Веселые ребята.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Как ВИА "Весёлые ребята" не поехали на МИДЕМ-76.

(январь 2022).

2

Благостное течение этих событий было прервано 7 января 1976 года, когда Павел Слободкин попал в тяжелую автокатастрофу и лежал в реанимации в Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Эта автокатастрофа поставила крест на участии в МИДЕМ-76 всего ансамбля "Веселые ребята". Без руководителя, который всегда лично отвечает за весь коллектив в любой поездке, ансамбль не выпустили.

Фирма "Мелодия" специально для МИДЕМ выпустила новый вариант диска "Любовь-огромная страна". От своего обычного варианта он отличался только конвертом, где поместили некоторую дополнительную информацию о тех, кто этот диск готовил и имена музыкантов.
Конверт готовили в спешке и редактор "Мелодии" В.Рыжиков допустил ошибку: около фотографии А.Барыкина написали Р.Мушкамбарян. Поскольку П. Слободкин попал в больницу, то увидеть этот вариант конверта до его отправки в печать он не смог. И ошибка осталась в Истории.



Когда за три недели до открытия фестиваля, отпало участие в нем ансамбля "Веселые ребята", то искать ему замену уже не оставалось времени. Так возник вариант с участием только Пугачевой, что в этой ситуации было хорошим выходом. Однако в полный рост встала проблема аккомпанирующего коллектива для нее.
Сначала была предпринята попытка использовать в этом качестве латышский ВИА "Модо" под руководством Раймонда Паулса. Пугачева даже сьездила в Ригу, где репетировала с коллективом предполагаемый для фестиваля репертуар. Однако большинство музыкантов "Модо" оказались "невыезными" и этот вариант отпал.
Время оставалось в обрез и тогда было принято решение использовать в этом качестве еще одного участника "МИДЕМ -76" от СССР - ансамбль "Песняры".

В 2007 году дочь Мулявина Марина в газете «Ежедневные новости ПОДМОСКОВЬЕ», рассказывала об этом так:

- Алла Пугачева всегда подчеркивает, что благодарна Владимиру Мулявину. А за что?
- Папа во Франции очень выручил ее. После получения в Болгарии на фестивале «Золотой Орфей» премии за «Арлекино» Аллу пригласили в Канны (…) Так получилось, что музыканты Пугачевой оказались невыездными. Певица приехала одна. Была расстроенная. Когда встретила папу, очень обрадовалась, попросила подыграть ей на концерте пару песен. Нот не было. «Песнярам» пришлось аккомпанировать на слух. Все получилось хорошо...»


Однако в реальности все было не совсем так. Пугачева не могла поехать на Международный фестиваль не решив заранее, кто ей будет там аккомпанировать.
Вот как мне рассказывал об этом Валерий Дурандин, на тот момент аранжировщик ансамбля "Веселые ребята":

В двенадцать ночи звонит Паша (Павел Слободкин звонил прямо из больницы- при. автора) и говорит:
- Завтра на репетицию придут "Песняры", сделай для них оркестровку «Арлекино».
Я всю ночь сидел, писал. Даже просто написать цифровки занимает очень много времени, а тут надо было целиком все подготовить. Принес я это на репетицию, а они никто нот не знает, кроме Мисевича. Он быстренько сыграл по нотам, а остальные стоят, смотрят.
И для чего я всю ночь мучился?
Позже подошел Мулявин и говорит:
-Ты не волнуйся, оставь все, как есть. Все будет нормально.
Потом, когда Алла приехала оттуда, она сказала, что они там очень прилично сыграли, Мулявин их там гонял по полной и всё было хорошо.


На фестиваль Пугачева отправлялась без ансамбля, и необходимо было срочно подготовить какую-то её пластинку. Поскольку участие в ярмарке грамзаписи исполнителя не имеющего ни одной пластинки выглядит странно.
Однако к этому времени у Пугачевой имелась в активе только один миньон с тремя песнями, записанный к тому же в моно варианте. Переписать его или сделать что-то еще, времени уже не было. И тогда решили переиздать его с другим вариантом полиграфического исполнения.
Получилось вот так.



Пугачева уехала. Фестиваль открылся 27 января.
О событиях, произошедших там, есть несколько противоречивых свидетельств из разных источников.
Так в книге Леонида Борткевича "Песняры и Ольга" написано:

Началось наше выступление. После первой песни действительно раздались жиденькие хлопочки. Мы к такому приему не привыкли, и настроение, естественно, ухудшилось. Но надо работать дальше. Второй была песня «Реченька», которую мы пели а капелла, без инструментов. Спели. В зале вообще мертвая тишина, ни единого хлопка! Тут мы совсем упали духом: все, думаем, приехали... Не знаю, сколько секунд длилась эта тишина, но нам показалось — вечность. И вдруг произошло то, что уже однажды было в жизни «Песняров», когда они первый раз в 1969 году вышли на сцену в Москве. Чопорная, сверкающая бриллиантами публика не просто взорвалась аплодисментами, а взвыла, завопила и начала колотить ладонями, не жалея холеных пальцев. Мы не верили своим глазам и ушам...
Но сомнения оказались напрасными. Все-таки в зале были профессионалы шоу-бизнеса, и они оценили «Песняров» по достоинству. В конце нашего выступления весь зал встал и стоя нам аплодировал...
Настал черед Аллы Пугачевой, которой мы аккомпанировали три песни. Алла была уверена в успехе «Арлекино», принесшего ей первый международный успех, правда, на «социалистической» сцене. Конечно, нас должно было насторожить начало ее выступления. Когда на сцене вновь появились «Песняры», зал опять взорвался аплодисментами: зрители ожидали продолжения нашей программы. Выход же Аллы Борисовны встретили молчанием.
...В общем, надежды новой примы советской эстрады не оправдались. Каннская публика приняла ее довольно сдержанно. А нам после ее выступления пришлось для удовольствия публики сыграть музыкальную композицию на тему белорусской песни «Перепелочка». Вся почтенная публика вновь встала со своих мест и стоя скандировала: «Браво!»


В материале из журнала Billboard (США) 21.02.1976 говориться:

Группа «Песняры», состоящая из одиннадцати длинноволосых музыкантов, начала развлекательную программу с программы белорусских народных песен, аранжированных в современных рок-ритмах, а затем добавила несколько современных песен в завершение своего выступления. Музыканты подкрепили свои вокальные аранжировки электрогитарами, барабанами, фортепиано, скрипкой, саксофоном, флейтой и др.
Двумя исполнителями, впечатлявшими зрителей, были композитор Ян Френкель, который спел две свои оригинальные песни, аккомпанируя на фортепиано, и Алла Пугачева, одна из самых популярных вокалисток России, буквально поднявшая публику на ноги.


3 апреля 1976 года в газете "Московский комсомолец" напечатали материал об итогах МИДЕМ-76, который назывался "Триумф русских". Там в частности приводится выдержка из американского журнала:

Артисты из СССР произвели самую большую сенсацию, показав, что могут идти на уровне каннского рынка... К их эстрадной вокальной манере нужно привыкнуть, особенно к группе "Песняры", и на Западе их исполнение могло бы пользоваться успехом на телевидении из-за новизны.
Самым эффектным сольным номером у русских был номер Аллы Пугачевой-приятной рыжеволосой девушки с сильным дыхательным аппаратом и драматической сценичностью".


Владислав Мисевич в книге "Я роман с продолженьем пишу..." написал кратко:

Как нас принимали?
Сначала осторожно, но потом пошли настоящие, не дежурные аплодисменты. На банкете это подтвердилось: почти все приглашения касались "Песняров"... Ну, а всё, что касалось Пугачевой, наверняка осело под сукном: приглашения были, вокруг неё толпились импресарио.


Сама Пугачева в журнале "Ровесник" №6 за 1983 года так напишет о своем участие в МИДЕМ:

-"В 1976 году я впервые приехала во Францию и спела три песни в Каннах, на фестивале МЕДЕМ, и имела там просто сенсационный успех. Все заговорили, заговорили: "Ой, какая девочка, Арлекино-Арлекино .." И вот прошло шесть лет, и меня, естественно, забыли".

О некоторых других эпизодах, произошедших на МИДЕМ, со слов самой Пугачевой мне рассказывал Валерий Дурандин:

-Алла там выступала в концерте вместе с Элтоном Джоном, и к ней подошел какой-то бородатый и патлатый парень. Её ему представили, как звезду советской эстрады, и он ей поцеловал ручку. Мы ее давай пытать, кто это был, а она нам отвечает:
-Да, какой-то Харрисон.
Когда она это сказала, то мы готовы были её «растерзать», за пренебрежение к личности такого масштаба, как ДЖОРДЖ ХАРРИСОН, которого она, к тому же, даже не знала.


Срыв поездки и отсутствие руководителя вызвало внутри ансамбля разброд и шатание: концертов не было, репетиции толком не проводились. Какова будет дальнейшая судьба ансамбля никто не знал. Не было денег. Музыканты сами искали, возможность заработать на стороне.
Так барабанщик Виталий Валитов в этот период поучаствовал в записях с ВИА "Добры молодцы", и они взяли его в несколько своих гастрольных поездок.

Когда Пугачева вернулась из Франции начались полноценные репетиции и возобновились концерты. Хотя Павел Слободкин все еще был не в состоянии полноценно руководить коллективом.
С 3 февраля ансамбль начал выступать в Москве, пока без своего руководителя. Только 25 февраля 1976 года на концерте «Эта неповторимая Москва» в ГЦКЗ «Россия» Павел Слободкин после долгого перерыва появился в составе своего коллектива.

Что касается "невыезного" Сергея Кукушкина то, поскольку поездка в итоге не состоялась он продолжал работать в "Веселых ребятах" и после Нового года. Но, как только для коллектива замаячили на горизонте выступления в ГДР (с 6 апреля 1976 года) Слободкин предпочел от него избавиться.