2015.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Беседы с Леонидом Бергером.

апрель 2017

10 июня 2015 года в рамках фестиваля "Арт-футбол" на ВДНХ состоялось выступление Леонида Бергера.Наша редколлегия посетила это мероприятие, и нам удалось пообщаться с легендарным артистом.
Непосредственно на концерте я коротко побщался с Леонидом. Так же мы договорились с ним о встрече на следующий день для продолжения разговора. В этой встречу, которая проходила в гостиниице, участвовал Георгий Симонян. Там была достигнута договоренность с Л. Бергером о продолжении нашего общения через электронную почту, после возвращения артиста в Австралию.
Общение это в итоге началось, но продолжалось не долго. Через некотрое время Леонид перестал отвечать на письма и все застопорилось. Наши попытки возобновить диалог окончились безрезультатно.
Чтобы собранный материал не пропал даром, я решил по истечении почти двух лет его все-таки выложить.
Сначала пойдет моя беседа в день концерта, а потом будет беседа Георгия и более позняя переписка.

Внизу- Тимур Тинаев-коллекционер и поклонник творчества "Веселых ребят".
Вверху- Владимир Масловский-коллекционер (сотрудничает с сайтом "ВИА СССР"), Леонид Бергер, Александр Михайлов- модератор группы "Веселые ребята" В КОНТАКТЕ, Валерий Колпаков.

-Кто делал аранжировки песен в ВР?

Очень много эстрадных вещей делал Паша. Что-то делалось коллегиально: садились музыканты вместе и предлагали свои идеи. Так было, например, с песней «Алешкина любовь».

-А кто делал аранжировку песни «Нет тебя прекрасней»?

Вот не помню уже. Мы ее записывали в Чехословакии. Каким образом она там оказалось уже в готовом виде, я не помню.

-Когда вы уехали в Австралию?

В апреле 1973.

-Мне Дьячков говорил, после возвращения в страну, что на Западе пробиться невозможно. Даже Моцарту.

Да. Пробиться там невероятно сложно. И надо понять еще очень важную вещь: надо уезжать очень молодым. Я уехал в 25 лет. Это уже был предельный возраст для подобного. Сергей уехал значительно старше. В том возрасте шансов почти нет. В составе ансамбля Клейнота были два великолепных музыканта Кофман и Брансбург. Когда к нам приехал американский оркестр и они сыграли с ним, то те просто ошалели от услышанного и стали им говорить:
-Что вы тут делаете? Уезжайте в США и там вы будете в шоколаде.
В итоге они так и сделали. Оба умерли там в нищете.

-Что стало причиной Вашего отьезда?

Тухманов написал для меня песню «С полуслова, с полувзгляда» и ее сняли для новогоднего огонька в 1971 году на ТВ. Но за несколько часов до передачи мне сказали, что ее вырезали по приказу Лапина. А я очень рассчитывал на эту пеню. И Тухманов, кстати, тоже. Эта песня должна была стать моим творческим стартом. Для меня это было сильное разочарование. Хотя, если честно, то на Запад я уже был настроен давно. За 10 лет до это в Австралию уехала моя сестра, потом туда уехала и мама. И они меня давно уже уговаривали. Однако, сначала я был категорически против. Я работал в ВР, у меня складывалась перспективная карьера, которую я предполагал делать здесь. Но вот этот Тв облом стал той каплей, которая переполнила чашу, и я решил что - пора. Я знал, что ТВ для меня закрыто. Лапин выпустил закрытой приказ, где был список из несколько человек: Мондрус, Мулерман, Ободзинский… я, которых было запрещено показывать на ТВ.

-А откуда Вы узнали об этом приказе?

Сейчас уже не помню. Сказали люди то ли «близкостоящие», то ли слышавшие от «близкостоявших».

-Я занимаюсь этой темой давно и ни от кого о подобных приказах не слышал. Читал мемуары некоторых деятелей ТВ и там они прямо говорят, что подобных списков не было. Были устные пожелания руководителей разных уровней, которые высказывали свои предпочтения. А так все решали редакторы.
Что касается вашего случая. Лапин пришел на ТВ 17 апреля 1970 года. То есть, на тот момент он работал около полугода. Его главной задачей была правильное освещение политической жизни. И он физически был не в состоянии руководить (то есть просматривать) все материалы. А самое главное, что если бы такой запретный список существовал, то вас бы редактора просто не стали снимать для Огонька. Однако, вас же сняли (время потратили, студию заняли и т.д.) и только из окончательного варианта программы убрали. То есть причина была не в вас.
-Скажите, а к тому времени у вас были какие-то связи, знакомства на ТВ?


Нет. Я еще только входил в эту среду. Мне надо было накопить определенный творческий багаж и в процессе этого обрасти нужными связями.

-Работая в ВР и параллельно сотрудничая с Тухмановым, Дунаевским, Фельцманом, Вы таким образом готовились к сольной карьере?

Серьезно об этом я тогда еще не задумывался. Меня все устраивало в ВР. Мы занимались только творчеством, а все административные вопросы решал Слободкин. Я тогда уже видел мытарство некоторых солистов, которым приходилось все эти вопросы решать самим. И им это создавало такие трудности, что подобная сольная карьера мне сильно не нравилась.

-Слободкин знал, что вы работаете «на стороне»?

Знал и ему это льстило.

-А он не боялся, что таким образом Вы готовите себя к уходу?

Нет. Он больше боялся моего отъезда.

-Как Вы познакомились с Тухмановым?

После записи песни «Алешкина любовь» мы стали очень известными, и как-то Тухманов появился на нашем горизонте.

-Но ведь еще до появления этой песни вы вместе с ВР записали его песню «Непросто быть вдвоем». Она по номеру пластинки вышла раньше , чем «Алешкина любовь»?

Вот об этой песне я забыл. Действительно я ее записал, но там нет ВР. Я накладывал голос на готовую фонограмму Тухманова.


(Прослушав эту песню в исполнении В. Ободзинского, я написал А.Цыгальницкому:
Александр, привет!
Исполнял ли с Вами ВО эту песню?
http://www.youtube.com/watch?v=CsLoaI5vvIU

Ответ был такой:
-Нет, я такой песни не помню и судя по аккомпанементу и аранжировке это более ранний период! Ритм группа точно не мы...

Тогда я написал В.Витебскому:

Здравствуйте Валентин!
Скажите, записывали ли "Веселые ребята" песню Тухманова-Пляцковского "Непросто быть вдвоем".
Инструментальная фонограмма- это ВР?

Ответ Валентина был таков:
... Эту песню я, конечно, вспомнил - это действительно мы! Но, как-то странно записаны подпевки - фальшиво! Свой (второй) голос я узнаю, но, не могу идентифицировать верхние голоса, где и слышна фальшь. Возможно, что на записи участвовал Володя Фазылов (он, всё-таки, не профессионал!). По манере игры на басу, я допускаю, что в инструментале я участвовал, но, это мог быть и Женя Казанцев, который вводился в программу перед моим уходом. Сама песня мне не нравилась, но, Вам я благодарен, что напомнили о "былом, но, невозвратном".

Чуть позже пришло еще одно письмо от Валентина:
... Вот, что-то, не даёт покоя мой ответ Вам. Вполне возможно, что эту фонограмму делали и не мы. Я вдруг вспомнил, что Бергер с Тухмановым записывал материал отдельно от ВР, так что, могли играть и студийные музыканты, как это было с песней "Как прекрасен этот мир". А моя манера игры (характерные глиссандо на концах фраз), это может быть и не настолько редкий случай! Жаль, что трудно теперь найти людей, которые помнили бы о таких частных случаях, как запись отдельной песни (в моём интервью мы с Вами подробно остановились на записи "Старенького автомобиля", и я помнил подробности записи потому, что сам снимал битловскую аранжировку, которая и была сохранена при записи)...
Валерий Колпаков и Георгий Симонян.


Окончание