Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Ещё и ещё раз про "Любовь"...

(23 февраля 2017)
1

Сначала два момента, связанных непосредственно с оформлением диска.
Диск ВСГ мне подарил, после написания мной статьи "Сомнительное многообразие", Сергей (Saphir). Сам он работал в газете (кажется, "Аргументы и факты").
В частности, мы с ним обсуждали вопрос, могли бы фамилии музыкантов быть допечатаными позже на уже готовом конверте. Ниже я приведу мои вопросы ему и его ответ на мое письмо.

Привет, Валерий!

>Спасибо за скан ЛОСа ВСГ. Надо сказать, что это самый интересный
> вариант из всех. Жаль, что он мне раньше не попадался и я о нем никогда
> не слышал.
Два вопроса:
> 1.Хотя бы в общих чертах об истории его появления у тебя.


Я и сам уже пытался вспомнить, откуда он у меня появился. Большинство пластинок ко мне попадало из частных коллекций. Начиная с середины 80-х я стал собирать отечественные пластинки. Собираю до сих пор. Но вот учета, от кого конкретные диски появляются, я не веду. А вспомнить бывает очень сложно. Например, мне от родственников жены досталась большая коллекция (500-600 дисков). Но гарантированно сказать, что такие-то пластинки были из той стопки, я могу только о десятке особо запомнившихся. Ситуацию осложняет то обстоятельство, что некоторых пластинок у меня по два и больше экземпляров. Так что тут можно сказать только, что этот диск попал ко мне не раньше 86 года.

> 2.Посмотри внимательно и скажи, а ты уверен, что подписи в центре
> появились одновременно с изготовлением конверта, а не позже? Если есть возможность, то воспользуйся лупой.


Первоначально у меня возникла такая же мысль. Мне показалось, что это более поздняя надпечатка. Если бы краска или гарнитура шрифта оказались бы отличными от остального текста, можно было бы это утверждать с большой вероятностью. Но и краска и гарнитура оказались те же. Еще можно отличить надпечатку по углу наклона - на основном тексте (той же краски) и надпечатке они должны несколько отличаться. Этого я тоже не заметил. Потом я подумал о технологических сложностях такой надпечатки. Ведь чтобы сделать надпечатку полиграфическим способом (а не штемпелем), листы должны быть не только не сфальцованы, но и не порезаны. Трудно себе представить, чтобы огромная пачка больших листов (а на одном печатном листе умещается девять обложек с оборотом) пролежала бы в типографии ВСГ несколько лет, прежде чем ее снова отправили на печатную машину. Хотя сами по себе, надпечатки практиковались в типографии ВСГ. У меня есть пара гибких пластинок с ошибочно напечатанным артикулом. Затем, старый артикул был запечатан витиеватым орнаментом и рядом надпечатан новый. Правда, все это происходило сразу же после обнаружения ошибки и до резки и фальцовки тиража (в противном случае проще было бы напечатать новый тираж). Так что, вывод можно сделать такой: теоретически это возможно, но наиболее вероятна надпечатка сразу после печати тиража.
Только что посмотрел справочник форматов стандартных печатных листов. Девять - это я загнул, конечно :-) При развертке обложки пластинки 62х35 мм на печатном листе 70х108 их умещается три штуки.

С уважением, Сергей.


Таким образом Сергей еще в 2004 году потвердил, что фамилии на конверте сделаны типографским способом и сразу после печати конвертов. Вероятно, был взят макет конверта, сделанный на АЗГ, напечатан в типографии ВСГ и там же на него допечатали дополнительную информацию.

Второй момент связан с наклонным расположением фотографий на оборотной стороне.
Перечитывая старые материалы по этому вопросу я наткнулся на письмо Николая (Santor), которое я уже выкладывал, но на которое тогда не обратил достаточного внимания. Точнее, вот на эту его фразу:

...поворот возник видимо от того, что 1-2 фотографии были изъяты перед самым запуском конверта в производство и изображение было спешно переделано. И повернуто для создания некоторой композиционной завершенности.

Действительно, если предположить, что в первоначальном варианте должно было бы быть по четыре фотографии в каждом ряду (по типу последнего), то получается, что в конечном варианте не хватает двух фото.
Кого не хватает, догадаться было не сложно: Казанцева и Полонского. Но тогда явно лишним выглядел Богрычёв. Но и тут понять первоначальную идею не составляло труда: вместо него, очевидно, должен быть Хабазин.
И тогда картина приобретала законченный вид.

Вероятный первоначальный вариант диска.


Вероятно, в таком виде диск был подготовлен к выпуску в начале 1974 года. Думаю, что в этом варианте под каждым фото была помещена фамилия.
Дальше я сделаю еще одно предположение для которого необходимо небольшое пояснение. Поскольку фирма "Мелодия" планировала выпуск своей продукции вперед, то еще в 1973 году выпуск первого гиганта ВИА "Веселые ребта" был запланирован на второе полугодие 1974 года. На это указывает стремление ансамбля записать весь музыкальный материал для этого диска до конца 1973 года. Что и было успешно сделано.
Если бы, все пошло так, как было запланировано, то уже в конце 1973 года (или в начале 1974) мог быть записан лаковый диск и пластинка пошла бы в производство.
Однако вмешался случай, о котором я уже упоминал в статье "Вокруг и около "Любви...". Речь идет о статье в журнале "Советская эстрада и цирк" №9-1973. Эта статья могла стать причиной, по которой подготовка диска на "Мелодии" была остановлена и, скорее всего, перенесена на следующий 1975 год. Отменить его совсем было бы, наверное, не эффективно, поскольку на подготовку диска уже были потрачены деньги. Музыкальный материал для диска и готовый конверт пролежали на "Мелодии без движения до середины 1974 года, когда в июле ансамбль покинул А. Лерман. В августе "залетают" Казанцев с Полонским. Потом уходит Хабазин. Фотогалерея на обратной стороне начинает рассыпаться.
В какой-то момент становится ясным, что если не убрать фамилии, то конверт надо будет править каждый месяц. Так появляется наклонный вариант фото, в кототом убирают и фамилии. Это вариант становиться окончательным, примерно, в ноябре 1974 года. В декабре записывают лаковый диск и пластинка уходит в производство.

Окончательный варинт.

Дальше следует технологический цикл на производстве -около 6 месяцев. И вот летом 1975 года диск появляется в продаже. К этому моменту из оставленного на фото состава выпадают еще трое: Пузырев, Малежик и Барыкин.
Это еще раз потвердило правильность решения по удалению фамилий.

Окончание.