Запись легендарного альбома.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Моя история "Любви".

(сентябрь 2018)
1

От автора.
Не дает нам покоя пластинка под названием "Любовь - огромная страна". Время от времени возникают новые вопросы, становятся известными новые факты. Всё это меняет устоявшуюся картину возникновения диска.
Собственно говоря, цельной картины его появления никто никогда не излагал. А с уходом Павла Яковлевича Слободкина, вероятно, живых свидетелей этого и вовсе не осталось.
Поэтому я решил сделать возможную реконструкцию тех событий с учетом всех известных мне фактов.
Это будет моя история.




Начнем с самого начала.
Пластинка "Любовь-огромная страна" (для краткости ЛОС) имела индекс (не номер, а индекс, именно так было принято на "Мелодии")- 5459-60. В журнале "Мелодия" №2-1984 приводится таблица, где указаны индексы первых сторон грампластинок (ГП), выпущенных в начале соответствующего года (с 1961 по 1984 год).
1974 год начинался с индекса 4593, 1975 с -5507. Следовательно, ГП выпущена в конце 1974 году.
Однако, здесь следует пояснить одну существенную деталь. Слово "выпущена" здесь не совсем уместно. Ибо в нашем обывательском понятии "выпущена"-это попала в продажу, а здесь имеется ввиду, что она вышла из стен Всесоюзной студии грамзаписи (ВСГ) в виде лакового диска. Поэтому в данном случае точнее будет сказать "записана на лаковый диск". Для простоты будем считать это "датой записи диска".
Фирма "Мелодия" - предприятие многопрофильное, куда входили студии звукозаписи, заводы, выпускавшие пластинки и кассеты, Дома грампластинки (оптовые предприятия торговли, распределяющие грампластинки и компакт-кассеты по магазинам страны) и фирменные магазины.
Первоначально в студии запись любого артиста делается на магнитную ленту. Студии эти могут находиться в любом городе СССР. Затем все студии свои записи отправляли в Москву на ВСГ. Уникальность ВСГ была в том, что только здесь Худсоветом (после прослушивания и обсуждения) принималось решение о выпуске той или иной ГП. Если Худсовет давал "добро", запись переносилась на лаковый диск, с которого в дальнейшем на заводе будут получены матрицы и отпрессованы грампластинки.
Как только запись переносилась на лаковый диск ей присваивался индекс ( для первой и второй сторон записывают отдельный диск,поэтому каждая сторона имеет свой индекс), и ВСГ отчитывалась, что диск выпущен. Естественно, что с момента когда собственно сделана сама запись на пленку и до момента, когда она перенесена на лаковый диск проходит определенное (иногда весьма продолжительное) время.
После того, как лаковый диск записан, его включают в план выпуска продукции "Мелодии" и отправляют на завод, где с него делают матрицу и печатают запланированный тираж пластинок. После того, как тираж отпечатан, он попадает в торговлю, а оттуда к покупателю.
Я сделал примерный расчет, из которого следует, что время между записью пластинки на лаковый диск и попаданием ее в план фактического выпуска на заводе грампластинок составляет не меньше двух кварталов или 6 месяцев. Дальше готовые диски через Дома грампластинки распределяются по торговым точкам. По этой причине, в разных регионах страны они появляются в разное время, учитывая масштабы страны и скорость прохождения цепочки от производителя до торговли.

А теперь собственно о диске.
Предположу, что договоренность с "Мелодией" о выпуске диска-гиганта была достигнута в конце 1972. Тут надо сказать, что в то время из-за дефицита профессиональных студий звукозаписи специальная работа на диском, как таковая, отсутствовала. Ансамбли все время были на гастролях, а в свободное время появлялись в студии, чтобы записать 1-2 песни и снова убывали на гастроли. Когда записанных песен набиралось достаточно для диска, редактора "Мелодии" вместе с руководителями коллективов отбирали музыкальный материал, который формировал будущую пластинку.
Планы фирмы грамзаписи "Мелодия" верстались на год вперед. Исходя из этого и зная, что весь музыкальный материал для этого диска был записан в течении 1973 года, можно предположить, что запись диска планировалась на конец 1973 года.
Сделаю, еще одно важное предположение: диск готовились выпустить в МОНО-варианте.
На чем основано такое предположение?
Дело в том, что в этом же 1973 году свой первый гигант готовили и "Самоцветы". Их замысел был реализован и пластинка была записана в середине года именно в моноварианте (33Д-34227). Затем в конце года, в связи с планируемой иммиграцией одного из авторов текстов песен Павла Леонидова, содержание диска было откорректировано, но он опять же остался в моноварианте (Д-34981).
Кстати, из-за Леонидова на запланированный гигант "Веселых ребят" так и не попала в дальнейшем песня "Третий день" (Ю.Антонов-П.Леонидов).
Так что, отметим для себя, как факт: два первых варианта дебютного гиганта "Самоцветов" были монофоническими.
Два первых варианта дебютного гиганта "Самоцветов".


Что из себя представлял состав ВИА "Веселые ребята" в январе 1973 года:
Павел Слободкин (руководитель, аранжировка, клавишные)
Александр Лерман (вокал, клавишные)
Владимир Сахаров (вокал, гитара)
Владимир Арустамов (вокал, бубен)
Алексей Пузырёв (вокал, гитара, аранжировка)
Валерий Хабазин (гитара)
Владимир Избойников (труба)
Евгений Казанцев (бас-гитара, вокал)
Владимир Полонский (барабаны)
Внизу-Пузырев и Лерман.
Середина-Арустамов и Хабазин.
Вверху: Сахаров и Полонский.
У ансамбля два сольных вокалиста: Лерман и Арустамов и хорошая вокальная группа: Лерман, Сахаров, Пузырев. Этим составом в январе 1973 года записывается первые песни "Где же ты, мама?" и "Если любишь ты". Песни в марте 1973 года выходят на страницах звукового журнала "Кругозор" №3-1973 и тут же становятся суперхитами.

В марте уходят Арустамов (так ничего и не записавший) и Сахаров. Вместо последнего приходит В.Малежик с довольно специфическим тембром голоса, хорошо звучащим сольно, но не вписывающийся в вокальную группу. В это время записывается композиция "На перекрестке" (Дж.Фогерти)(на английском языке) и её русский вариант "На лесной поляне".
В апреле 1973 года в ансамбль приходит еще один вокалист Анатолий Алешин, с приходом которого восстановилась вокальная группа: Лерман, Алешин, Пузырев. В этом составе записываются две песни на стихи Т.Тухмановой (Сашко) "Чернобровая дивчина" (Р.Мануков) и "Двенадцать месяцев" (Ю.Антонов). Последня в процессе записи претерпела изменение в тексте и стала называться "Отчего".
Минск 1973 г.
Лерман, Малежик, Слободкин, Пузырев, Казанцев, Полонский, Хабазин, Алешин.

В начале лета ансамбль записывает еще две песни: "Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин – Л.Дербенев) и "На земле живет любовь" (В.Добрынин - Л.Дербенев).
Все равно материал набирался очень медленно. Тут, как раз, вышел миньон Ю.Антонова с песнями "Третий день" и "Ну, что с ним делать". Обе песни тут же записали и ВР.

В итоге к концу лета 1973 года были записаны следующие песни:
1. "Если любишь ты" (Ю.Антонов - Л.Дербенев).
2. "Где же ты, мама?" (А.Жеро – русский текст В.Дюнина).
3. "На перекрестке" (Дж.Фогерти)(на английском языке).
4. "На лесной поляне" (Дж.Фогерти - русский текст В.Дюнина).
5. "Чернобровая дивчина" (Р.Мануков - Т. Сашко).
6. "Отчего" (Ю.Антонов – Т.Сашко).
7. "Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин – Л.Дербенев).
8. "На земле живет любовь" (В.Добрынин - Л.Дербенев).
9. "Ну, что с ним делать?" (Ю.Антонов - Л.Дербенев).
10. "Телефонная связь"/"Третий день" (Ю.Антонов – П.Леонидов).
11. "Новгородский пир" (А.Лерман).
12. "Дом горит" (русская народная песня – обработка П.Слободкина).

Время поджимало, надо было всё записать до конца года, а материала было мало. Как правило, большую пластинку начинают готовить, когда записано песен 20-25. А тут около половины. Ансамбль не вылезал с гастролей. 2-3 концерта в день не позволяли вовремя готовить новый материал. Да и Алексей Пузырев просто не успевал делать новые аранжировки.
Чтобы ускорить работу решено брать еще одного аранжировщика, который бы готовил новый материал пока ансамбль гастролировал. В качестве такового Алексей предложил своего брата Геннадия Макеева (Пузырева), который в тот момент работал в ВИА "Москвичи". Особой работы у "москвичей" тогда не было, а сам ансамбль был на грани распада. С сентября 1973 года Геннадий начал работать для "Веселых ребят".
Однако для успешной работы, по-прежнему, не хватало музыкального материала. Несмотря на резкое охлаждение отношений с Сергеем Дьчковым, П. Слободкин вновь решил обратиться к его музыке. Первые песни, которые получил Геннадий для анжировки были, как раз, песни С.Дьячкова: "Качели" и "Ветка жасмина". "Качели" вскоре записали, а вторая песня не пошла на публике и записывать её не стали.

Все равно материала не хватало, а время катастрафически пождимало. Тогда П. Слободкин решил обратиться к Тухманову, ни одной песни которого в этом году записано еще не было. Тухманов дал две песни ("Я к тебе не подойду" и "Скорый поезд"), но в ответ поросил записать вокальные партии еще двух своих песен ("У той горы" и "Это Москва").
В этот момент в ансамбль пришел новый яркий вокалист и гитарист Александр Барыкин.
С помощью Д.Тухманова и Т. Сашко (Тухмановой) были записаны эти четыре песен. Кроме того, во время записи Тухмановы обратили внимание на нового вокалиста А.Барыкина. И ему проедложили записать отдельно от остальных еще одну новую песню "Вечная весна". Запись была сделана на готовую оркестровую фонограмму.

Поиски нового музыкального материала привели к появлению в записи песен композиторов, с которыми ""Веселые ребята" никогда не работали раньше: "Всегда вдали" (Е.Адлер - Л.Дербенев), "Наша песня" (В.Гамалия - М.Танич), "Любовь - огромная страна" (Б.Рычков - Л.Дербенев), "Нам не по душе покой" (Т.Ефимов - И. Шаферан) (первый вариант).
Кроме того, и сам П. Слободкин по мере возможности пытался помочь коллективу новыми песнями. Так появилась песня "Что такого?" (П.Слободкин - Л.Дербенев), и специально под А.Барыкина возродили в записи песню "Парень простой", которая с новыми словами, но старой инструментальной фонограммой стала называться "А мне-то зачем?" (П.Слободкин - Л.Дербенев).

Итого к концу ноября было записано достаточно музыкального материала, чтобы начать компоновать диск.
1. "Если любишь ты" (Ю.Антонов - Л.Дербенев).
2. "Где же ты, мама?" (А.Жеро – русский текст В.Дюнина).
3. "На перекрестке" (Дж.Фогерти)(на английском языке).
4. "На лесной поляне" (Дж.Фогерти - русский текст В.Дюнина).
5. "Чернобровая дивчина" (Р.Мануков - Т. Сашко).
6. "Отчего" (Ю.Антонов – Т.Сашко).
7. "Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин – Л.Дербенев).
8. "На земле живет любовь" (В.Добрынин - Л.Дербенев).
9. "Ну, что с ним делать?" (Ю.Антонов - Л.Дербенев).
10. "Телефонная связь"/"Третий день" (Ю.Антонов – П.Леонидов).
11. "Новгородский пир" (А.Лерман).
12."Дом горит" (русская народная песня – обработка П.Слободкина).
13. "Качели" (С.Дьячков - Л.Дербенев).
14. "Я к тебе не подойду" (Д.Тухманов - Л.Дербенев, И.Шаферан).
15. "Скорый поезд" (Д.Тухманов -В.Харитонов).
16. "Что такого?" (П.Слободкин - Л.Дербенев).
17. "А мне-то зачем?" (П.Слободкин - Л.Дербенев).
18. "Всегда вдали" (Е.Адлер - Л.Дербенев).
19. "Наша песня" (В.Гамалия - М.Танич).
20. "Любовь - огромная страна" (Б.Рычков - Л.Дербенев).
21. "Нам не по душе покой" (Т.Ефимов - И. Шаферан) (первый вариант).

Предположительно, для диска отобрали следующие песни:
1. "На лесной поляне" (Дж.Фогерти - русский текст В.Дюнина).
2. "Отчего" (Ю.Антонов – Т.Сашко).
3. "Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин – Л.Дербенев).
4. "На земле живет любовь" (В.Добрынин - Л.Дербенев).
5. "Качели" (С.Дьячков - Л.Дербенев).
6. "Я к тебе не подойду" (Д.Тухманов - Л.Дербенев, И.Шаферан).
7. "Скорый поезд" (Д.Тухманов -В.Харитонов).
8. "Что такого?" (П.Слободкин - Л.Дербенев).
9. "Всегда вдали" (Е.Адлер - Л.Дербенев).
10. "Наша песня" (В.Гамалия - М.Танич).
11. "Любовь - огромная страна" (Б.Рычков - Л.Дербенев).

Был бы предполагаемый диск, интереснее реального?
На мой взгляд, да.
Почему же в таком виде он не был записан, как планировалось, в конце 1973 года?
Я думаю, что причиной задержки диска стала статья в журнале "Советская эстрада и цирк" в №9 за 1973 год "За высокую культуру концерта".

Там рассказывалось о безобразном поведении ансамбля на гастролях в Кировской филармонии. Подобная информация в журнале Министерства культуры СССР не могла остаться без последствий. Тем более, что "Мелодия" была прямо подчинена Минкульту СССР. Руководство "Мелодии", на основании указания от вышестоящих руководителей, тормознула готовящийся диск. Более того, ансамблю запретили записываться. В итоге за весь 1974 год "Веселые ребята" запишут только одну новую песню "Полоса невезения" (Д.Тухманов - И.Шаферан).

В начале 1974 года одна за другой выходят два сольных миньона Д.Тухманова с песнями. в которых вокальные партии были записаны ВИА "Веселые ребята":
-ГД 0003935-6 (1974 ФЕВРАЛЬ)-"Это Москва";
-ГД 0003939-40 (1974 ФЕВРАЛЬ)-"У той горы".


К середине года, видимо, запрет на практически готовую (и, очевидно, коммерчески успешную ) пластинку был снят. Тогда "Мелодия" решает возобновить прерванную работу. При этом музыкальный материал диска претерпевает некоторые изменения. Русский вариант песни Д.Фогерти меняется на его английский оригинал. Причина, по которой это было сделано уже в наше время была озвучена на официальном сайте "Веселых ребят":
-Сначала ВР записали вариант на английском языке, но худсовет не разрешил издавать эту запись и порекомендовал перевести слова на русский язык. С новым текстом эта песня стала называться «На лесной поляне». ВР записали песню на русском языке, но худсовет и эту версию не разрешил. Потом худсовет пропустил эту песню с английским текстом, потому что интерпретация этой песни в исполнении «Веселых ребят» на английском языке, в которую введена новая партия соло-гитары, получилась не хуже, чем у «Creedence Clearwater Revival».
Мне не верится в подобное развитие событий. Скорее всего, возврат к английской версии был продиктован обьективными причинами. В 1973 году СССР присоединился к Женевской всемирной конвенции об авторском праве, и выпускать русскоязычные версии западных хитов стало сложно.

После этого, в качестве пробного шара "Мелодия" выпускает сольный миньон (Г62-04059-60 ) "Веселых ребят" с тремя песнями из будущей пластинки:
1."На перекрестке" (Дж.Фогерти)(на английском языке).
2."На земле живет любовь" (В.Добрынин - Л.Дербенев).
3."Когда молчим вдвоем" (П.Слободкин – Л.Дербенев).
В аннотации на диске было прямо написано:
-Песни, записанные на этой пластинке, войдут в новый большой диск ансамбля - "Любовь-огромная страна".
Г62-04059-60

Тот факт, что диск анонсируется уже с определенным названием, позволяет думать, что весь музыкальный материал для него уже не только записан, но и утвержден худсоветом "Мелодии". Вышедший миньон, подтвердив ожидания "Мелодии", оказался очень удачным, а песня "Когда молчим вдвоем" стала суперпопулярной.

Успех этой пластинки окончательно снял все преграды и во второй половине 1974 года работа над остановленным "гигантом" переходят в практическую плоскость. Однако, приближавшийся конец года, требовал очень быстро принимать решения, чтобы успеть сделать запись на лаковый диск еще в этом году. Это не обещало больших проблем, поскольку весь музыкальный материал уже был записан (на магнитную ленту) и утвержден. Дальше уже были внутренние дела "Мелодии", в которых участие самого ансамбля не требовалось.

И вот тут вдруг "Мелодия" устроила ансамблю "подлянку": приняла решение выпустить диск в стереоформате. К этому моменту и дебютный "гигант" ВИА "Самоцветы" был переиздан в стереофоническом звуке (33СМ-04445-46).
"Подлянка" заключалась в том, что все три песни с последнего миньона, уже анонсированные, как полноправные участники будущего "гиганта", существовали только в моноварианте. Был вариант переписать их повторно. Однако, в силу разных причин во второй половине 1974 года ансамбль покинули основные участники этих записей: вокалист А.Лерман (июль), ритм-секция Казанцев-Полонский (август), гитарист В.Хабазин (октябрь). Тем не менее попытки переписать эти записи были. Например, в отношении песни "Когда молчим вдвоем". Но, скорее всего, попытки эти не увенчались успехом, по причне не хватки времени.
В итоге из уже готового списка выпадало 3 песни. В условиях жесткого временного лимита выход был найден совместными услилиями Павла Слободкина, редактора "Мелодии" Владимира Рыжикова и Давида Тухманова. Свою песню "Когда молчим вдвоем" Слободкин меняет на переписанную А.Барыкиным песню "А мне-то зачем?". Оставшиеся две вакансии редактор "Мелодии" В.Рыжиков предложил заполнить уже готовыми стереозаписями, которые ансамбль "Веселые ребята" делал в прошлом году по просьбе Д.Тухманова. В результате общей договоренности на пластинке появились две компромиссные песни: "Это Москва" и "Вечная весна".
По поводу этих двух песен Анатолий Алешин говорил мне:
-Он (Слободкин- прим автора) сам понимал, что эти вещи выпадают из контекста альбома, но на тот момент важнее был сам факт выхода альбома. Это стало для него своего рода спасательным кругом.

Этот ход позволил в кратчайший срок откорректировать музыкальный материал и в декабре 1974 года записать его на лаковый диск.
Всё остальное было в руках "Мелодии". Дальше шестимесячный производственно-технологический цикл и летом 1975 года пластинка появилась в магазинах Москвы.
Я купил этот диск 14 июля 1975 года в пластиночной секции магазина ГУМ вот в таком виде.

Часть 2.