Юрий Андреев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Это была величайшая эра в жизни страны и целого поколения!


(июнь 2019)
14


Юрий Андреев.

-Юрий, я бы хотел услышать ваше мнение вот по этой теме.

Честно говоря, даже не знаю что сказать. Написанное, наверно все правильно. Я в ту пору был самодеятельным музыкантом, в записях не участвовал и о звукорежиссерах судить тоже не могу. Наверное, так оно и есть... Авторитетные люди все-таки говорят!
Но вот тогда в самодеятельности мы конкретно сталкивались, ну может не с запретами, а с цензурой - это точно. На своего рода всяких фестивалях клубной самодеятельности нам конкретно выдвигали условия, какие песни петь. Если бы мы не приняли это, то до свидания, фестиваль!
Мы всегда принимали эти условия, потому что иначе нас бы убрали из клуба, где мы постоянно базировались. Но если мы вставляли в аранжировку патриотической песни элементы, той "сладкой" музыки, неизменно занимали последние места, либо вообще без мест, хотя видели свои преимущества перед лауреатами. Участие ансамбля в конкурсе для дирекции была жирная галочка в отчетах об огромной просветительской работе учреждения. А отчет этот был перед горкомом партии. При плохих отчетах в работе клуба, убрали бы директора клуба, с соответствующей отметкой в трудовой книжке и дальнейшие проблемы с поиском нового места работы, правда безработицы тогда у нас не было, не страшно,на любом заборе объявления. Но идти, образно говоря, подметать улицы никто не хотел. Мне кажется, что все тогда просто боялись делать эти шаги. Не было людей, которые были готовы жертвовать собой и бросаться в этот омут. Боялись все, может конечно и зря боялись, но смелости не хватало ни у кого.
Я тоже боялся в общей массе по разным причинам. Например, я залезал в школу через окно туалета на первом этаже, потому что у меня были длинные волосы и директриса всегда по утрам стояла на входе и пальце показывала -ВОН отсюда!!! А волосы по тем временам у меня только немного закрывали уши, под ранний Битлз. Потом она просто с урока выводила меня из класса и вызывала родителей. Мой отец на заводе был секретарем парторганизации завода, а завод был не простым... И эти "телеги" обо мне ему не добавляли авторитета. Я "получал" и стригли меня насильно, отчего я просто рыдал! Вот так снизу все происходило.
Думаю, в таком же ключе было и на эстраде. Просто боялись за карьеру, за работу. А смельчаков не находилось. Вплоть до моего прихода в профессиональную музыку я еще побаивался...
Ну, например, потому,что у нас в институте не допускали к экзаменам без зачета по книгам Брежнева: "Малая земля", "Возрождение" и "Целина". Бред. А ведь прочитал и выучил...!!! Но в душе всегда висело: "Нельзя переходить определенную красную линию, иначе пойдешь подметать улицы!!!"
И это уже в мое время, а тогда наверно было еще по круче!!???
Это мое видение, так сказать с моей колокольни и мои тогдашние ощущения. Может я и не прав!?
Мне кажется, появись Ваша статья тогда, может и нашлись бы смельчаки, скорее всего, конечно, нашлись бы.... Если бы Вам дали эту статью опубликовать!!!???

-Ваш рассказ про "школьные репрессии" звучат для меня необычно. Хотя мы с вами одногодки, но в моей школьной практики ничего подобного не было. У меня были "длинные" волосы (длиннее ваших), но при этом я не помню каких либо претензий ко мне (или другим моим одноклассникам) по этому поводу. В старших классах 8-10 нас никто не стриг насильно. Более того, я был ведущим многих школьных вечеров, в том числе и выпускного.
Я не оспариваю ваши слова и верю, что у вас было так, но у нас было по- другому. И это говорит о том, что подобный поход в каждой школе был субьективным, построенным на характере и взглядах директора школы, а не на обязательных аспектах идеологической цензуры- "чтоб не как на Западе". Хотя в каждой советской школе существали одинаковые правила внешнего вида, но длина волос там не была прописана и этот вопрос был в компетенции администрации.
Я считаю, что в те времена важность внешних атрибутов в образе музыканта сильно преувеличены. А на реализацию их творческого потенциала внешний вид воообще никак не влиял.
Кстати, вопреки сложившемуся мнению эта "проблема" существовала и на Западе.
Газета "Советская культура 27.01.1972 г.

Что касается возможной "кары" для родителей за такие "прегрешения" детей, то это просто не укладывается у меня в голове. Я не знаю таких случаев в своем окружении и сомневаюсь, что они тогда практиковались.
Расскажу случай из своей школьной жизни.
В 9 классе на военных сборах на территории воинской части я совершил проступок после которого меня вызвали на педсовет, где речь шла об отчислении из школы. На педсовет вызвали и моего отца. Он, кстати, был офицером и коммунистом. Естественно, ему написали на работу о моем "подвиге", который был не особо "страшным" в моем тогдашнем понимании. На уроках военного дела и в военизированной игре "Зарница" я был командиром отряда (класса). В тот момент нас несколько классов привезли в воинскую часть, где мы должны были сдавать нормативы по стрельбе на стрельбище этой части. Наш класс отстрелялся первым и должен был ждать пока отстреляются остальные классы в специально отведенном месте на территории стрельбища. Нас специально предупредили ( и наш военрук и командир части), что покидать это место нельзя, пока не придет специальный офицер и не выведет нас с территории стрельбища. Было жарко, пекло солнце, а мы стояли и ждали. В какой-то момент все устали, расслабились и дальше, уже не помню, сам ли я это придумал или поддался на уговоры, но в итоге я построил класс в колонну по двое ( а только так можно было передвигаться по территории воинской части), сам стал во главе колонны и строем повел класс на выход со стрельбища, а потом и вывел его через проходную за ворота. Выйдя за ворота, мы тут же улеглись на траву перед КПП и стали ждать остальных. В это время на стрельбище начался переполох- пропал класс. Все остальные кинулись нас искать внутри, а мы "нежились" снаружи.
Сейчас я уже хорошо понимаю, что мой поступок в тех условиях был вопиющим. Вести 20 человек своих одноклассников через стрельбище, где в тот момент стреляли боевыми патронами и бросали гранаты, было безумием. Но, Бог миловал.
После этого меня и отца вызвали на педсовет школы, но в итоге не отчислили, а только не допустили до экзаменов, и я сдавал их отдельно намного позже остальных. Точно знаю, что по поводу его сына-оболтуса никаких претензий к отцу со стороны командования части не было. Не было и никаких взысканий по партийной линии хотя парторг его части и разбирал это письмо из школы. Просто отцу было стыдно за меня и перед школой и перед своими сослуживцами. Тем не менее у командования хватило ума не наказывать отца за такой проступок сына.
А уж за длинные волосы детей и подавно никто родителей не наказывал. У нас было вот так. Более того после этого меня сняли с командования отряда, но в 10 классе опять вернули.

Теперь обсудим ваш пример с цензурой на фестивалях самодеятельности.
Вот вы знаете, что для посещения бассейна надо обязательно иметь справку от врача, шапочку и резиновые тапки. При отсутствии любого предмета вас не допустят в бассейн.
Это является цензурой?
Следуя вашей логике, да.
А на самом деле- это некий набор обязательных правил принятых в этой организации (администрации бассейна). Сейчас это называется -внутренний регламент. Если ты хочешь попасть в эту организацию, то обязан соблюдать принятые там правила. В каждой организации по всем миру ( и при любом строе) существуют наборы писанных и неписанных правил, выполнение которых ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для всех её участников.

Вернемся к фестивалях клубной самодеятельности. Задачи любого конкурса или фестиваля формулируют его организаторы, и они же ставят условия для участников, желающих принять в нем участие. Хочешь принять участие- принимай и условия.
ТАК БЫЛО ВСЕГДА РАНЬШЕ И ТАК ЕСТЬ И СЕЙЧАС.
Вот к примеру, в 1968 году был «Второй Международный фестиваль современной молодежной песни». Его цели и вытекающие из них условия:
«Цель фестиваля - популяризация лучших современных молодежных песен, воспевающих труд, дружбу, патриотизм, интернационализм молодежи, борьбу за мир, борьбу против войны во Вьетнаме.
На конкурс представляются не более двух песен, созданных не ранее 1967 года или написанных специально к фестивалю. Лучшей песне присуждается специальный приз ЦК ВЛКСМ и премия.
К участию в конкурсе допускаются исполнители не старше 25 лет. Каждый из них должен спеть три песни: песню свой страны, одну советскую и одну по выбору».
Ни один из международной сотни участников не считал тогда это цензурой. Это были условия конкурса.

В вашем примере оргкомитет фестиваля делал совершенно правильно. Он ставил вам условия в соответствии с целями фестиваля. А цели у подобных фестивалей всегда одни- воспитывать советского человека на основе НАЦИОНАЛЬНОЙ культуры. Прививать её зрителям. А среди артистов найти самобытных, непохожих на других исполнителей.
Если бы оргкомитет дал волю участникам (то есть вам), то из (условно) 10 заявленных участников, он бы получил в итоге 10 плохих копий Битлз. И не достиг бы ни одной поставленной цели. Для того, что увидеть «советских битлов» не надо было делать фестивали. Достаточно было просто посетить танцы в любом тогдашнем ДК.
Повторюсь еще раз- условия любого конкурса всегда диктуют организаторы.
АББА никогда бы не стала победителем Евровидения в 1974 году, если бы не приняла условия его организаторов.


Я согласен,что условия конкурса нужно принимать всегда и везде, либо не участвовать в этом. Это и моя позиция. Просто речь не шла о песнях Битлз. Уверяю, что никто в то время и не подумал даже предложить такое на конкурс!!!
Я опять о том подсознательном страхе, который был тогда в нас. Мы были счастливы, что хоть на танцах можно было изображать любимое....!!! Речь шла о свободе выбора, даже тех же самых патриотических песен и не очень, но тех, в которых, на наш взгляд, можно было как-то проявить свою музыкальную индивидуальность, темповых,веселых. А не сплошных "У деревни Крюково"(я ничего не имею против этой песни) и т.д. Придумать что-то свое в аранжировке, не копируя слепо этот материал. Вот к примеру: мы, я считаю, очень хорошо сделали композицию "О добрых молодцах и красных девицах". Ну просто, очень продвинуто по тем временам, по ночам репетировали... А на отборе нам предложили за неделю до конкурса выбрать что-то другое. Почему? Не знаю до сих пор, причин не объяснили! Конечно, не было документальных запретов и директив на эту тему, но делать что-то, вопреки всеобщему "фестивалю", под названием СССР просто на просто никто не решался...
Про жалобы я слышал тогда и в последствии от музыкантов, ну и от некоторых педагогов. Жаловались только те, кто не смог себя реализовать по-настоящему, по разным причинам.
Вот в институте, после ухода из него Кавалевского пришел на его место С.Ходнев, в свое время работал в "Арсенале". Он хороший барабанщик, но почему-то после Козлова на долгое время осел у Л.Зыкиной!?
Я не слышал, чтобы жаловался Маликов. Он в Москонцерте был парторг. Казалось бы свобода, какая ни есть, можно воспользоваться, но по словам Беликова, у Вас, он отвергал все его новаторские предложения, а почему? Все просто: боялся получить по "шапке", не получить звание к примеру, которое он недавно только получил, и т.д.
Слободкин жаловался мне, что касаемо записей барабанов... Может, конечно, это и просчет звукорежиссера, но я знал Слободкина довольно долгое время и могу с уверенностью сказать, что если Павла Яковлевича чего-то захотел и задумал, он с тебя с живого не слезет, как клещ вцепится, но добьется своего.
Зная его, как первоклассного музыканта с абсолютнейшим музыкальным слухом и с богатой музыкальной родословной (помимо его известного отца, он показывал мне наградную грамоту его деда, 18 века!!! подписанную самим И.Глазуновым), я сомневаюсь, что он мог, так скажем, халатно отнестись к записи барабанов, чтобы потом пришлось это корректировать. А вот в последующих записях почему-то, барабаны были на хорошем достойном месте. Я даже на сведении просил их немного прибирать по балансу! Это что, внезапно любовь взыграла к ним? Думаю нет.
Значит что-то тогда ему действительно мешало. К примеру, поехать и получить награду в Ливерпуле. До сих пор ни кто не знает, что с ней сделала Фурцева, когда получила ее в посольстве Великобритании, последующие происки Лапина, не дававшего эфиры телевидения...
Правильно у Вас сказал и Бергер и Витебский, что по музыке Слободкин балансировал на грани дозволенного. Страх был даже и у него.
Я в заключение хочу сказать, что просто был крайне удивлен, когда придя к Отиевой мы в программе стали исполнять попурри на песни С.Вандера!!??? Мой страх, постепенно, стал уходить в прошлое!

-Я бы заменил в ваших комментариях слова «страх» на словосочетание «карьерные опасения». Страх -это когда за твоими деяниями следует угроза твоей жизни ( или свободе). А на советской эстраде ни один музыкант не пострадал в этом плане от своего явного или тайного «диссидентства». Это никому из них не угрожало, чтобы потом на эту тему они не рассказывали.

Все верно. Я имел ввиду страх, как олицетворение всех неприятностей, которые могли возникать в результате самостоятельных действий тогда. Как бы то ни было Вы правильно трактовали мои мысли.

-Вернемся к вашим вопросам. Давайте я постараюсь на них ответить.

1.Плохо записанные барабаны на первых пластинках "Веселых ребят" объясняются тем, что и те звукорежиссеры и сам Павел Яковлевич не знали, как писать эту новую музыку, где барабаны играли другую, чем у того же Бернеса, роль. Павел Яковлевич никогда раньше с этой музыкой не работал. Он был джазменом. Он этому "року" учился у своих новых музыкантов: Бергера, Витебского, Пузырева и других.
Вот что мне говорил Геннадий Макеев о том, как он начинал работать с Маликовым в 1971 году:
- Маликов- хороший администратор, но к сожалению в плане музыки, это не совсем то, что мы хотели. Дело в том, что он привык играть определенную музыку, которая игралась в Москонцерте. А здесь была несколько большая роль бас-гитары. Инструментов было меньше и недостаточно было просто нажимать гармоническую ноту, чтобы она играла. Как-то это все не клеилось у нас.
Когда Раппопорт работал у Бернеса, то в основном шелестел щеточками. Это одно дело, а совсем другое играть в рок-группе. Это разные вещи. Нужно чтобы руки были развязаны и играли все по отдельности. В общем, для ансамбля он не годился.

Все это в полной мере относиться и к Павлу Яковлевичу. Вспомним случай с Турабелидзе. На этой же пластинке в песне Алешкина любовь" гитара играет диссонансом, но почему-то Слободкин со всем своим абсолютным слухом пропустил этот факт и не исправил его.
Просто он тоже учился и новой музыке и умению её записывать. С тогдашними советским звукорежиссерами было все тоже самое. Когда они в дальнейшем научились, то и записи стали другими.

2.В Ливерпуль Павел Яковлевич и не должен был ездить. Это -миф. Там был конкурс грамзаписи и его участником была «Мелодия». Она представляла свои записи. Павлу Яковлевичу там делать было нечего.
Вообще, этот конкурс вызывает много вопросов. Если это был первый международный успех подобного рода, то почему о нем сегодня нет НИКАКИХ упоминаний на официальном сайте "Мелодии"? Более того и в советское время не было никаких официальных упоминаний в прессе об этом "успехе". Мы знаем об этом факте только со слов Павла Яковлевича.
Про Фурцеву и остальное- это фантазии.
На эту тему здесь.

Теперь хочу сделать несколько уточнений.
Вы говорите, что в период работы в школьной самодеятельности вам хотелось иметь свободу выбора репертуара и аранжировок. Хорошо. У вас все это было на танцах. И каких успехов вы достигли на этом поприще?
Вот вы сами говорили:
-Выступали мы преимущественно на танцах. Сначала только в своей школе, но когда пошли слухи, нас стали приглашать в другие школы. Играли всё: конечно "Веселых"- "Алешкину любовь", "Тебе все равно","Это Москва", "Чернобровая дивчина"... Разве я мог тогда подумать, что со мной произойдет через 12 лет!!! Из "фирмы" были "Роллинги", конечно, "Битлы" и специально для соло-гитариста Uriah Heep "Julay Morning", где он в полной мере использовал все свои эффекты. Slade "Rock In Roll", где он любил прокричаться, как следует. Ну, а на "Deep Purple" и "Led Zeppelin" у нас тогда не хватало мастерства, хотя очень хотелось.

И чего вы на этой "свободе" достигли? Играли лучше оригиналов? С другими более интересными аранжировками? Написали несколько хитов, которые помнят до сих пор?
Конечно же, нет! Вы просто учились копировали чужое. И это настолько вошло в привычку будущих советских эстрадных музыкантов, что почти все они всю свою дальнейшую жизнь только этим и занимались уже на советском материале. И особым шиком у них считалось вставить потом в советскую песню кусок из западного хита.
Именно по этому, в сравнении с западной музыкой, к которой вы так стремились, ваши потуги выглядели неубедительно.
Свободу выбора надо заслужить.
С таким же успехом ваши тогдашние одноклассники, далекие от музыки, могли бы сказать, что тоже хотят иметь свободу выбора в школе. Не то, что им навязывает Министерство образования СССР, а то, что они сами для себя выберут. И то, каким образом они это будут изучать, они тоже хотели бы выбирать сами.
Ясно же, что результатом подобного подхода будет деградация самих "поборников свободы выбора". Ровно то же и произошло на советской эстраде в 80-е годы среди западноориентированных зачинателей советских ВИА.
Вот мои мысли по этой теме. Хотелось бы услышать и ваше мнение.


Да... Такой развернутой трактовки я и не ожидал! Мне тут добавить-то и нечего. Я согласен со всеми. У меня есть только резюме по этому поводу.
Западная музыка -это не наше!
Менталитет не тот у большинства жителей нашей страны. Это не оскорбление, просто так вышло. Учились мы на той музыке, потому что это лучшее, чему можно было тогда научиться!
У наших музыкантов всегда стоял выбор: либо играть "музыку", получать адреналин и только, либо прогибаться под реалии действительности и нормально существовать в профессии, играя без особого удовольствия, и наступая себе на самое больное!
Многие не выдерживали, уходили из профессии, по типу лучше никак, чем так. Я многих знаю: кто пришёл к богу, кто в бизнес, кто-то и к зелёному змию...
В своё время попытки "подпольных" команд "Високосное лето", "Удачное приобретение", "Второе дыхание и других ни к чему не привели, не пошло. А вот у "Ласкового мая" пошло и ещё, как пошло. Жалость и сочувствие характерные наши черты. Стоит кому- нибудь пожаловаться, все... И деньги соберут и помощь предложат.
А там у них закон джунглей. Надеяться не на кого. Поэтому и выходят из них звезды, а о посредственностях там никто не говорит. У нас же работают и "звезды" и не звезды и звёздочки. Да и вообще, кто хочет. Страна большая, работы на всех хватит. Единственная разница в статусе городов. Кто-то по центрам, а кто-то по деревням.
По поводу хоккея у меня своя точка зрения.
Хоккей тогда, да и наверное сейчас -это политика. Лицо страны, если хотите. Популярнейшая игра собирающая миллионы. Ни один ВИА не соберёт никогда даже близко! А поэтому победы здесь это авторитет страны на международной арене. А музыка, никогда политикой не будет, не тот статус и развивать её как хоккей никто и никогда не будет, это всю жизнь был и останется легким жанром. Даже если будут успехи, особого авторитета это не принесёт, стране нужны победы и авторитет на международной арене! Хоккей, безусловно, этому способствует. Возьмите Евровидение: где сейчас наши участники и победители? Нигде. Как- то в магазине на товарном чеке я прочитал внизу, что мне крупно повезло, этот чек является входным билетом на концерт одного из таких победителей!
Вот и вся разница. Музыка явно проигрывает хоккею, даже классическая.
Ну это опять же моё сугубо личное мнение.

-Я думаю, что вы заблуждаетесь в том, что хоккей сразу стал политикой. Он был сначала просто спортивной игрой. Причем, внимание, заимствованной на Западе. И НИКАКИХ преференций не имел. До того момента, пока он с помощью Государства и благодаря своим кадрам не стал одним из лучших в мире. Вот тогда он стал -политикой страны. Её лицом. Ибо подобным статусом могут считаться только ЛУЧШИЕ грани государственного устройства.
Пройдя подобный же путь, намного более популярный в стране футбол, так никогда подобного статуса не добился. Потому что не смог стать одним из лучших в мире.
И музыка, при определенных условиях, могла бы стать таковой. Как стали Битлз лицом Англии, а АББА -лицом Швеции.
У нас лицом страны были- космос, балет и хоккей. Балет, по своей сути близкий к музыке, но был в реальности мало популярен в стране. Намного менее популярен, чем эстрада. Но, как и в случае с хоккеем, это не помешало ему воспитать великих артистов и стать одним из лучших в мире. А после этого стать и лицом Великой Страны в которой он существовал. Лицом любой страны всегда становятся ВЕЛИКИЕ ДЕЯНИЯ её граждан.
И никак иначе.
Западная музыка -это не наше! Согласен на все 100%. В этом ошибка музыкантов вашего поколения. Они пытались насадить чужую культуру на отвергаемую её почву. Они пытались «образовывать» зрителя, а зритель не хотел такого образования. При этом значительная часть зрителей не отвергали западную музыку, как таковую. И с удовольствием её слушали, но предпочитали оригинальное исполнение, а не местную интерпретацию.
Я считаю, что идеалом советской эстрадной виашной (ансамблевой) музыки было творчество Юрия Антонова. Оно наиболее полно отражало потребности русской души советского периода. Антонов был для всех. И это было красиво. Вторым таким композитором был Давид Тухманов, но его творчество носило налет авангардизма. Он был и для всех и для тех, «кто понимает». В эту категорию безусловно стоит отнести и Вячеслава Добрынина. Он тоже был для всех, но проще двух других. И это был его плюс.


-Согласен полностью!!!
Единственное, я, как музыкант, для себя поменяю местами Антонова и Тухманова, но, думаю, в общей концепции это не принципиально!

Хоккей и эстрадная музыка вполне себе сопоставимые понятия, поскольку и то и другое для большинства людей являются развлечением (зрелищем).
Однако хоккей (люди в него пришедшие) на ранней стадии заявил о НАЦИОНАЛЬНОМ пути развития. Тарасов рассказывал, что еще 50-е году его послали в Канаду изучать их хоккей. Он пришел и к своему руководителю с этой новостью, а тот ему сказал:
-Откажись от поездки. Побывав там, ты привезешь сюда их методы и принципы. И будешь здесь создавать их копию и всегда будешь их догонять. Ищи сам свой путь, думай о своем Хоккее.
И Тарасов не поехал. И никогда об этом не жалел. Он здесь создал «Хоккей грядущего».
И Государство совершенно правильно его в этом поддержало. С феноменальным результатом в дальнейшем.

А эстрада хотела быть «западной» и было бы нелепым со стороны Государства поддерживать эту тенденцию на своей территории. Оно поддерживало только «советское» направление на эстраде, которое олицетворяли такие ансамбли, как «Песняры», «Самоцветы» и «Ариэль». Именно эти коллективы (плюс «Веселые ребята» ) имели самую успешную судьбу в СССР.

А западная музыка с советской эстрады к началу 80-х почти полностью исчезла и перебралась в резервации (рестораны). Концертный «Рынок» все решил в пользу не только «Ласкового мая», но и «Машины времени», «Аквариума», Пугачевой, Антонова ... . Да и "Веселых ребят" "незападного разлива" тоже. Ведь в "розовый" период вашей деятельности репертуар ансамбля был целиком советский!

В этом ряду феномен "Ласкового мая", очевидно, выделяется среди прочих своей глобальной популярностью.
Но, мне кажется, что причины этого не в том, что советский человек, воспитанный на идеалах милосердия и помощи страждущим и обиженным (это абсолютно верно), решил помочь "бедным сиротам". Их популярность возникла и существовала главным образом в среде подростков 13-15 лет, которые эти "гены милосердия" еще не приобрели.
На мой взгляд, популярность «Ласкового мая» имеет те же причины, по которым в начале 90-х большинство советского населения желали наступления капитализма- новая жизнь в яркой упаковке (сто сортов колбасы). Вот на эту яркую упаковку подростки и клюнули. Что совершенно неудивительно. «Ласковый май» был необычной и талантливо сделанной шоу-группой их ровесников, живущих с ними одной жизнью, которая в СССР не могла бы существовать в силу возраста её участников.
Их выступления были праздником. В отличии от безумной телевакханалии для взрослых под названием "Сьезд (грызня) народных депутатов" или "Как нам обустроить (обгрызть) Россию". По мере такого "обустройства" на экранах и в концертных залах появлялось всё больше поющих "детей лейтенанта Шмидта", а жизнь теряла свои праздничные краски и становилась всё жестче и суровей. Бывшие подростки взрослели и стали понимать в этой жизни больше, чем раньше. Под яркой упаковкой оказалась пустышка,а 100 сортов колбасы оказались несъедобными. Так и закончился «Ласковый май».

А по поводу того, что ни один ВИА никогда не собирал многомиллионную аудиторию, как хоккей, Павел Яковлевич Слободкин с вами бы не согласился. Он бы ответил словами классика:
-Есть такая партия!
В смысле ВИА.
По его сведениям за 25 лет творческой деятельности ансамбль «Веселые ребята» дал свыше 12 000 концертов, на которых побывало более 45 000 000 зрителей.


Окончание