделю. Этот план передавался главному звукорежиссеру и тот назначал на каждую запись конкретного звукорежиссера. Всего таких звукорежиссеров на радио было человек 10. Но большинство из них были довольно средними.
-Вы назвали троих звукорежиссёров, с которыми предпочитали работать. Эти звукорежиссеры имели специальное образование или были самоучками?
Николай Данилин - талантливый звукорежиссер. Он, может, технику знал не очень, но очень хорошо слушал и у него были волшебные пальцы. Он сам потомственный хоровик из семейства выдающегося хормейстера,
известного ещё с царских времен, - его дедушка. Потом он, кажется, какие-то курсы окончил. Но он сам был талант, самородок.
Аркадий Мелитонян был скрипачом в одном из оркестров Радио. Сначала он сам присматривался к звукорежиссуре, потом учился на курсах. Постепенно приобретая опыт, он вырос в очень сильного звукорежиссера.
Последнее время он в Гнесинке преподавал звукорежиссерские курсы. Его ученик Саша Михлин в 2013 году записал мою гимническую песню «Святая Русь - Земля родная!». Шикарно записал. Я сделал такую
оркестровку, что 25 человек звучат как 100. Мне ещё повезло, что дирижером на записи был Александр Петухов, ныне зав. кафедрой оперного пения Московской консерватории. В те советские времена я с ним
записывал свою музыку к кинофильмам.