Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Жизнь и судьба Леонида Бергера.

декабрь 2005

Родился в 1946 году в Москве.Рос на русской классической музыке.До сих пор его любимый композитор-Мусоргский.
В 4 года начал заниматься музыкой.Первым инструментом стала скрипка, которую он через три недели возненавидел и сломал.
Следующим его инструментом стало пианино, вместе с которым в его жизнь вошел и первый преподаватель музыки.Опыт оказался неудачным по причине нежелания ученика выполнять требования учителя.Однако уход преподавателя, как не странно, подтолкнул маленького Леню к попытке начать самостоятельно сочинять "какие-нибудь вальсочки".Уже в школе он продолжал этим заниматься, тем более, что отец его в этом поощрял-за каждую написанную мелодию давал рубль.
В общеобразовательной школе он проучился до 6 класса, а потом был принят в Центральную музыкальную школу.Учился по классу кларнета, но без успеха, поскольку этот инструмент не любил.Зато очень настойчиво начал заниматься теорией музыки.
Через 2 года был принят в музыкальное училище.В училище у него проявился интерес к Мусоргскому,Дебюси,Равелю,Гершвину и ...джазу. На одной из молодежных вечеринок он впервые услышал "Битлз" и сразу очень серьезно на них "запал".Чуть позже в похожей ситуации он услышал Рэя Чарльза, который настолько его поразил, что:
-Папа...,на другой день, решил что меня где-то отравили так, что я сошел с ума."
Когда Леонид женился отец подарил ему на свадьбу обручальное кольцо и попросил выгравировать на нем свое имя, но на кольце появилось надпись "Рэй Чарльз".
Это увлечение привело к тому, что Бергер был отчислен из училища.Отец упросил начальство чтобы Леонида приняли назад, но для этого ему пришлось вновь пройти через приемные экзамены, которые он довольно легко выдержал и был вновь принят на первый курс. Вскоре он познакомился с Валерием Шаповаловым, который ввел его в круг зарождавщихся московских рокеров. В 1966 году Леонид Бергер стал одним из основателей ансамбля "Орфей".

Группа "Орфей"-Витебский-Бергер-Антонов (Добрынин)
Группа

Михаил Шабров (поэт-песенник, в прошлом старший редактор фирмы "Мелодия"):
-Вокалистом группы был Леонид Бергер. У него был красивый сильный голос, и сам он был красивым молодым человеком. Девушки сходили по нему с ума. Главный показатель популярности.У Бергера были все данные, чтобы со временем стать, как теперь принято говорить, суперзвездой..."

Бергер:
-Наш репертуар представлял сплошную эклектику. Я, естественно, пел Рэя Чарльза, который в то время и довольно долго потом воспринимался всеми достаточно странно.Немного пели "Битлов"... Да, пели мы еще вещи "Бич Бойз". И, что важно, уже тогда я начинал "пописывать рок" сам.Н о вот, что потрясающе странно: меня, бешено увлекающегося "американщиной"... и "англичанщиной"..., тянуло писать песни только на русском!
Я и тексты сам писал...


Михаил Шабров:
-Леня Бергер свободно владел английским языком, его произношение было безукоризненным и песни из репертуара "Битлз" в его исполнении звучали без раздражающего слух акцента. К тому же он понимал о чем поет. И это было не слепым копированием или подражанием "Битлз",это было собственным прочтением, что всегда интересно.

На самом деле Бергер плохо знал английский в то время и его произношение тоже было далеко не "безукоризненным", поскольку все песни, которые он исполнял "снимались" им на слух по записям.Однако благодаря потрясающему голосу и необычной манере пения тогда считалось, что он был один из немногих, кто мог делать "настоящую "фирму".

Стас Намин:
-Бергер,... уникальный парень-тем, что он настоящий трудяга. В определенный момент и раньше всех он понял, что кроме "халявы" и такой, знаешь, заводной музыки, существует обязательный "музыкальный труд", и занялся соул-музыкой... Как он преображался, когда садился за фортепиано и начинал петь. Пел здорово.На английском языке и на русском, естественно...

В январе 1969 года в училище к Бергеру подошел Павел Слободкин, к тому времени уже руководитель вокально-инструментального ансамбля "Веселые ребята" и предложил совместную работу.Дав согласие, Бергер был приглашен на прослушивание.

Бергер:
-И вот я явился на прослушивание. Оказалось в зале для прослушивания сидел только Паша, готовый один решить мою судьбу.В зале стоял рояль.
"Ну? Что ты умеешь?"-спросил Паша.
Я сел за рояль и "сбацал" ему одну песню.
"Достаточно!-остановил он.
-Ты, паренек, нам подходишь!


В это время Слободкин готовился к записи первой пластинки ВИА "Веселые ребята".
Пластинка была необычна тем, что впервые фирма грамзаписи "Мелодия" выпускала композиции "Битлз", пусть и не в оригинале.Официальные власти резко критиковали эту группу, поэтому выход подобной пластинки в то время-дело совершенно удивительное,поскольку пройти в таком виде различные худсоветы и согласования было практически нереально.Кроме того на ней отсутствовали и песни членов Союза композиторов СССР. "Пробить" выход этой пластинки помогли крепкие связи Слободкина,помощь самого популярного тогда поэта-песенника Онегина Гаджикасимова (на диске записывались 2 его песни), определенный компромисс и тот факт, что она планировалась к выходу в гибком варианте (гибкие грампластинки, выпускались фактически минуя худсоветы,особенно, когда фирма "Мелодия" недовыполняла план).
На дебютную пластику Слободкин возлагал большие надежды по раскручиванию собственного ансамбля, и чтобы эти надежды оправдались, он искал людей, которые могли бы осуществить эти записи максимально эффектно.Поскольку в то время в Москве лучшими подражателями "битлов" был "Орфей", то именно на них и обратил свой взор Слободкин. Сначала он пригласил в "Веселые ребята" Бергера, а тот в свою очередь потянул за собой Витебского. А на саму запись был приглашен и Антонов.Первоначально обе песни планировалось записать на английском языке, но такой вариант не разрешили. И пришлось Леониду написать к песне "Старенький автомобиль" русский текст.Но главным хитом диска стала, как не странно, не "битловские" вещи,а песня "Алешкина любовь" (С.Дьчков-О.Гаджикасимов), навсегда ставшей визитной карточкой "Веселых ребят" и лично Леонида Бергера.Впрочем, она была сделана явно под воздействием тех же "Битлз".Пластинка стала суперуспешной, обеспечив сумашедшую популярность и ансамблю и Бергеру лично.

Сергей Дьячков-композитор:
-Я считаю его (Бергера) самым гениальным музыкантом из всех кого я знал в жизни. Меня никогда не удовлетворяло то, как кто-то поет, всегда были какие-то замечания.И в конце концов, как получилось-так и получилось. А когда пел Бергер-он просто подавлял. Мне казалось что он поет лучше, чем я придумал.

В этот период Леонид, как певец, стал востребован разными авторами. Он принимает участие в записи сольной пластинки композитора Давида Тухманова (песня "Непросто быть вдвоем" вместе с "Веселыми ребятами"). Эта пластинка в гибком варианте вышла даже раньше, чем дебютный диск самих "Веселых ребят".
Известный композитор Оскар Фельцман предложил Бергеру записать несколько своих песен с обещанием помочь в продвижении.
Вышла пластинка, где кроме песни Фельцмана была и песня Д.Тухманова с оркестровым акомпаниментом.
Композитор Владимир Рубашевский выпустил миньон со своей музыкой к фильму "Каникулы в раю",где одну песню записала вокальная группа "Веселых ребят" (Бергер,Витебский и Петерсон) вместе с певицей Марией Лукач,одну спел сам Бергер и одну дуэт Бергер-Лукач.
Короткое время в "Веселых ребятах" вместе с Бергером работал и Александр Градский.

А.Градский:
-Впечатление?
Сногшибательное!!!
Очень он (Бергер) мне тогда нравился!
Но!!!
Он никогда ничего не сделал своего.
Сейчас-а я его вновь недавно "живьем" слушал-он, честно говоря, мне меньше понравился.Кстати, и всегда, когда он пел по-русски, это было неинтересно по сравнению с тем,как гениально-я считаю-он пел по-английски. Как он пел рэй-чарлзовские вещи!Как он пел Тома Джонса!Это просто невозможно вспоминать без слез! Это действительно замечательно было!Но как только он начинал петь по-русски-все: его, так сказать суперталант поникал...у меня в глазах.Он терял практически все...
Он певцом для меня, перед которым я хоть в чем-либо преклонялся, никогда не был! Я всегда считал себя равным, а может быть и лучше. Я на русском языке всегда пел гораздо лучше, чем он! И всегда пел на английском языку хуже, чем он, как мне казалось...
Бергер мне нравится как исполнитель английских и американских вещей-безоговорочно!Больше...никогда мне никто не нравился!


В конце 1971 "Веселые ребята" выезжают на первые зарубежные гастроли в Чехословакию, где ими была записана песня "Нет тебя прекрасней" (Ю.Антонов-А.Азизов,И. Безладнова),в которой солировал Бергер.

Алексей Пузырев- бывший участник и основной аранжировщик ВИА "Веселые ребята" их "золотого периода" 1971-1975гг.:
-Я помню, что мы записывались в какой-то кирхе, внизу была студия, а наверху сидели звукооператоры. Они очень ехидничали насчет русских музыкантов, но, как только Бергер запел, сразу примолкли...

Андрей Макаревич:
Приходилось мне видеть и слышать Бергера, одного из самых легендарных теперь предтеч отчественного рока. Он производил очень сильное впечатление, особенно когда пел Рэя Чарльза в нашем родном "Энергетике". Когда Бергер пел по-русски, меня это очень ломало, потому что американскую манеру произношения он противоестественно переносил в русское пение. Кстати, он заразил этим советскую эстраду.
(Макаревич с чувством показывает, как своей американизацией произношения русских песен Бергер "заразил" всю нашу эстраду.Подобно тому, как мы выдавливаем пасту из тюбика, он с ударениями, тягуче выдавливает из себя слова бергеровской песни "Для меня нет тебя прекрасней..."
И добавляет:
"Вот я не могу этого слушать.Меня уже тогда это коробило".


В первой половине 1972 года "Веселые ребята" примают участие в записи дебютного диска-"гиганта" Д.Тухманова "Как прекрасен мир".Они записали вокальные партии 3 - х песен: "Любовь - дитя планеты", "Любимая, спи" (Е. Евтушенко) и "Танцевальный час на Солнце" (С. Кирсанов).В двух последних солировал Бергер.
Потом вышла пластинка "Веселых ребят" с песнями из этого диска, но уже в собственном сопровождении. Видимо,это были последние работы Бергера в грамзаписи в составе "Веселых ребят".
Популярность Бергера росла, но реализовать себя в полной мере ему не удавалось.Это навело его на мысль об эмиграции.

Бергер:
-Когда это случилось, я пошел к Паше и сказал:
"Паша, все!Я делал, что мог, но мое терпение кончилось.Я уезжаю в Австралию..."
К тому времени сестра жены выехала туда из Польши, и таким образом у нас там появились родственники, что давало основания для выезда из СССР...
Паша очень растроился.Это сулило ему всяческие сложности. Я сказал:
"Паша, единственное, что я могу для тебя сделать,-это сейчас уйти из ансамбля, а уехать за границу через год.


В 1972 году Бергер уходит из "Веселых ребят" и устраивается в ресторанный оркестр п/у Виталия Клейнота.Там он получил возможность петь практически любой репертуар, чем и пользовался до самого своего отьезда.
Оркестр работал в ресторане "Лесной".
Фрагмент фильма "Вид на жительство" (1972), где можно увидеть ресторанный оркестр п/у Виталия Клейнота. На переднем плане Леонид Бергер.


Алексей Пузырев:
-Бергер? Это выдающийся певец. Таких, в общем - то, после него не было... В своей манере, конечно... это профессиональный на западном уровне певец. Техника, ум, голос, подача.

В ноябре 1972 года некие предприимчивые люди организовывают недельные гастроли в Ереване в спортзале "Динамо" сборной московской супергруппы, куда специально отбирались лучшие московские певцы и музыканты, причем для попадания туда они проходили специальное прослушивание.Бергер вошел в состав этой команды и участвовал в тех триумфальных гастролях, которые,правда, продлились всего три дня, а организаторы этого мероприятия попали под суд.
В 1973 году на экраны вышел мультфильм "По следам бременских музыкантов"-продолжение знаменитого мультика 1970 года. В записи музыки к этой работе принял участие и Леонид Бергер.Однако его имя нигде не фигурировало, поскольку он уже эмигрировал из страны.Уехал Бергер в апреле 1973, а накануне отьезда он организовывает свой прощальный вечер.

Александр Барыкин:
...С Леней Бергером я виделся только в ресторане "Лесной",в Измайлове.Перед его отьездом за границу.Это 74-й год...или 75-й...
На этот вечер в кабак привел меня Клейнот Валерка...И там пел Леня.Он пел песню: "Для меня нет тебя прекрасней..." Причем он так ее пел, что я плакал...Никогда не забуду...
Провожало его очень много людей.Улетал он на следующее утро...
Посадили меня за столик прямо рядом с тем местом, где он пел.
А пел он так классно!


Первые 6 месяцев в Австралии по словам Бергера были:
"...невыносимо тяжелыми:с большой и веселой эстрады я попал в маленькое и тоскливое дело...я должен был, например, подобно улыбающейся машине, безропотно и часы напролет паковать в магазине рубашки..."

Вскоре однако он нашел человека, который попробовал его на телевидении.
"Однако вопреки моим предвкушениям от меня хотели не того, что я мечтал петь,а "Калинку-малинку","Во саду ли в огороде..." и даже танцев вприсядку."

Это выглядело, как насмешка: Бергер с детсва прихрамывал.
В конце концов он устроился петь в ресторан, расчитывая пробиться наверх через "ресторанные подмостки". В какой-то мере это ему удалось
Сначала он выучил английский язык, и научился петь и играть "по-ихнему".Очень много стал слушать радио и паралелльно писать и записывать свои песни.
Однажды кто-то ему посоветовали показать свои песни компании, которая специализировалась на закупке музыкальных матералов. Там он познакомился с человеком,который свел его с музыкальным продюсером и тот помог ему начать музыкальную кареру в Австралии. Из бродячих музыкантов был набран оркестр и арендован клуб, который назвали "Клуб профессиональных музыкантов".
Вскоре пришла известность и к ним стали приезжать любители музыки со всего Сиднея. Благодаря этому Бергеру удалось подписать первый контракт и выпустить две пластинки. Кроме того он трижды представлял Австралию на муждународных конкурсах.
Вскоре он подписал второй контракт на выпуск еще двух дисков.Одна из записанных на них песен дошла до 4 места в австралийском хит-параде. И это был его наибольший успех.

Обложка диска "Айсберг".
Обложка диска 'Айсберг'
Александр Барыкин:
Леня был моим кумиром. Я собирал его пластинки...Нормальный был парень, хотя пользовался популярностью у всех нынешних рок-звезд.
Главное для него было-привлекать внимание своим пением, а не какой-нибудь сверхэкзотической внешностью. Быть может,благодаря именно ему подавляющее число рождавшихся в те времена рок-звезд не видели и по сей день не видят никакой необходимости увлекаться всякими побрякушками, но зато мы с переживанием следили, чтобы наш песенный арсенал всегда был на самом передовом мировом уровне.
...потом я узнал его дальнейшую судьбу.Там, за кордоном, кажется в Японии, он выпустил пластинку.Называлась она "Айсберг". На ней был самый большой его зарубежный "хит", популярный в Австралии, на всех островах Индонезии и в Японии.Название песни "Покажи мне дорогу в джунглях". Помню, из Владивостока мне привезли эту песню в Сочи. И я так "улетел" от этой песни, что долго не мог "приземлиться".Ну фирмач поет-и все!Здесь еще чувствовалось какое-то дрожание голоса, мелодии, а там он быстро набрал недостающий класс...


В Сиднее он впервые встретился со своим кумиром Рэем Чарьзом. Встреча настолько потрясла его, что он даже написал ему "громадное и дурацкое" письмо, но ответа не получил.
В 1989 годы в Австрали гастролировала Алла Пугачева. Бергеру удалось с ней познакомится и "по-русски посидеть, "погудеть", хорошо поговорить, повспоминать, что было и чего не было..." Результатом этого стало приглашение Бергера в Москву для участия в "Рождественнских встечах" в декабре того же года, где он был представлен как австралийский певец Леон Бергер.

Михаил Шабров :
...Его пригласила для участия в Рождественнских встречах Алла Пугачева. Бергера тепло принимали в основном те, кому под пятьдесят и кто помнил Леню Бергера-солиста группы "Орфей", а потом знаменитых "Веселых ребят", а новое поколение, которое выбирает "pepsi", отнеслось к австралийскому певцу Лео Бергеру достаточно равнодушно.

Наверное, это закономерный итог.Никто, из уехавших на Запад, наших эстрадных деятелей не достиг там и десятой доли успеха имевшегося здесь. И действительно, насколько там может быть востребован певец, пусть и очень похоже имитирующий Рея Чарльза, при наличии самого Рэя Чарльза?
Вопрос риторический и ответ на него очевиден.

Стас Намин:
Бергер-действительно уникальный парень. Он, как и многие тогда подающие надежды московские рок-певцы и музыканты, уехал на Запад и, как все, оторвавшись от питавшей его почвы, не достиг той известности в роке, какую мог бы иметь в мире, оставшись дома и благодаря дому. А ведь, кстати, дела его за кордоном сложились куда удачнее, чем у большинства наших соотечественников... Несколько месяцев назад я встречался с ним в Австралии.Работается ему сейчас очень хорошо. Записывается на студиях, но-не "звезда". Хотя известен в Австралии больше, чем многие другие.

В Сиднее
Алексей Пузырев:
Да, останься он, был бы сейчас фигурой Номер Один на нашей сцене...
Певец он уникальный, даже Слободкин говорил, что лучше певца он не знает.


Но Историю не исправить.И сделанного когда-то уже не воротишь.
P.S. Гипотетически сейчас можно порассуждать на тему "Что было бы, если бы он не уехал."

Юрий Ермаков (лидер одной из первых советских рок-групп "Сокол"):
-Об одном я жалею, что, когда в 70-е годы начался прессинг, нам не хватило терпения его пересидеть.
Сейчас я, конечно, понимаю, что нам нужно было наплевать на все и спокойно продолжать работать. Просто понять, что несмотря ни на что надо продолжать заниматься любимым делом...


И глядя, как Андрей Макаревич устраивает свой юбилейный концерт на Красной площади, а Алла Пугачева смогла обеспечить себе практически бессертную славу, веришь, что и у Бергера могло бы сложиться в России все не так плохо.
Хотя могло и не сложиться!
Тем не менее, вряд ли кто-нибудь на Западе (кроме самого Бергера) сейчас помнит о его главном хите австралийского периода,да и тех, кому та песня нравилась в период своей наивысшей популярности, от силы наберется по всему миру не больше, чем жителей небольшого провинциального российского города, а "Алешкину любовь" на 1/6 части суши, включая сегодня уже независимые государства, помнят.
И она до сих пор востребована.

Фотографии с сайта vesreb1.narod.ru